Логистическая карта столичного метрополитена претерпит заметные изменения, которых жители города ожидали последние несколько лет. Администрация ташкентской подземки официально подтвердила готовность к запуску в эксплуатацию дополнительных вестибюлей сразу на четырех станциях, расположенных на Чиланзарской и Узбекистанской ветках. Речь идет о расконсервации инфраструктурных объектов, которые десятилетиями оставались недоступными для пассажиров.
Решение о возобновлении работы ранее закрытых выходов продиктовано объективной реальностью: Ташкент сталкивается с постоянным ростом населения и, как следствие, увеличением нагрузки на общественный транспорт. Существующие входные группы в часы пик едва справлялись с потоком граждан, что вынудило руководство метрополитена задействовать резервные мощности.
Начиная с четверга, пассажиры смогут воспользоваться следующими маршрутами:
На станции «Миллий бог» открывается южный вестибюль, выводящий к эстакаде метромоста.
Для станции «Гафур Гулям» становится активным западный вход, который долгое время оставался заблокированным.
Северный вестибюль станции «Узбекистан», ориентированный в сторону здания Государственной консерватории, также примет первых пассажиров.
На станции «Машинасозлар» заработает восточный терминал, обеспечивающий доступ со стороны промышленной зоны.
История этих объектов примечательна. Большинство из них (за исключением более новой станции «Юнус Раджаби», открытой в 2001 году) были сданы в эксплуатацию еще 30-40 лет назад, однако вторые выходы так и не были доведены до ума. В те годы пассажиропоток считался недостаточным для содержания двух вестибюлей, и сооружения остались в «черновом», недостроенном варианте, по сути, представляя собой бетонные коробки без отделки и оборудования.
Ситуация начала меняться в 2023 году, когда администрация метрополитена, оценив динамику городского трафика, выступила с инициативой реанимации «спящей» инфраструктуры. Практическая реализация проекта стартовала в августе 2024 года с работ на станции «Миллий бог». Тогда же были озвучены планы по поэтапному вводу в строй вторых выходов на пяти ключевых станциях.
Перед тем как распахнуть двери для горожан, технические службы провели масштабную модернизацию помещений. Это не просто открытие старых дверей - вестибюли пришлось оснащать с нуля. Специалисты смонтировали современные системы освещения, установили новые турникеты, поддерживающие актуальные способы оплаты, и разместили автоматы для покупки билетов. Теперь эти зоны полностью соответствуют стандартам безопасности и комфорта, принятым в современном Ташкенте.
Ввод дополнительных мощностей должен существенно разгрузить основные входы и перераспределить потоки людей, особенно в утренние и вечерние часы пик. Сотрудники правопорядка, обеспечивающие безопасность в метрополитене, также будут перераспределены для контроля новых зон доступа.
В оформлении станций Ташкентского метрополитена, который считается одним из самых красивых в мире, традиционно не использовались изображения живых существ (людей и животных) в реалистичной манере из-за культурных особенностей региона в советский период, однако этот негласный запрет часто обходился с помощью стилизации и орнаментов, а станция «Космонавтлар» и вовсе стала уникальным исключением с портретами известных покорителей космоса.