В политических кругах Узбекистана активно обсуждается инициатива социал-демократической партии «Адолат», направленная на кардинальное ужесточение мер в отношении лиц, систематически нарушающих правила дорожного движения. Вместо очередного повышения штрафов, партия предлагает сосредоточиться на более длительных сроках лишения водительских прав и других нефинансовых санкциях, что вызвало широкий общественный резонанс.
Заместитель председателя политического совета партии «Адолат» Ислом Хамроев в своем выступлении на телеканале O'zbekiston 24 разъяснил позицию партии, подчеркнув, что первоначальная реакция общественности на предложения главы партии Робахон Махмудовой была основана на неверном толковании. По его словам, опубликованный материал за трое суток собрал более 15 миллионов просмотров, однако в комментариях распространилась дезинформация о якобы готовящемся увеличении штрафов.
«В тексте инициативы нет ни единого упоминания о повышении штрафов», – заявил Хамроев, сетуя на то, что дискуссия сместилась в неверное русло из-за одного неточно написанного комментария, который был подхвачен сотнями других пользователей.
Основной акцент в предложениях партии сделан на злостных нарушителях – водителях, которые совершают более десяти зафиксированных нарушений ПДД в течение одного месяца. Для такой категории участников дорожного движения «Адолат» предлагает увеличить максимальный срок лишения права управления транспортным средством с нынешних трех лет до десяти. Эта мера, по мнению партийных деятелей, должна стать более действенным инструментом профилактики, чем денежные взыскания, которые для некоторых водителей не являются серьезным сдерживающим фактором.
Инициатива, озвученная Робахон Махмудовой еще в октябре, также включает в себя ряд других серьезных мер. В частности, предлагается лишать водительских прав на срок от 3 до 10 лет за значительное превышение скорости. Особое внимание уделено безопасности уязвимых участников дорожного движения: партия настаивает на введении более строгих санкций за нарушения, совершенные вблизи школ и детских садов.
Кроме того, «Адолат» выступает за ужесточение ответственности за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом. Предлагается пожизненно лишать права управления автомобилем тех водителей, которые совершили ДТП с человеческими жертвами, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Еще одним важным пунктом инициативы является предложение «усилить экономическую ответственность» для систематических нарушителей. Речь идет не о штрафах, а о существенном увеличении для них страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Такой подход, как ожидается, создаст финансовые стимулы для более ответственного поведения на дороге.
Статистика дорожно-транспортных происшествий в стране остается тревожной. За девять месяцев 2025 года в Узбекистане было зарегистрировано 5 895 ДТП, в которых погибли 1 303 человека. Хотя эти цифры показывают некоторое снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 3,8% и 4,8% соответственно), уровень смертности на дорогах все еще вызывает серьезную озабоченность. Инициативы, подобные предложенным партией «Адолат», отражают поиск новых, более эффективных решений для повышения безопасности дорожного движения в республике.