В Ташкенте разгорелся очередной громкий скандал, связанный с работой государственных баз данных. Из-за нелепой ошибки при вводе кадастровой информации в систему, гражданам ошибочно приписали чужую недвижимость, обложили налогом и, что самое возмутительное, наложили штрафы за неуплату несуществующих долгов. Об этом рассказали в неформальном сообществе покупателей товаров и продуктов на территории Узбекистана «Потребитель.Уз».
Одна из семей, ставшая жертвой этой системной ошибки, поделилась своей историей, которая красноречиво демонстрирует бюрократический абсурд. Для того чтобы доказать, что квартира, которая числилась в налоговых органах за свекровью, на самом деле ей не принадлежит, семье пришлось потратить полгода. Это время было потрачено на изнурительное хождение по инстанциям:
• писали многочисленные жалобы в налоговую службу;
• обращались в прокуратуру;
• звонили на горячую линию «1000»;
• пришлось дважды посетить Кадастровое агентство.
Граждане возмущены: почему люди должны тратить месяцы своей жизни на исправление чужих, очевидно тупых ошибок?
По мнению пострадавших, весь этот бюрократический марафон можно и нужно было решить гораздо проще и быстрее. В стране действует телефон доверия Кадастрового агентства — 1097. Именно по этому номеру, без необходимости гонять граждан по кабинетам, сотрудники должны принять заявку об ошибке, поднять бумаги, с которых вводили базу и всё исправить.
После исправления ошибки следует отозвать из Бюро принудительного исполнения (МИБ) и из судов иски о штрафах и долгах. Не гражданин должен бегать с бумагами, чтобы доказать свою невиновность, а тот, кто ошибку допустил, должен её полностью устранить и ликвидировать все последствия.