Узбекистан планирует значительно расширить парк локомотивов, вагонов и электропоездов для новых и строящихся маршрутов. Об этом 13 ноября говорилось на презентации президенту Шавкату Мирзиёеву о планах по развитию железнодорожной инфраструктуры.
В рамках программы модернизации планируется приобрести в Китае 38 магистральных локомотивов, 50 маневровых и гибридных маневровых локомотивов. В мае президент поручил «Узбекистон темир йуллари» заключить контракт с китайской CRRC на поставку 50 тепловозов, так как, по словам главы компании Зуфара Нарзуллаева, 91% имеющегося парка устарел.
Кроме того, поручено совместно с южнокорейской компанией Hyundai Rotem доставить шесть высокоскоростных электропоездов. Они начнут поступать в страну уже с декабря.
Запуск первого состава намечен на 2026 год по стратегически важному маршруту «Ташкент — Ургенч — Хива». Ожидается, что это позволит сократить время в пути с 14 часов до 7,5 часа. Каждый такой поезд вмещает 351 пассажира, состоит из семи вагонов и способен развивать скорость до 250 км/час.
В общей сложности поручено доставить шесть высокоскоростных электропоездов в рамках проекта, общая стоимость которого оценивается в $220,03 млн евро. Финансирование обеспечивается за счёт Фонда реконструкции и развития, средств АО «Узбекистон темир йуллари» и крупного займа от Эксимбанка Кореи на льготных условиях.
Для Ташкента и его агломерации планируется закупить 23 междугородних электропоезда для улучшения пригородного сообщения. Кроме того, ведётся работа над приобретением специализированных современных поездов из Южной Кореи, которые будут эксплуатироваться на горных участках — по железной дороге через стратегически важный перевал Камчик и через перевал Дарбанд, соединяющий Сурхандарью и Кашкадарью.
Для повышения качества обслуживания и пропускной способности железных дорог предусмотрено:
• производство 250 современных пассажирских вагонов, ежегодное производство пассажирских вагонов поручено увеличить с 40 до 50 единиц;
• закупка 23 междугородних электропоездов;
• изготовление 10 тысяч грузовых вагонов;
• восстановление более 6 000 вагонов;
• капитальный ремонт 12 электровозов;
• закупка 14 дополнительных высокоскоростных поездов (шесть единиц в 2026 году и ещё восемь до 2030 года), которые будут задействованы на направлениях «Ташкент — Термез» и «Ташкент — Андижан», в том числе на горных участках;
• увеличение объёма пассажирских перевозок с текущих 10 млн до 20 млн пассажиров к 2030 году.
Помимо закупки подвижного состава, программа модернизации включает масштабное развитие инфраструктуры. К 2030 году запланировано:
• строительство 151 км новых железнодорожных путей;
• электрификация 182 км действующих участков;
• модернизация 27 станций и 100 км железнодорожных путей.