В столичном регионе наблюдается серьезная корректировка логистических процессов в сфере общественного транспорта, вызванная погодными условиями. После того как узбекский сегмент социальных сетей заполнили кадры с длинными вереницами автобусов, ожидающих очереди на заправку, ситуацию прокомментировало ответственное ведомство. В АО «Тошшахартрансхизмат» подтвердили: пропускная способность инфраструктуры для заправки муниципального транспорта была урезана втрое.
Если говорить языком цифр, то из функционировавших ранее 33 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), обслуживающих подвижной состав, в строю осталось всего 11 объектов. Такое решение продиктовано необходимостью перераспределения энергоресурсов. В условиях наступивших холодов приоритет отдан бесперебойному снабжению природным газом жилых домов, населения и стратегических социальных объектов города.
Ситуация начала накаляться несколько дней назад, когда пассажиры и очевидцы стали фиксировать простои техники. В Ташкенте ежедневно на линии выходят свыше 1000 автобусов большой и особо большой вместимости, двигатели которых работают на сжатом природном газе - метане. Ранее распределение этой армады по 33 точкам позволяло избегать коллапса, но резкое сужение «горлышка» до 11 станций не могло пройти бесследно.
Механизм ограничения был запущен не спонтанно. Список действующих заправок был утвержден после согласования с филиалом газоснабжающей организации «Худудгаз пойтахт» и непосредственно хокимиятом города Ташкента. На основе этого усеченного перечня руководство «Тошшахартрансхизмат» было вынуждено в экстренном порядке перекраивать графики заезда автобусов на дозаправку.
В официальном сообщении компании раскрываются технические причины возникновения заторов. Дело не только в закрытии станций. Сказался кумулятивный эффект: увеличилось расстояние холостого пробега до открытых АГНКС, а само потребление газа зимой традиционно растет. Кроме того, наблюдается падение давления в магистральных газопроводах, из-за чего процесс закачки топлива в баллоны каждого автобуса занимает значительно больше времени, чем в теплый сезон.
Для минимизации неудобств пассажиров и попытки сохранить интервалы движения, транспортники перешли на усиленный режим работы. Организованы ночные дежурства ответственных сотрудников, которые в ручном режиме контролируют процессы на заправках, пытаясь стабилизировать выход машин на маршруты. Ситуация остается на контроле профильных структур.
При падении давления в газовой магистрали ниже определенного критического уровня, компрессорам на АГНКС требуется в 2-3 раза больше электроэнергии и времени, чтобы сжать газ до необходимых 200 атмосфер для заправки одного автобуса, что и является главной технической причиной "черепашьей" скорости очередей, а не само количество автобусов.