Комитет по туризму Республики Узбекистан приступил к масштабной реализации проекта по созданию «территорий, свободных от автомобилей» в различных уголках страны. Инициатива, направленная на развитие туристической инфраструктуры и повышение комфорта городской среды, охватывает не только столицу, но и региональные центры. В рамках данной программы, особый статус получили локации в Ташкенте, Нукусе, а также в одиннадцати областных центрах и девяти малых населенных пунктах республики. Основная задача нововведений заключается в обеспечении условий для «содержательного отдыха и свободных пеших прогулок» как для местных жителей, так и для гостей Узбекистана.
В столице центральным элементом этой трансформации стала улица Тараса Шевченко. Фактически движение транспорта здесь было ограничено еще в период реконструкции 2024 года, когда создавалась специализированная гастрономическая улица. Теперь же этот статус закреплен официально, превращая оживленную ранее артерию в полноценную прогулочную зону, где контроль за соблюдением режима осуществляют сотрудники правопорядка, предотвращая въезд частного транспорта.
Особое внимание уделено историческим центрам. В Самарканде для пешеходов выделены два значимых участка. Первый, протяженностью два с половиной километра, расположен в туристическом поселке «Конигил», известном своими ремесленными традициями. Второй участок, длиной полтора километра, пролегает по улице Ислама Каримова и связывает две главные достопримечательности города - площадь Регистан и мемориальный комплекс Шахи-Зинда. Бухара также присоединилась к инициативе: здесь от автомобильного потока освобожден отрезок дороги от торгового купола Токи-Тельпакфрошон до парковочной зоны у древней цитадели Арк. В Хиве аналогичные меры приняты на территории комплекса «Арда Хива».
География проекта продолжает расширяться за счет областных локаций. В Ташкентской области пешеходными стали улица Ташкент йули в махалле «Карасу», километровый участок в махалле Ойбек, а также часть улицы С. Рахматова в Ангрене. В Ферганской долине изменения затронули несколько городов: в Намангане это участки улиц Усмана Насыра и Лутфи (махалля «Оби Хаёт»), в Фергане - зоны у Дворца искусств, в парках «Эко Шахар» и имени Ахмада Аль-Фергани. Коканд предоставил пешеходам площадь Урда и улицу Истиклол, а Маргилан - парк Творчества. Андижан внес в список улицы Истиклол, Урикзор и Сарикуй.
Не остались в стороне и другие регионы. В Гулистане под пешеходную зону отведено 0,72 км улицы Алишера Навои. Джизак ограничил движение в махалле Заргарлик, на улице Синдора Хамрокулова, в экопарке «Урда» и возле литературных музеев. В Кашкадарье свободными от машин стали улица Мустакиллик в Карши, историческая площадь в Шахрисабзе и туристический центр Мираки. Сурхандарьинская область представлена внутренней дорогой улицы Алишера Навои в Термезе. В Навоийской области в список вошли парк «Новый Узбекистан», озеро Ёшлик и Сармышсайский музей-заповедник. В Республике Каракалпакстан зоной спокойствия объявлен центр отдыха «Дустлик».
Внедрение подобных зон отражает глобальный тренд на деавтомобилизацию туристических центров, позволяя архитектуре городов раскрываться без визуального шума автомобильного трафика.
Знаете ли вы, что концепция первой в мире пешеходной торговой улицы в современном понимании была реализована в Роттердаме в 1953 году (улица Лийнбаан), что тогда считалось радикальным экспериментом, а сегодня является золотым стандартом урбанистики, который теперь активно внедряется и на улице Тараса Шевченко.