В Узбекистане решили заменить популярные русские слова на узбекский язык

В Узбекистане решили заменить популярные русские слова на узбекский язык
В Узбекистане серьезно занимаются переводом популярных иностранных слов на родной язык. В частности, комиссия по терминам при Кабмине перевел 40 популярных иностранных слов на узбекский язык.

К примеру были переведены следующие слова:

аванс - бўнак,
доставка - етказиш,
лидер - етакчи,
линк - ҳавола,
светофор - йўлчироқ,
портфолио - йиғмажилд,
IT технологии - ахборот технологиялари (АТ).

Комиссия активно занимается донесением до населения важности использования чистого узбекского языка. Стоит отметить, что многие узбекистанцы в разговоре до сих пор используют многие русские слова.
Комментарии
  1. 33 ренессанс
    20 февраля 2026 13:50
    Это же очень хорошо и даже отлично! ☝️ Узбекский перестало нравится быть людьми и захотелось вернуться на пальму 🌴
  2. Алишер
    18 февраля 2026 07:02
    Ну все теперь наконец то все счастливо заживём.
  3. Александр
    16 февраля 2026 21:09
    Светофор это светосигнальное устройство для регулирования автомобильного движения на дороге.
    Светофор не может быть дорожным столовым фонарем освещения проезжей части дороги.
    Значит ЙулЧирок это столбовой фонарь для освещения дороги.
    Светофор значит автомобильга рангли ЙулЧирок.
    Так и писать по десять слов.
    Или сократить "А Р еЙ Чки"
    Светофор Арейчки.
    Железнодорожный симафор
    Темир йуловга Локомотивнинг рангли йул чирок
    Ставим " ТиЛеРийЧки
    Учитесь братцы как слова рожать!!!!
    1. Гость
      17 февраля 2026 02:28
      Александр,
      Для освещения проезжей части-,,куча чироги".
      Семафор,(пишется через ,,е",неуч),это термин полностью от греческого языка.Его переводить нет нужды.Железная дорога изначально говорится на узбекском ,,Темир йули".На русском терминов как таковых почти нет,есть слова обозначающие простые понятия,которых перевести на узбекский язык нетрудно.
  4. Dilishod
    16 февраля 2026 12:00
    Одно время самолёт называли таёра. Потом учок назвали. Сейчас не знаю как называют. А народ до сих пор говорит и светофор и картошка и помидор. Такое чувство что нашим профессорам филологам заняться больше нечем. Лишь бы показать имитацию бурной деятельности. Спросите у народа, народу виднее как легче. Давайте тогда все слова на фарси тоже переведем. Не узбекские же. Например минораи калон, Узун минора или котта минора назовем.
    1. Гость
      16 февраля 2026 13:12
      Dilishod, признайся ты же Димка 🤪🤪
    2. Lena Karpova
      16 февраля 2026 15:35
      Гость,
      он может быть и Димка, но и ты тоже не "гость" а Мыколка
    3. Гость
      17 февраля 2026 13:13
      Lena Karpova, я Мыкола? Спасибо за комплимент.
    4. Гога
      16 февраля 2026 15:41
      Гость, признавайся ты же Мыкола или Олександр
    5. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 16:46
      Гога,
      👩‍🚒🌏🔹Скорее всего так и есть , может даже Мыкола Володимирович. 😁 Adele Activiste eternelle
  5. Правда
    15 февраля 2026 22:41
    Йўлчироқ - что если фонарь, гул қоғоз - это не обои, нуктаи назар - чёрт знает что.
    Бог - это сад, хайвонат боғи - это что?
    И т.п.,
    1. Молчун
      17 февраля 2026 15:06
      Хайвонот боги - це Сад зверей !
  6. Урюк
    15 февраля 2026 20:35
    Многим до этого нет никакого дела!!!
    1. Хурюк
      17 февраля 2026 08:09
      Урюк,
      До тебя тоже никому дела нет.
  7. Люблю лапшу
    15 февраля 2026 16:29
    А вот интересно, если бы Ленин назвал бы республики не по национальному признаку, а например по месту расположению, южная республика, юго- восточная например и т.д. Возникли эти дебаты в настоящее время? Надеюсь пропустят модераторы, это же вопрос.
    1. Гость
      15 февраля 2026 17:58
      Люблю лапшу,
      Обидно да?😁
  8. Albert ибн Goga оглы
    15 февраля 2026 14:08
    Если бы от этих всех движения, уменьшалось количество работающих (не люблю слово гастарбайтеры) за рубежом людей то это было бы хорошо.
    Но с количеством такой рождаемости навряд ли эта проблема будет решена в ближайшие годы.
    И навряд ли от таких решений, например в России будут рады в будущем, принимать людей и особенно тех кто не будет понимать международный русский язык, и принимать уклад народов населяющих Россию.
    Так что продолжаем радоваться дальше)
    ВВП добрый(я лично его конечно уважаю, именно благодаря ему россияне живут в целом не плохо и спасаются миллионы людей на заработках в "плохой России" сегодня) не вечен, возраст всё таки уже
    Да и как будут зарабатывать троллоло если не будут знать Великий и могучий?)
    Пропустим или как обычно затрём?)
  9. Гость
    15 февраля 2026 09:02
    Хорошо что все наши граждане поддерживают реформы по совершенствованию, развитию и применению по все местно Государственного Языка.
    1. Факт
      15 февраля 2026 13:31
      Гость, только чуждые противятся.
    2. Сапсан
      15 февраля 2026 14:20
      Гость, Хорошо шутите, осталось опросник создать и будет показано что многим до этого нет дела
    3. Гость
      15 февраля 2026 17:40
      Сапсан, без опроса понятно, всего лишь 1,5% населения будут против, они неисправимы но их поезд давно ушел и они понимают.
    4. Сапсан
      16 февраля 2026 06:35
      Гость, вы сами пишите все наши граждане, почему такая уверенность? Вы один да а не весь народ, да и судя по количеству реакций все говорит не в вашу пользу, думайте и дальше что всем эти прям реформы нужнее других значимых для жизни других аспектов, которые стоило бы развивать и улучшать
    5. Гость
      15 февраля 2026 17:57
      Сапсан,
      Откуда такая уверенность?
  10. Shavkat Tursunov
    14 февраля 2026 09:15
    Пусть всё будет как должно быть Свой язык в совершенстве знать это очень хорошо, но должны пройти поколения . Мне шестьдесят два года возможно я и моё поколение не научится полностью говорить по узбекски за это вы нас простите. Вообще знать Русский язык если едете работать в Россию было-бы не плохо и английский язык тоже надо знать раз к нам едут гости из разных стран. Всем мира . С любовью к вам семья Турсуновых из Берлина.
    1. Lena Karpova
      16 февраля 2026 12:03
      Shavkat Tursunov,
      "если вы едете в Россию на заработки" то знать язык просто обязательно!
      это требование времени
      а у нас за 25 лет выросли два поколения которые его просто не знают
      а т.н. советские поколения его попросту забыли так как носители массово выехали
    2. Гость
      16 февраля 2026 13:16
      Lena Karpova, ничего подобного, живя в Узбекистане ты не обязана а въезжая на время люди обязаны? Иди гуляй, агитируй своих чтоб учили государственный язык, если дальше хотят здесь жить!
    3. Lena Karpova
      16 февраля 2026 15:38
      Гость,
      не говорите что мне делать (гулять например) и я не скажу куда вам идти!
      если вы туда едете на работу - будьте добры говорить по-русски
      к вам сюда дворниками курьерами или разнорабочими на склады и рынке не едут россияне - это вы туда едете
      если вам это не нравится - езжайте на заработки в южную корею или эмираты
      и не нужно мне тут ничего советовать
      я буду жить здесь столько сколько захочу
    4. Гость
      16 февраля 2026 19:59
      Lena Karpova, ты тоже не указывай кто что должен знать и делать тогда не пошлю тебя за твоим корабликом(( и не твоя забота кто куда едет и на каком будет говорить. И не смей указывать людям не доросла еще. Не хочешь уезжать? Все таки знаешь что чуждую как ты там не примут как и здесь.
    5. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 22:00
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Ты уже надоел избитыми формулировками. В Узбекистане нет своих и чужих. Все единые граждане страны и жить будут не спрашивая об этом у тебя. Но вот если те узбекистанцы, которые уедут и примут гражданство любой страны, хоть США , и в данном случае РФ, и начнут оттуда оскорблять Узбекистан и поливать, поверь уж, я сама их поставлю на место и так оскорблю, и не посмотрю, что это тоже соотечественники с исторической родины. Но пока этого не происходит, я пока что не сталкивалась. Соответственно, указывать и оскорблять узбекистанцев по национальному признаку ты не имеешь никакого права. Хватит болтать то, чего тебе не доверяли... Ты вызываешь отторжение у большинства своей навязчивостью ...Adele Activiste eternelle🫤⚡❄️
    6. Гость
      18 февраля 2026 05:36
      Активистка Аделя,
      если ты такая хорошая “гражданочка”, почему ты поддерживала Соловьева когда он нам угрожал СВО? Почему не поставила на место? 🤪🤪 болтаешь одно поступаешь по другому, лицемерка?
      Речь идет о таких как ты ждунах не зависимо от национальности. Ты говори только за себя, а большинство давно уже знает твое лицемерие и кто ты такая. 🤪🤪
    7. Free Crimea
      16 февраля 2026 23:12
      Lena Karpova,
      Тебе говорят не про российских гастарбайтеров, которые едут сюда, а про тебя! Куда нам ехать, мы сами решим, это не твоё дело! Но твоя обязанность - выучить узбекский язык и говорить на нем.
    8. Lena Karpova
      17 февраля 2026 17:12
      Free Crimea,
      "свободный крым" - куда вам ехать решите не вы (тем более что вы не узбек и пишите сюда из другой страны)
      а решать будут страны которые вас пока еще к себе пускают
      и если вы будете поступать как сейчас то вас скоро никуда не будут пускать
      моя обязанность работать и приносить пользу своей Родине
      и не вам мне указывать
    9. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 22:15
      Free Crimea,
      👩‍🚒🌏🔹Нет такой конституционной обязанности. Не надо искажать и интерпретировать по своему Конституцию, за это тоже есть наказание если интерпретация ведёт к ущемлению прав граждан. Так что, не не надо демонстрировать мнимое привилегированное своё право - у вас не больше чем у всех. Но для объективности скажу : мне также не очень нравятся высказывания некоторых здесь о мигрантах, но я категорически против таких методов , чтобы по национальному признаку ущемлять права и " указывать на место", как это делаете вы и ваши единомышленники...Adele Activiste eternelle ⚡❄️
    10. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 21:44
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Ты попутал предмет темы. Въезжая в страну необходимо знание языка для пользы его же - мигранта, больше шансов на работу и быстрее найти контакт, а не по чьей-то прихоти знать язык. В Узбекистан на работу особо не приезжают , а тем, кто живёт и родился здесь, вы ( такие как ты) не вправе указывать и принуждать учить язык. Вот китайцы, если только для работы приезжают, но они обходятся и своим - они успешнее и с ними все считаются , и почему-то их никто не принуждает учить государственный язык, а они - переживут 😁...Adele Activiste eternelle ⚡🫤
    11. Гость
      18 февраля 2026 05:51
      Активистка Аделя, вот и пошли байки от балалайки, ты объясни своей соратнице пусть не указывает людям что делать, люди сами знают лучше её. Мигранту знать язык страны где будет работать выгодно, а по твоему гражданину знать язык страны проживания не выгодно? Двойные стандарты. Ты почему все время упорно противишься изучению нашими гражданами независимо от национальности Государственного Языка?
    12. Karpova Elena
      18 февраля 2026 11:54
      Гость,
      ради бога
      если вам и вам подобным невыгодно работать в России то как говорится
      скатертью - дорога!
      давайте забирайте скорее домой своих
      и найдите им работу
      иначе они вас очень сильно будут наказывать по возвращению
    13. Real
      16 февраля 2026 21:26
      Lena Karpova, какое твое дело, кем ты себя возомнила, если скучно иди мой посуду и пересчитай вилки и ложки. Не вмешивайся, люди без тебя лучше знают что делать!
    14. Lena Karpova
      17 февраля 2026 17:13
      Real,
      в отличии от вас я умею и читать и считать
      что вам делать зарубежом решать не вам а тем странам куда вы едете
    15. Real
      17 февраля 2026 22:14
      Lena Karpova, фантастика.. ты умеешь писать и читать? Невероятно…

      А при чем тут ты, не твое дело что зарубежом будут делать люди, не забывай ты никто и тебя звать никак. Умничает еще.. выше указали тебе адрес куда идти. ⛴️
    16. Karpova Elena
      18 февраля 2026 11:55
      Real,
      так и не вам решать что делать нашим зарубежом
      более того
      если вам и вам подобным не нравятся условия работы в России
      то пожалуйста поменяйте им всем место работы на другую страну
      вам россияне только спасибо скажут
    17. Погран
      16 февраля 2026 23:40
      Lena Karpova,
      еще одна коллега Активной Мудели нарисовалась со своими проповедями и т у пыми советами.
  11. Slan
    14 февраля 2026 00:48
    А картошка и помидор как перевести на узбекский
    1. Гость
      14 февраля 2026 06:37
      Slan,
      Это не русские слова.Зачем переводить?
    2. Евгений
      17 февраля 2026 15:35
      Гость,
      Значит переводить нужно именно русские слова? А какими пользоваться? Турецкими и английскими?
    3. Гость
      14 февраля 2026 09:31
      Slan,
      Ты их сначала на русский переведи.😁
    4. Садир
      14 февраля 2026 09:47
      Slan,
      Это не Русский название
    5. Марат
      14 февраля 2026 11:16
      Slan,
      Картошка -картшка ,помидор -памадр
    6. Sanjar Usmonov
      14 февраля 2026 14:56
      Slan,
      Картшка ва памидор
    7. Albert ибн Goga оглы
      15 февраля 2026 13:49
      Slan,
      Памидор-мамидор.
      Уже есть зачем переводить.
  12. Антифа
    13 февраля 2026 21:21
    А как переводится зелёный,голубой цвет?
    Оранжевый,жёлтый,бардовый, коричневый?
    Работы много ещё ого гоооо много чего правильно перевести надо.
    А то так и будем синий чай пить.
    1. Активистка Аделя
      14 февраля 2026 21:55
      Антифа,
      👩‍🚒🌏🔹А мне, кстати, больше нравится именно вариант " кук чой" нежели будет " яшил чой". Нужно переводить не буквально, а именно, чтобы было сочетание смысла и контекста. Слово " кук" в более широком смысле означает именно зелёный, а в отдельных смыслах , смотря о чём речь - синий. Есть , конечно, и другие вариации. В советское время переводили очень грамотные специалисты, и они учитывали именно контекст и специфику языка. В этом задача переводчика как профессионала , что не всегда нужно переводить буквально. Adele Activiste eternelle ❄️🌿🍀🐝
  13. Чемодан
    13 февраля 2026 21:19
    Как разговаривали , так и будут разговаривать , так как хотят , ещё будут указывать , кому и как разговаривать ,
    1. Гость
      14 февраля 2026 19:40
      Чемодан,
      А кто тебе запрещает?
  14. Гость
    13 февраля 2026 18:29
    Ничего себе... срач развели. Хочешь учи, а не хочешь то не учи. Главное, чтобы могли общаться и работать. Мир большой и люди разные. Когда запретят все языки, кроме узбекского, тогда и придет время либо уезжать либо выучить. Всем добра.
    1. Гость
      14 февраля 2026 19:41
      Гость,
      Никто не говорит вам ,, учить."Вас вообще это не касается.
    2. Free Crimea
      15 февраля 2026 01:38
      Гость,
      Русские всё на свой счёт принимают, думают, что их хотят в чем-то где-то ущемить.
  15. Дилмурод
    13 февраля 2026 13:39
    Давайте переведём «Шахрисабз», «Охангарон», «Регистон», «Богишамол», «Богизогон»,
    1. Гость
      13 февраля 2026 19:16
      Дилмурод,
      Все будет,в свое время.
    2. Гость
      13 февраля 2026 21:08
      Дилмурод,
      Зачем переводить?Сразу переименует на узбекский,тюркский лад.как в Таджикистане переименовали узбекские названия на таджикские.
  16. Олег
    13 февраля 2026 13:29
    Фигнёй занимаетесь. И вы и они. Споры ни о чём. Язык - это не слова, язык это правила - расстановка частей предложения, суффиксы, окончания ,приставки предлоги, времена, падежи... Особенности произношения в конце концов! Даже если в узбекском языке все 100% существительных поменять на заимствованные, это всё равно будет узбекский язык. И будет на слух сильно отличаться от 100% заимствованных таджикских слов. Каждый язык возьмёт иностранное слово пережуёт его, проглотит, и будет использовать в таком виде, что его никто не узнает. То же слово шифоньер которое здесь приводилось - оно во французском языке переводится другим словом, и уже не используется. А вы думаете, если я скажу французу слово шифоньер он вообще поймёт что это его французское слово и что я имею в виду? Слово светофор через какое-то время в узбекском языке будет звучать например как "стапыр", и узбекские дети не будут верить, что это слово заимствованное. Это будет их родное узбекское знакомое с детства слово.
  17. Гость
    13 февраля 2026 10:53
    Дополнительные термины:
    Блокчейн-занжир блок
    Reels(рилз)-киска лавха
    Вертолет-тикучар
    Бренд-хосном
    Криптовалюта-Криптопул
    Дедлайн-Сунгмудат
    Бонус-Сийлама
    Лайфхак-Сараечим
    Фрилансер-Эркин ишчи
    Эмодзи-Имо
    Вебинар-Вебмашгулот
    Комментарий-Шарх
    Инвентаризация-Хатлов
    Палатка-Чодир
    Распродажа-Арзон сотка
    Пробел-Бушлик
    Реванш-Кайта кураш
    Раковина-Чанок
    Фитнес-Бадантарбия
    Симптом-Белги,аломат
    Тренинг-Машгулот
    Фостер оила-Васий оила.
    1. Гость
      13 февраля 2026 13:44
      Гость,
      Распродажа-Арзон сотув.
      Из этих двадцати двух слов только пять русские слова.
    2. Гость
      13 февраля 2026 17:23
      Гость,
      Трактор - шайтан кетмен
      Русалка - ж балик
    3. Lena Karpova
      14 февраля 2026 11:04
      Гость,
      Буратино - саксаул-бола
      Баба Яга - Кошмар-опа или Шайтан-опа
    4. Гость
      15 февраля 2026 07:20
      Lena Karpova,
      🤣🤣🤣😁👍
    5. Люблю лапшу
      15 февраля 2026 16:12
      Lena Karpova,
      Горыныч- автоген Ока.
    6. Shama
      15 февраля 2026 22:02
      Люблю лапшу,
      автоген ака это сварщик
    7. Люблю лапшу
      15 февраля 2026 16:11
      Гость,
      Вам памятник поставит надо, особенно за перевод фитнес и бренд.
  18. Максим
    13 февраля 2026 08:45
    Я немного о другом, чисто нашем. В центре Ташкента вырубили деревья, в том числе с надписями об их возрасте, 800-900 лет. До сих пор ни слова осуждения, пусть и в мягкой форме, а на этом фоне как выглядит вопрос о необходимости заменить слова? Здесь уже сказано: хотят заработать, дословно не сообщаю, но это будет точнее
    1. Гость
      13 февраля 2026 16:19
      Максим,
      Не понятно,что чисто ваше.Для нас Узбекский язык,это чисто наше.
    2. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 21:34
      Гость, Граждане Узбекистана не делятся на " ваших и наших", как бы ты не старался. Запомни это , а лучше напиши и повесь над кроватью, чтобы помнить и не питать националистических иллюзий.. 😁⚡Adele Activiste eternelle
    3. Гость
      14 февраля 2026 11:13
      Активистка Аделя,
      Скажи это нику Максим.Или это другое?😁
    4. Активистка Аделя
      14 февраля 2026 22:01
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Он говорит о зелёных насаждениях и правильно. А ты прочти внимательнее , чем советы давать кому и что сказать. Его формулировка " чисто нашем.. " означает проблема местности, региона, а тебе это понять сложно в силу большого националистического настроя и совсем малой образованности... Adele Activiste eternelle 🌿❄️
    5. Гость
      15 февраля 2026 06:31
      Активистка Аделя,
      Не старайся натянуть сову на глобус.Для него забота об узбекском языке -чужое,неприятное. Мог бы и промолчать.Как и ты.
      Весь смысл твоих высказываний идиализация прошлого,и восхваление чуждой,враждебной агрессивной страны,главного тормоза развития нашего региона.По сути ты иноагент.😁
    6. Гость
      15 февраля 2026 08:37
      Активистка Аделя, среди граждан Узбекистана есть ждуны лояльные заграничным нечистям, вот они и являются для нас чужаками как бы они не старались маскироваться под мягкую силу. Как бы и ты не старалась оправдывать и уводить от темы развития Государственного языка, таких как ты видим на сквозь.
    7. Albert ибн Goga оглы
      15 февраля 2026 13:55
      Активистка Аделя,
      В точку, их (на цик ов), корежит от этого)
  19. Адил
    13 февраля 2026 05:51
    Нам в Узбекистане нужны свои названия улицы , свои памятники, наши слова, след коммунисты нам не нужны. Правильно!!!! В Узбекистане живу меня придется говорить на русском потому что некоторые люди не хотят говорить на узбекский язык родился вырос в Узбекистане не хочет учиться узбекский язык, наши братья в России между собой не могут говорить на узбекский язык!!!!
    1. Алексей
      13 февраля 2026 15:04
      Адил,
      А зачем на русском пишешь? Пиши на узбекском! И обязательно латиницей.
    2. Лингвист
      13 февраля 2026 20:03
      Алексей, а твое какое дело, кто ты есть? Иди гуляй!
    3. Albert ибн Goga оглы
      15 февраля 2026 13:56
      Лингвист,
      Гулять лесом (и лесопосадками) это участь разных лингвистов-нац ионалистов))
    4. Хасан Бобо
      13 февраля 2026 21:39
      Алексей,
      Так он не только узбекский язык,но и родной язык не знает.😁
    5. Гость
      15 февраля 2026 06:37
      Хасан Бобо,
      Он ,хоть и с ошибками,но пишет на твоём языке.А ты попробуй что то написать на гос языке,хотя бы на уровне его русского языка.
    6. Free Crimea
      15 февраля 2026 01:48
      Алексей,
      Он пишет на русском, чтобы ты понял, потому что ты так и не удосужился выучить узбекский.
  20. WWW
    12 февраля 2026 23:30
    Пока произнешеш на узбекском it технология,забудеш,что хотел сказать
    1. Zhasur
      13 февраля 2026 11:05
      WWW,
      Не обязательно писать it технология пиши it, также на узбекском AT и все если полностью то ахборот технология
  21. Гость
    12 февраля 2026 22:49
    Прочитал интересную вещь.Оказывается нет ни одного русского слова на буквы ,,А",и на ,,Ф".Ни одного!Кроме междометий типа Ай!,Фу!Все заимствовано из других языков.Кто не верит может сам проверить по словарю.
    1. ююю
      13 февраля 2026 00:07
      Гость,
      можно догадаться где ты прочитал. сходи другие ресурсы почитай!
    2. Гость
      13 февраля 2026 04:32
      ююю,
      Ты ищи,ищи..Не отвлекайся..😁
    3. Гость
      13 февраля 2026 00:48
      Гость,
      А интересно,в языках других развитых наций есть русские слова?Допустим в немецком,или английском?Если есть, то сколько,и какие?
    4. Так
      13 февраля 2026 12:12
      Гость,
      Написали же аванс, информация, светофор, ракета, спутник, самолёт и ещё видимо найдутся.
    5. Lena Karpova
      16 февраля 2026 12:11
      Гость,
      Спутник например
      а в Париже есть кафе-бистро что есть озвучание русского БЫСТРО! которым русские казаки в 1813г подгоняли официантов
    6. ГОСТ
      13 февраля 2026 01:06
      Гость,
      Аппетит, Фламинго
    7. Гость
      13 февраля 2026 04:38
      ГОСТ,
      Appetitus(лат.)-стремление,желание.
      Фламинго(исп.)-цвет пламени.
    8. Давид
      13 февраля 2026 12:00
      Гость,
      Флаг , флот , фуфло .
      Последнее относится к твоему бреду !
    9. Так
      13 февраля 2026 12:03
      Гость,
      Ну и что, а вам то от этого что?
      Люди сами выбирают как им удобно .
      У некоторых народов буквы Ф раньше не было и ничего.
      Общаются же люди.
    10. ююю
      13 февраля 2026 13:11
      Так,
      у некоторых и букв нет - одни знаки и ничего - живут, общаются.
    11. Гость
      15 февраля 2026 06:48
      Так,
      На вашем ,,великом и могучем" языке,и без слов на а,и ф хватает присвоенных вами иностранных слов.
      Странное в том,что даже малую заботу об узбекском языке,вы русские,воспринимаете как национализм.При этом демонстративно пренебрегая знанием гос языка.И бог бы с вами,но вы агрессивно выступаете против.Ну и кто нацист после этого?
    12. Kruella
      16 февраля 2026 20:53
      Гость,
      А ты не узбек! У тебя все запятые там, где и должны быть. И предложения строишь не как узбек. Ты что - и нашим, и вашим?
    13. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 17:05
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Во французском языке более половины букв не произносится при устной речи, и что - от этого он стал быть менее интересным и звучным? Не ту. пи... Уже одно смятение от твоего невежества... Adele Activiste eternelle 🫤⚡
    14. Lena Karpova
      16 февраля 2026 12:12
      Гость,
      в немецком языке нет буквы "Ж" и что?
      Германии от этого хуже жить что ли?
  22. Тимур
    12 февраля 2026 21:15
    Эта не работает, патамушта шопир не афтаген ака
    1. Гость
      13 февраля 2026 04:45
      Тимур,
      Шофер,автоген тоже не русские слова.Попробуй свои русские слова найти.
    2. Ирина
      13 февраля 2026 08:16
      Гость, после публикации о словах на букву "а" и сходу нашла! Азбука! Чисто русское сложно образованное существительное! Далее не стала искать в словаре, а обратилась, практически, к первоисточнику. К "Слову о полке Игореве". И там не нашла иных слов на означенную буква. Почесал макушку - Да... Любопытно! Русский язык интересная структура.
      - Разговаривают твое: "Я учился в А".
      "А я в Б". "А я и в А и Б". Представили себе лицо иностранца!😂
      А ещё переведите на любой из языков:
      Под песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой! 🤭😂
    3. Гость
      15 февраля 2026 06:49
      Ирина,
      Мой ответ не пропускают.Видно жалеют вас..😁
    4. Активистка Аделя
      17 февраля 2026 17:09
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Твой ответ не пропускают потому, что он не соответствует лингвистическим и грамматическим нормам. Если и пожалели , то только поэтому. Чтобы на твою абракадабру время не тратить .Сначала отучись, начни с книг попроще , хотя бы, а потом будешь ответы выписывать. Adele Activiste eternelle😁
    5. ююю
      13 февраля 2026 13:41
      Гость,
      водитель
    6. Гость
      14 февраля 2026 09:36
      ююю,
      Ты говоришь ,,шафёр",или шеф.Водитель сейчас не используется.
    7. Lena Karpova
      16 февраля 2026 12:13
      Гость,
      Шофер = водитель
      автоген - газосварочный аппарат
      что хотели сказать*?
  23. Турбо ежик
    12 февраля 2026 21:06
    Ага да, особенно футбол когда смотришь. Сарик карточка, стойкага тегди, газонга екилди. И еще уууууйма слов. Не думаю что люди превыкнут к этим словам. Например ( юлчирокни уткандар кеин тохтанг) все уже превыкли Светофорда тохтанг
  24. Антонина
    12 февраля 2026 20:51
    Тогда слишком много придется менять. В каждом языке имеются заимствованные слова и никто не заморачиваться по этому поводу. То что предлагают равносильно тому, что плов, самсу и т.д. тоже заменят на другие названия, это же абсурд. К примеру, шифоньер слово французское, потому что изобрел его француз и во всех языках он называется шифоньер. Не понятно зачем изобретать велосипед, если он уже существует. Что касается IT, ИКТ, то у нас в Узбекистане это и так АКТ - ахборот коммуникация технологиями, я уже лет 8 на пенсии, а во время работы на государственном языке так и писали АКТ добавляя необходимое окончание. Явно придумывают как бы из бюджета деньги получить.
    1. Рустам
      13 февраля 2026 15:31
      Антонина,
      В том то и дело, что это не придуманные слова - они есть в узбекском и используются. Но не везде они используются, а Комиссия по терминам при Кабмине опубликовал их как официальные переводы и они теперь обязательно должны использоваться в таком варианте.
  25. YNWA
    12 февраля 2026 20:12
    Бунча шовкин кутардиларинг! Сенларга нима? Сузлар чет тиллидан Узбек тилига таржима килинса бу яхшику! Рус, инглиз, немис ва бошка чет тиллари билан хеч кимни иши йук!
  26. Марат
    12 февраля 2026 17:48
    У русских начало подгорать, сильно только не подгорайте это всё равно не ваши слова
    1. Дан
      13 февраля 2026 02:44
      Марат,
      Это у вас прогорает, раз истерично эту тему пропихиваете и меняете кстати не русские слова, а греческие, французские и немецкие на узбекские. А потом едете в Россию ни хрена не зная их язык. И кому лучше делаете? Чем меньше знаете русский язык , тем реже будете ездить на заработки.
    2. SVC
      13 февраля 2026 08:28
      Дан,
      А русские которые живут и работают в Узбекистане, сколько из них знают Наш язык?
    3. Урюк
      15 февраля 2026 00:15
      Марат,
      Это у вас всё горит,только услышав слово русский
  27. Омина
    12 февраля 2026 17:03
    Агар бу сузларни узбек тилига узгартирилса,кейинги авлод бунакни аванс эканлигини пул тулаб урганадилар
  28. ТОЧНО
    12 февраля 2026 16:32
    Ой, сколько тут защитников "чистоты речи"... А проблема в том, что нынешняя молодежь пишет ужасно безграмотно. Читаешь и кровь из глаз идет. Так, может, заняться для начала качеством образования? Плюс уже многие написали, что абсолютная бредятина придумывать перевод для заимствованных слов, которые везде используются как в оригинале (конституция, футбол, спорт, цирк, политика и т.д.). Но у нас - чем бы чиновник не тешился, а лишь бы галочки ставить да денежки разбазаривать. То заборы поставим/снесем/поставим, то арыки закопаем/выроем, то улицы переименуем, то слова будем выдумывать. Кстати, редакция, почему на некоторых комментах автоматом крутится счетчик в обе стороны??
    1. Так и есть
      12 февраля 2026 16:48
      ТОЧНО, вы правы, образование и преподавание Гос Языка хромает, поэтому нужно больше уделят внимание и средств из госбюджета на улучшения ситуации.
    2. Николай
      12 февраля 2026 20:16
      Так и есть,
      Уделят пишется с мягким знаком Ь
    3. Так и есть
      12 февраля 2026 23:53
      Николай, 👍 благодарю.
    4. Диля
      12 февраля 2026 17:04
      ТОЧНО,
      А вам от этого какой урон?
    5. Alixei узекшо оразолы
      13 февраля 2026 12:01
      ТОЧНО,
      Так точно ,пустая трата средств
  29. Red
    12 февраля 2026 14:49
    Дурная голова ногам покоя не дает.
    1. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 16:13
      Red, правильно не стоит нагружать ваши ноги, не лезьте.
  30. Лидия
    12 февраля 2026 14:43
    Соблюдайте этикет вежливости
  31. Сардобинское водохранилище
    12 февраля 2026 14:30
    Пытался не реагировать, но все же пришлось.
    Есть слова, которые не просто слова, а являются ТЕРМИНАМИ.
    То есть они заключают важный и однозначный смысл в различных профессиях и областях науки, техники, культуры, социологии и прочее и прочее.
    Вот такие слова нельзя, вернее не стоит заменять другими словами, которые неизвестны в этих профессиях и тд. Почему? Да потому, что новые изменения будут мешать или затруднять однозначное понимание специалистами своих профессий и тд.
    Тот специалист считается лучшим, который владеет знаниями и пониманиями большего количества терминов.
    Вот описание общепринятых терминов, для понимания их людьми разных языков должны быть и должны быть только для внутреннего овладения смысла термина, но никак не заменять его.
    Те кто бездумно стараются заменять все и вся ведут к изоляции и отрыву специалистов от научной информации и внешнего взаимодействия в их профессиях или научных работах. Не хотелось бы, чтобы они нанесли ущерб специалистам у нас в Узбекистане.
    1. Рустам
      13 февраля 2026 15:44
      Сардобинское водохранилище,
      О чем вы пишете? Речь не идет о переводе терминов, из вышеуказанных можно только с натяжкой Ахборот технологиялари можно сказать, но этот термин уже 25-30 лет успешно используется в узбекском языке и термин "технология" там не переведен.
  32. ююю
    12 февраля 2026 13:45
    я даже по русски не знаю что такое линк, портфолио, IT технологии. теперь и по узбекски знать не буду, потомучто узбекский воще не знаю! у нас был другой опыт общения с иностранцами и узбеками без русского тоже - рисовать, чертить, цифры и общались и учили...и научили и русскому и тому чему учили. вот узбекому не научились как и другим языкам тоже. ведь так как мы учили и учились там без языков всем понятно и им и нам!
    главное, не язык а желание!
  33. Лочин
    12 февраля 2026 13:43
    Йўлчироқни, кўча йўли деб тушнгандир кўпчилик, манимча рангли чироқ дейилса тўғри бўларди
  34. Лочин
    12 февраля 2026 13:37
    Ассалому алейкум! Бўнак эмас балким (бир Бўлак) бўлар?

    Типо Рабочий вид создают
  35. Тим
    12 февраля 2026 13:23
    Менее 10 % от общего корпуса активно используемой лексики русских слов — имеют исконно русские корни (по оценкам филологов МГЛУ, Русецкой М.Н. и др.).
    То есть из 150–170 тысяч нормативных современных слов русского языка — примерно 10–15 тысяч максимум чисто исконных русских слов по корню. А общее количество слов с учетом устаревших, диалектов и профессионализмов 500000 слов.
    Можно превратится в моно нацию, только кому от этого хорошо будет? Националистам? И к чему это приведет?
    У нас и так богатая речь на исконно узбекские слова, а вот современных слов не хватает. Если считать исконно тюркские корни + производные от них (без персидско-арабского и русского пласта) — около 30–40 % от общего нормативного фонда (по разным оценкам 25–45 %). То есть из ~80 тысяч слов — примерно 20–35 тысяч чисто тюркских по происхождению (включая все производные). При этом общий современный лексикон с диалектами, устаревшими и профессионализмами составляет до 250000 слов. Кто то специально тормозит развитие узбекского языка.
    Сравните:
    русский язык - общее 500000 из них исконных 15000;
    узбекский язык - общее 250000 из них исконных 35000.
    (информация взята из открытых источников, ничего не придумано)
    1. Тимур
      13 февраля 2026 07:32
      Тим,
      Мудро. Четкий расклад
    2. Рустам
      13 февраля 2026 15:50
      Тим,
      термин мононация некорректно использовано, его значение другое
  36. Рейнхард
    12 февраля 2026 13:12
    Беспонтовые движения... Дурдом !
  37. Гражданин
    12 февраля 2026 12:37
    Ещё перевели на узбекский воинские звания, считают их тоже русскими. Воинские звания заимствованы с французского и немецкого языков.
    1. Рустам
      13 февраля 2026 15:51
      Гражданин,
      кто перевел, в каком официальном документе это есть?
    2. Гость
      14 февраля 2026 19:20
      Гражданин,
      Независимое государство.Возврат к историческим корням.Где здесь русофобие?Тем более слова не русские?
  38. Смета
    12 февраля 2026 12:09
    Короче.все "четко" разложили по полочкам.Сколько у нас филологов,все всё знают и нет преподавателей в школе.Что сидим и думаем про работу?У нас комитетов,агенств,управлений,махалли до черта и непонятно кто,чем занимается и такие деньги получают.То слова переводят,то улицы,города переименовывают,это сейчас большая необходимость?И так в бюджете расходы на содержание всех этих "членов" увеличили на 20% ,которые занимаются бог весть чем и никогда не узнаешь отчёта об их деятельности.Потихоньку все равно новые слова войдут в обиход,для этого необязательно кричать на каждом углу,кто то согласен,кому то перевод не нравится и т.д.Значит учителей надо правильно готовить в педвузах,дать им знания так,чтобы они донести до детей.А в каком классе,русском,узбекском не имеет значения.Это решают родители,значит им так удобно и никто не может им указать где обучать своих детей.Может надо сделать вывод почему они обучают детей в русских классах?И стараться чтобы организовать учебный процесс так,чтобы родители поняли что и в узбекских классах получают такие же знания.А деятелям из конторы по переводу слов надо хотя бы думать о смысле этого слова после их бурной деятельности.Ведь это слово может нести и другую смысловую нагрузку,дословно перевод не всегда дает полное понятие о чем хотелось сказать.Узбекский язые имеет богатое наследие,использует много слов оставшихся в обиходе от былых времен,народов,населявших когда то эти места и не надо все сразу разрушать.Никого не хочу обидеть,знания еще никому не помешали и все что насильно вдалбливается ,не всегда приносит нужный результат.Тем более ,заголовок статьи вообще ни в "звезду,ни в Красную Армию".Просто написать что какие то слова переведены на узбекский словарный язык и просто интересно мнение народа и не делать акцент именно что это русские слова,хотя там слова международные .Злопыхателей в мой адрес прошу не писать типа нечего указывать,отвечаю,никому,ничего не указываю и не собираюсь.Знаю узбекский язык ,прекрасно на нем общаюсь и вряд ли эти новые слова так быстро войдут в обиход.Поживем ,увидим.Сейчас время такое,не знаешь что через 5 минут будет,Надеюсь все идёт к лучшему,все было вовремя,зима- зимой,весна-весной и т.д.Главное,дать хорошее и достойное образование детям,чтобы у них был широкий,интересный выбор по жизни.Всем удачи!
    1. Бобур
      12 февраля 2026 12:41
      Смета,
      Не вам решать.
    2. Солнце
      12 февраля 2026 18:34
      Бобур,
      И не вам
    3. Так и есть
      12 февраля 2026 19:53
      Солнце, узбеки сами разберутся со своим родным языком у себя же на родине, а чуждым не позволим лезть в наши дела. Так что топай своей дорогой.
    4. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 22:21
      Так и есть,
      👩‍🚒🌏🔹Чуждые, как вы выразились, это те, кто сеет рознь, как вы сейчас. И не надо распускать язык. Граждане Узбекистана - все национальности и этносы, населяющие и населявшие эту территорию, и они имеют полное право принимать участие в любых дебатах, и рот затыкать другим, тем более по национальному признаку вам право закон не давал. Аккуратнее на разворотах. Adele Activiste eternelle🫤⚡🐝
    5. Гость
      14 февраля 2026 08:10
      Активистка Аделя, чуждые это те кто противится развитию нашего Государственного Языка. Если себя считай не чуждой, то отвечай тем кто пишет уничижительные комментарии против Государственного языка. А то когда тебе выгодно ты вспоминаешь о равноправии и читаешь нотации. Так ты если не чуждая, почему оправдывала высказывания Соловьева о СВО против ЦА?
    6. Рустам
      13 февраля 2026 15:53
      Солнце,
      а тебе тем более
    7. Бек
      13 февраля 2026 22:12
      Рустам, и не тебе тем более
    8. Не Паниковский
      12 февраля 2026 21:18
      Бобур,
      Да нам вообще по барабану. Это вам продолжать лететь вниз в пропасть. Это ваши проблемы.
  39. Sanjar
    12 февраля 2026 10:56
    А сам технология как будед на узбекском или ешо не нашли перевод
    1. Нурлан
      12 февраля 2026 15:53
      Sanjar,
      А увас на русском?
  40. Махмудов Хажиназар
    12 февраля 2026 10:37
    Телевиденияда соф узбекча курсатувларда айрим холларда махаллий лахжадаги (шевадаги) сузлар аралашиб коляпти шуларни назорат килиш керак. Айрим сузларни узбекчалаштириш билан хаетда уз урнини саклаб колиши инсонни турмуш тарзига боглик. Мажбурлаб сингдириш тугри булмаса керак. Самолет -тайера. Аэропорт -тайерагох сузлари кундалик хаетда уз урнини топмадику.
    1. Рустам
      13 февраля 2026 15:57
      Махмудов Хажиназар,
      чунки тайёра, тайёрагоҳ сўзлари ҳам ўзбекчамас эди, ўзбекчаси учоқ бўлади ва бу сўз ишлатилиши бошланган аллақачон ўзини ўзбеклигини хурмат қилган инсонлар томонидан
  41. Смотрим
    12 февраля 2026 10:36
    Всех врачей название например стоматолог уролог терапевт проктолог надо на узбекском языке
    1. Жора Корнев
      13 февраля 2026 11:24
      Смотрим,
      ахаххаах по аналогии с йулчирок проктолог и уролог будет просто умора.
    2. Kruella
      16 февраля 2026 21:05
      Смотрим,
      Да! Вот именно! Хочу знать, как на узбекском будет 'клизма'! Вдруг попаду к выученному по-новому проктологу.
  42. Евгений
    12 февраля 2026 09:52
    Это делается не сразу. Взрослым людям заучивать новые слова уже сложно и ни к чему.
    Им нужно вносить новые слова в литературу, что бы со школы или детского сада уже начинали изучать и это было само собой разумеющееся. Единственное кому нужно будет изучать новые слова - это учителям и специалистам, слова которых сходятся с их профессией.
    И тогда уже следующее поколение заговорит на новом узбекском языке)
    1. Рустам
      13 февраля 2026 16:00
      Евгений,
      Эти переводы и были сделаны для официального использования в литературном языке, никто их старикам не навязывает
  43. Гайрат63
    12 февраля 2026 09:48
    Надо же два три слова вызвали такую острую полемику. Сразу видно КТО ЕСТЬ КТО, читаю комменты и думаю неужели у меня в стране так много противников ГОС. ЯЗЫКА а выйдя на улицу и общаясь с людьми вижу все обратное. УЗБЕКИСТАН уже не тот что был 10, 20, 30 лет назад и люди уже не те. УЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО ГРАЖДАН Р.Уз. не местной национальностей - узбеки, таджики, казахи, киргизы, туркмены это русские, татары, армяне, украинцы очень прекрасно освоили ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК и вполне нормально общаются на местном диалекте в Ташкенте на ташкентском, в Долине, в Бухаре, в Самарканде, в Хорезме ДА везде у НАС эти граждане приняли как должное и не поленись изучить ГОС.ЯЗЫК. Большое уважение к ним . Разговаривал с русским из Таджикистана разговорная речь на таджикском вполне приемлема, с украинцем, немцем из Казахстана разговорное общение на казахском нормальная и что интересно ни в одной из Республик Центр.Азии не принуждали НИ КОГО к изучению ГОС.ЯЗЫКА или местного диалекта. Не было ни экзаменов, ни получения сертификатов по знанию языка и т.д. ЛЮДИ просто понимали что ЭТО ПРАВИЛЬНО -ЗНАТЬ ЯЗЫК СТРАНЫ ГДЕ ТЫ ЖИВЕШ. УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ, ХУРМАТЛИ ФУКОРОЛАР не обижайтесь и не вступайте в полемику С ЭТИМИ - прежде их называл НЕУЧАМИ, ДЕБИЛАМИ а сейчас называю ИХ просто БОЛЬНЫМИ НЕДОУМКАМИ. Их надо лечить ЗНАНИЕМ и УВАЖЕНИЕМ . Знать и уважать тех кто знает и уважает ТЕБЯ твой быт, твою культуру, твой язык, твои традиции в общем все то что ценно для тебя.
    1. Рамиль
      12 февраля 2026 14:21
      Гайрат63,
      понял что написал)))
    2. Гость
      12 февраля 2026 22:44
      Рамиль,
      Отлично если ты понял,не Шекспир,но все же...😁
    3. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 22:39
      Гайрат63,
      👩‍🚒🌏🔹Да что Таджикистан, в Бухаре и Самарканде есть русские, которые говорят на таджикском довольно свободно, и даже в Кашкадарье - на кашкадарьинском узбекском. Их никто не принуждал, как пытаются сейчас некоторые, просто выросли вместе с этими языками рядом , и потому они не чужые, потому что Узбекистан для всех национальностей- Родина. А кто не согласен, тот латентный националист , сеющий раздор- их слушать не надо. Adele Activiste eternelle 🐝❄️
    4. Гость
      13 февраля 2026 23:59
      Активистка Аделя, вы абсолютно правы, все граждане РУз независимо от национальности должны соблюдать закон о Государственном Языке и владеть Государственным Языком. Родина. А кто не согласен, тот латентный националист , сеющий раздор- их нужно привлечь к ответственности по закону.
    5. Гость
      14 февраля 2026 17:34
      Гайрат63,
      Вы путаете соленое с холодным. Не надо ломится в открытую дверь.НЕТ речи о принуждение разговаривать на узбекском языке. НЕТ ограничения в использовании русского, или любого другого языка.
      ЕСТЬ забота о чистоте узбекского языка,о его развитии. ЕСТЬ русские, или русскоязычные которые в этом видят, или хотели бы видеть проявление национализма,ограничения русского языка. Вам понятно? ЕСТЬ те кто хотели бы искажая смысл противопоставить граждан Узбекистана по языковому, этническому признаку педалируя на,, многонациональность",как некая Адела, например.
    6. Активистка Аделя
      14 февраля 2026 22:41
      Гость,
      👩‍🚒🌏🔹Научитесь прежде правильно писать, а уж потом буквы выкладывайте буквы здесь ... Неправильное знание хуже чем незнание... Adele Activiste eternelle 📝🐝
    7. Гость
      15 февраля 2026 14:53
      Активистка Аделя, ничего страшного, писать на чуждом иностранном с ошибками позволительно. Ты агитируй своих чтоб учили язык страны проживания, при чем во всех других странах. А то получается что твои особо не отличаются умомС.
  44. Тагир
    12 февраля 2026 09:05
    У комиссии низкий уровень образования.

    У комиссии низкий уровень образования .
  45. Артем
    12 февраля 2026 08:16
    Слово" технология "не хватило ума перевести!?😄
  46. Лола
    12 февраля 2026 07:06
    Ну все теперь заживём зарплаты поднимутся,нищета исчезнет,безработится уменьшится,молодежь поумнеет.
    До сих пор половина взрослого населения на латинском читать не умеют.Слова аброгадабрные что ли запомнят?
    1. Азамат
      12 февраля 2026 12:29
      Лола,
      Согласен с вами. Оказывается все беды у нас изза алфавита и русских терминов. Вот поменяли алфавит на латиницу, и скоро экономика поднимется до небес, и газа будет много, и свет не отключиться. И безработици искореняем. Все, у нас не будет проблем
    2. Иван
      12 февраля 2026 19:55
      Азамат, дело не в алфавите, вот в России кириллица но повсюду разруха.
  47. Рафик
    12 февраля 2026 06:47
    Слово поезд вроде русское , а взаимствовано из тюрского "пой из" пой - пара, из- след
    1. Сергей
      12 февраля 2026 13:16
      Рафик,
      Заметьте в России он был поезд, и поездом остаётся и не кому в голову не приходит его менять.
    2. Так и есть
      12 февраля 2026 16:52
      Сергей, а нам без разницы что у них, ну и пусть они тоже не лезут к нам.
    3. Макс
      13 февраля 2026 00:06
      Рафик,
      Происхождение термина
      Слово "поезд" происходит от старославянского слова "поиждь", которое означало "путешествие" или "движение". В средневековой Руси это слово использовалось для обозначения долгих и утомительных путешествий верхом или пешком. С течением времени это слово стало употребляться для обозначения долгих путешествий в транспорте, включая железнодорожный
    4. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 22:45
      Рафик,
      👩‍🚒🌏🔹Да ничего подобного, не несите ерунды , выдуманной из вашего желания. Поезд из древнерусского " езда" , а уже позже - ездить рядом( составом) или цепью, соединили приставкой " по" , то есть поезд. В тюркских языках слова такого не было, иначе поезд раньше европейцев изобрели бы... То, что вы говорите " пой" это совсем другое слово , то есть пара от тюркского , а не поезд. Adele Activiste eternelle 📝🐝
  48. Часы
    12 февраля 2026 06:25
    Они вовсе не русские слова
  49. Не искусственный разум
    12 февраля 2026 00:31
    Язык должен развиваться. Но это должно быть естественно... А когда это развитие идёт так как оно идёт, то результат будет грустный... Ни узбеки сами не смогут говорить грамотно и их ни кто не поймет... Но тенденции правильные - чем тупее народ тем проще управлять.
  50. Урюк
    12 февраля 2026 00:31
    У некоторых от слова " русский " аж по ногам течёт от трясучки
    1. Кубанская Народная Республика
      12 февраля 2026 10:50
      Урюк,
      У самих русских и течёт, особенно когда вас просят говорить на узбекском.
    2. Урюк
      15 февраля 2026 00:35
      Кубанская Народная Республика,
      Ну,во первых я не русский человек,а во вторых,уз язык знаю,!! Не умничай
  51. 111
    12 февраля 2026 00:01
    Вместо этого лучше бы вы дорогие люди занялись бы очень важными и серьезными делами. К примеру помощь пожилым и бедным людям, следить за экологией, сохранить здоровья людей, развивать учебные заведения, находить и ловить преступников, помогать бездомным животным, бороться за смертные заболевания, больше ухаживать за природой, показать любовь к Родине, а не исправлять какие то слова, которые в итоге забудут и не будет от этого толка. Мы люди должны быть самим собой и нормально жить, а не делать и исправлять такие безобидные вещи. Не мне всё это решать и говорить, но надеюсь, что скоро через несколько лет всё плохое закончится.
    1. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:19
      111, Чистота родного языка и есть самая важная задача.
    2. ALEX
      12 февраля 2026 12:47
      Uzbekistan isthecountry of Uzbek,
      определить бы для начало что есть чистота языка. Я лично против чистоты языка, в том числе и русского. Из русского языка надо будет убрать половину слов. Ну к примеру караул, и заменить на смотрящий за дорогой. А алкоголь? Робот, ракета? Компьютер -> computer -> считатель. Астроном? Нет! Пусть будет звездочет. Печально! Очень печально, ,когда оперируют понятиями смысл которых не определен. Не определен будет и результат. И еще! Узбекистан светская многонациональная страна с большинством населения имеющего узбекскую национальность. Не пытайтесь сломать или поставить под вопрос правильность действующей Конституции Республики Узбекистан. Не надо.
    3. Vatanparvar
      17 февраля 2026 01:51
      ALEX,
      А вы не знаете что написано в конституции республики Узбекистан государственный язык это узбекский язык? Представьте вы узбек который является гражданином России который не знает русский язык. Что с вами было бы? Я ещё не говорю о иммигрантов которые не обязаны знать их язык так как не являются гражданами России. Теперь отвечайте честно. Если кончено у вас есть честь. Тут в Узбекистане живут разные национальности, не только живут и работают без знания узбекского языка. Но Узбекистан добрая страна и по этому вы живёте даже без знания узбекского языка. Вам не стыдно?
    4. Сергей
      12 февраля 2026 13:22
      Uzbekistan isthecountry of Uzbek,
      Людей нужно накормить, дать достойное образование, поставить медицину на нужный уровень. А там и язык восстановиться.
    5. Так и есть
      12 февраля 2026 16:56
      Сергей, все это делается, одно другому не мешает.
    6. Ольга
      12 февраля 2026 02:41
      Хосписы построить, деревьев насадить как можно больше, бесплатные бассейны, кружки для детей и много мат помощи бедным
    7. Кубанская Народная Республика
      12 февраля 2026 10:51
      111,
      Старая песня: подмена понятий и смешивание всего в одну кучу. Будем и социальные проблемы решать, и язык развивать - одно другому не мешает.
  52. Тим
    11 февраля 2026 23:30
    Аванс - французское слово, лидер, линк и IT - английские слова, портфолио - итальянское слово, светофор - русско-греческое слово, вообще IT и ахборот технологиялари уже больше 15 лет совместно используют. Остается доставка и половина от светофора. А такой громкий заголовок человеческой глупости, где из семи слов 1,5 русских.

    Стоит вспомнить слова профессора Преображенского из Собачьего сердца "... Разруха не в клозетах, а в головах ..." или как в армии говорят "Дурная голова рукам покоя не дает".
  53. Рустам
    11 февраля 2026 23:08
    Мы это уже проходили. Когда Ельцин подарил республикам СССР независимость. Тайера - самолёт, тайерагох- аэропорт, и сомов смешное, нокия-- район. Это что я помню. Потом всё это потихоньку отпало.
    1. Гост
      12 февраля 2026 06:45
      Рустам,
      Русские слова поменяли на таджикские а где узбекские слова?
    2. Гость
      13 февраля 2026 12:32
      Гост,
      Это узбекские слова.Не мути воду .
  54. Asakinskaya
    11 февраля 2026 22:58
    Видать кому-то заняться нечем. Тогда пусть пусть переведут на узбекский язык все банковские и технические термины. Вот есть где развернуться!
    1. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:20
      Asakinskaya, шаг за шагом, постепенно переведут и те термины.
  55. Вениамин
    11 февраля 2026 22:54
    Когда-то в90 е это уже было аэропорт тайерагох
    1. Гост
      12 февраля 2026 06:47
      Вениамин,
      Таерагох таджикское слово
    2. Гость
      13 февраля 2026 12:34
      Гост,
      Ну и что?Кто его здесь использует?Постепенно и от ваших слов обязательно очистим свою речь.
  56. Гость
    11 февраля 2026 22:30
    Яков Львович с утра был в сумеречном состоянии после вчерашнего,и пять минут вникал в газетный заголовок,,Когда мин ет беда".
  57. Таймураз
    11 февраля 2026 22:23
    В русском языке есть слово "калитка". А знаете откуда оно пришло? Из тюркского языка, от слова "калит"(ключ) И никто там, в РФ не пытается что-либо придумать.
    Вообще там много позаимствованных слов, из немецкого, английского, греческого и из группы тюркских языков. В том то и отличие, развивающаяся нация впитывает в себя всё , в том числе и языки, что бы в последствии эти "аккумулируемые" знания использовать себе на пользу. Да хотя бы в качестве коммуникации с другими народами для той же торговли или научных изысканий.
    Пытаясь замкнуться в себе и обрубая концы от всех языков, мы рубим ветку на которой сидим. Глобализация идёт полным ходом. Летают самолёты, интернет, связь, почта, всё это так или иначе будет влиять на универсализацию языка разговорного типа(бытового)
    А вот что б сохранить культуру, язык и обычаи, нужно рассказывать историю, снимать фильмы, мультфильмы писать рассказы, в конце концов нанять блогеров, русскоговорящих, англоговорящих и прочих, что бы они несли знание о нашей родине по всему миру через культуру.
    P.S. Научится культуре нам самим тоже надо, а особенно у нас плохо с воспитанием и поведением в других странах. Где из-за выходки одного соотечественника делают выводы о всей стране.
    1. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:22
      Таймураз, это все не имеет отношение к чистоте узбекского языка.
  58. Бум
    11 февраля 2026 21:51
    neznajka,
    Вам сначала надо изучать узбекский! 'Yo'l' это 'дорога' а не "улица", 'Ko'cha' это ''Улица'. 'Axborot' это 'информация' а не "новости". 'Новости' это "Yangiliklar". Так что они всё правильно перевели. Не надо тут из себя строить учёного 😁
    1. Казак
      12 февраля 2026 07:38
      Бум,
      На казахском
      Жол дорога
      Коше улица
      Акпарат информация
      Жаналыктвр новости))
  59. Мирзохид
    11 февраля 2026 21:22
    Бунак,ну ппц. Додуматься до такого слова 🤣🤣🤣
  60. Рассел
    11 февраля 2026 21:12
    А поднять уровень жизни населения до уровня хотя бы российского никак? Религия не позволяет? А позволяет заниматься разной ерундой.
    1. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:24
      Рассел, это ты пишешь ерунду, не лезь не твое дело, узбеки сами разберутся со своим родным языком.
  61. Рустам
    11 февраля 2026 20:45
    Все правильно. Надо заботиться о чистоте языка. И не дело это русских. Лучше узбекский учите и детей своих обучайте. Иначе уже трудно и в жизни и, тем более на работе, без узбекского, а практически завтра, не зная государственного языка, человек будет как глухонемой.
  62. ГостЬ
    11 февраля 2026 20:34
    Зачем волноваться по поводу и без повода , пусть что хотят , то и делают.Для начала не мешало бы узаконить алфавит , который недоделанный уже тридцать лет и три года.
    Многие не понимают даже родную речь , так что там про новые слова ? Лично мне безразлично кто на каком языке говорит , коммуникации могут быть с теми , кто меня понимает , а без остальных я обойдусь .
  63. Салитаев
    11 февраля 2026 20:32
    В Казахстане тоже самое, перевели слово баклажан, стыдно произнести,потом отменили.Ну правда нечего делать.
    1. Казак
      12 февраля 2026 07:43
      Салитаев,
      Зачем его было переводить. Оно имеет тюркские, арабские корни
  64. Икром
    11 февраля 2026 20:20
    Йўлчироқ - это по смыслу скорее фонарь, а не светофор )))
  65. Валерий
    11 февраля 2026 20:03
    И где тут русские слова?
  66. 70I777XY
    11 февраля 2026 19:34
    Была по ТВ такая детская передача "Светофор" с очень запоминающейся песенкой "Уни учта кўзи бор - светофор, светофор!". Как теперь петь "Уни харид қилганлар кучлироқ - йўлчироқ, йўлчироқ!"? Кто понял, тот понял ...
  67. Японский рис
    11 февраля 2026 19:20
    Главное чтобы носитель языка мог перевести или хотя бы понять текст из ново введенных слов
  68. Oh long Johnson
    11 февраля 2026 19:10
    Раньше местное население когда увидели первый поезд, то начали называть его шайтон-арава, т.е. тележка шайтана. Даже Бухарский Эмир отказался проводить рельсы до Бухары, из-за того что называли шайтон арава. Но потомкам за это стыдно.
    Сейчас вдруг придумают такое, что будет также стыдно лет через 5.
  69. Бум
    11 февраля 2026 18:49
    Те которые любят слово ИТ и говорят что это звучит лучше чем АТ вам нужно изучать узбекский хахах. ИТ это 'СОБАКА' в узбекском. Так что АТ намного лучше звучит чем ИТ.

    Я бы предлагал 100% узбекскую версию, "Axborot Ustaligi" это дословный перевод и чётко передает смысл Information Technology.
    1. FeralHeart
      11 февраля 2026 20:35
      Бум,
      Иди лечись а! Товба!! Qayoqdan paydo bo'ldi bunday geniylar!!??
    2. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:26
      FeralHeart, не твое дело не лезь!
    3. Бум
      12 февраля 2026 01:43
      FeralHeart,
      Sandaqa manqurtlarni davolab ham bo'lmaydi. Ask holda men ham senga 'davolanib kel' der edim. Lekin men shunchaki "ongi pastligingcha qolaver' deyman. Senga shunchaki rahmim keladi 😄
    4. ююю
      12 февраля 2026 00:18
      Бум,
      заменить ИТ на АУ... пусть уж лучше АТ остаётся
    5. Тигрдекабрист
      12 февраля 2026 04:20
      Бум,
      Информационный мастерство?
    6. Слава
      12 февраля 2026 09:17
      Бум,
      Ит - собака, Ат - лошадь (казахский), Ау - это когда в лесу заблудился... Думайте ещё... Искусственному интеллекту нужно нормальное название!
    7. Vatanparvar
      17 февраля 2026 02:01
      Слава,
      В Узбекском тоже лошадь это ОТ только через О. По этому с АТ никто не будет путать. Но лучше АУ. Потому что это красивый и дословный перевод. Ахборот Усталиги - Информационное Мастерство. Ещё АУ звучит прикольно, так как когда кого то ищите там где никого нет вы же кричите как АААУУУ вот вам тогда поможет найти путь Ахборот Усталиги если вы умеете пользоваться компьютером, конечно найдете кого хотите и чего хотите ;)
    8. Андрей Ака
      13 февраля 2026 05:15
      Бум,
      В метро наблюдал такую ситуацию ; один инженер узбек второму пытался объяснить принцип работы автоматических электрических цепей .Пока не перешло на русский они друг друга не понимали !!!
  70. Dalbanafti
    11 февраля 2026 18:47
    Замените тогда слова Душанба, сешанба, чоршанба эти слова разве узбекские они взаимственнв из таджикского языка или нет
    1. Гость
      11 февраля 2026 20:30
      Dalbanafti,
      Не везде употребляют эти таджикские слова.В Хорезме это биринчи кун,иккинчи Кун и тд.
    2. Khursandbek
      11 февраля 2026 21:07
      Dalbanafti,
      В Хоразме мы говорим биринчи гун иккинчи гун и т.д.
    3. Ибрагим
      12 февраля 2026 05:44
      Dalbanafti,
      В узбекском много слов из таджикского.Везде например пишут на мастерских по изготовлению ключей,по починке обуви " корхона "
    4. Антонина
      12 февраля 2026 21:23
      Ибрагим,
      Да у нас одно и то же слово в разных областях на разному называют. К примеру, кукуруза: маккя, жухара, жухарамаккя. В этом даже порядка нет, а берутся за заимствованные слова, которые существуют во всех языках мира. Кроме того, есть слова и названия защищённые авторскими правами, при их замене будут применены крупные штрафы, как за присвоение. Так, что разделяю вашу точку зрения
    5. Masturbek
      12 февраля 2026 09:15
      Dalbanafti,
      И не только дни недели если посчитать сколько из таджикского и персидского взаимствено можно было бы 2 тома книгу писать
    6. Гость
      13 февраля 2026 02:24
      Masturbek,
      До них тоже очередь дойдет.
  71. Сардор
    11 февраля 2026 18:45
    Нафига нужно это всё мы все равно как хотим так будем говорить
    1. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 23:06
      Сардор,
      👩‍🚒🌏🔹Вы одним предложением выразили мой аналитический детальный пост, который не хотят пропускать. Видать, много правды мною изложено, а в редакции не по душе такое. Очень правильно вами сказано: всё равно люди будут говорить так как проще и привычно, русские слова адаптированные в узбекский язык, и никто этого не сотрёт и не уничтожит. Только глупостью занимаются. Adele Activiste eternelle 📝💥
  72. Бум
    11 февраля 2026 18:42
    O'zbekchani bilmasdan O'zbekistonda yashayoytganlar, Rossiyada yashayotgan Ruschani ozgina bo'lsa ham gapirishga harakat qilayotgan va o'z noni mehnat qilib topayotganlar sizlardan ancha aqilli. Shuni unutmang.
  73. Узбек
    11 февраля 2026 18:38
    Им нечего делать. Поэтому притворяются работающими. Занялись бы чемто полезным. Хотя бы спросили у ворующих чиновников,откуда у них миллионные состояния.
  74. Бум
    11 февраля 2026 18:36
    O'zbekchani bilmasdan O'zbekistonda yashayoytganlar, Rossiyada yashayotgan Ruschani ozgina bo'lsa ham gapirishga harakat qilayotgan va o'z noni mehnat qilib topayotganlar sizlardan ancha aqilli. Shuni unutmang.
    1. Салитаев
      11 февраля 2026 20:36
      Бум,
      Жуда тоғри айтилган.
  75. Анатол
    11 февраля 2026 18:17
    И где, пардон, русские слова, кроме свет (фор-нерусское слово) ? Лидер, Іт-технологии, аванс, линк-это всё не исконно русские слова
    1. Unknown identity
      11 февраля 2026 22:00
      Анатол,
      В точку. Слово "Аванс" и "Портфолио" тоже не русское.
    2. Серго
      12 февраля 2026 17:54
      Анатол,
      Я так понял из статьи и комментов, что занялись искоренением русского языка ? Больше проблем в нашем Узбекистане нет что ли?
  76. 70I777XY
    11 февраля 2026 18:14
    Тока вчера был на строительном рынке: полчаса на пальцах объяснял продавцам "осма қулф учун қўлоқ темичаларидан борми?" продавец просит коллегу "Осма қўлф учун УШКА олиб чиқ!" Продавец карнизов говорит "ножкасини бердимку". Шуруповерт, дрель, болгарка, сверло, фреза, сколько же еще этой комиссии работать и работать. Мне б такую работу найти. Про "перашки" вообще промолчу.
    1. Гость
      11 февраля 2026 20:43
      70I777XY, все верно, еще серьезнее нужно взяться за чистоту языка.
    2. 70I777XY
      12 февраля 2026 11:38
      Гость,
      Проблема в том, что "очистить" язык смогут только ученые языковеды, которые владеют литературным языком, которые изучили произведения например Навои, Бобура, Абдуллы Кадыри, Г.Гуляма, Айбека, Зульфии и других великих. Точно так же в совершенстве они должны понимать точное значение русских слов. С сегодняшним уровнем образования, думаю не получится. И ChatGPT тут не поможет, и миллион кодеров тоже
    3. Андрей Ака
      13 февраля 2026 05:20
      70I777XY,
      Эти произведения были на персидском ,фарси но не на узбекском языке !!!
    4. Ляля
      12 февраля 2026 00:26
      70I777XY,
      Ахаха,браво,юмореска если бы не было так грустно
  77. 466
    11 февраля 2026 18:07
    Помню аэропорт, международное слово и название гавани воздушных судов, перевели на узбекском как дословно звучит "гнездо железной птицы". Чёта не прижилось, или не хотят быть чингачгуками?
    1. ГОИБ
      11 февраля 2026 21:13
      466,
      ПЕРЕВОД,

      НАУз,ТЕМИРЛИ,КУШ,уяСИ
  78. Акеш
    11 февраля 2026 18:02
    Тупизм всё это
  79. Узбек
    11 февраля 2026 17:46
    Я думаю, это правда проблема. Мы всё чаще говорим на смешанном языке — узбекский с русскими словами, русский с английскими. Так язык постепенно теряет свою чистоту.

    Если раньше говорили почти полностью на узбекском, то сейчас всё меньше. Если не беречь язык, со временем он может ослабеть.

    Я был в одной арабской стране и встретил узбеков, которые живут там уже 4–5 поколение. Они говорили на красивом, чистом узбекском языке. И стало немного стыдно за то, как говорим мы.

    Надо язык беречь.
    1. Аристотель
      11 февраля 2026 19:45
      Узбек,
      Не неси херни
    2. Гость
      11 февраля 2026 20:33
      Аристотель,
      Ахмок,бу сенинг ишинг эмас!
    3. Юсуп
      11 февраля 2026 20:34
      Узбек,
      Не теряет а уже потерял. Хотите или нет латиница полюбому во всех языках и до сих пор вникает, внедряется сама
    4. Казах
      11 февраля 2026 20:37
      Узбек,
      Глобализация неизбежна
    5. Надо же
      11 февраля 2026 21:06
      А не ошиблись ли Вы? В их "чистом узбекском" языке вкраплены арабские слова, просто Вы привыкли считать их узбекскими, причем давно, со времен арабских завоеваний, халифата, арабы ушли, но слова остались. Или в узбекском языке полно слов на таджикском, вернее на персидском, тоже со времен правления персидских династий на территории Средней Азии. Ну и, естественно, период советской власти оставил много слов, объясняющих просто и незатейливо смысл разных обозначений. Лингвисты, ау, где вы? Разве можно так по чьему то хотению менять одни названия на другие, причем самые примитивные. Узбекский язык достаточно красив и богат, и слова новые в язык нужно искать красивые и достойные. Учкудук - три колодца.
    6. Викинг
      12 февраля 2026 01:08
      Узбек,
      Что там не остался ?
    7. Серго
      12 февраля 2026 18:01
      Узбек
      Чем образованнее население страны, тем она богаче.
    8. Антонина
      12 февраля 2026 21:11
      Узбек,
      С чего Вы взяли, что их язык чистый. Чистых языков вообще не бывает. В каждом языке есть заимствованные слова. К примеру, узбекский плов, он во всех странах, какой бы язык не был, все-равно будет пловом. Также и слова из других языков. Они выделены в отдельную группу и называются заимствованные. Они есть не только в узбекском, но и во всех существующих языках. Некоторые слова или названия защищены авторскими правами и при их замене страна может попасть на крупные штрафы. Язык каждый нужен и важен, изучать их необходимо, но прежде, чем вводить новшества нужно семь раз подумать к чему это может привести в итоге. Чего в итоге будет больше пользы или вреда.
    9. Андрей Ака
      13 февраля 2026 05:22
      Узбек,
      Все магазины и вывески на искреженном английском !!!
    10. Активистка Аделя
      13 февраля 2026 23:11
      Узбек,
      👩‍🚒🌏🔹А кто определяет красоту, а особенно чистоту языка? Кашкадарьинцы тоже говорят на красивом и чистом узбекском языке, с их точки зрения... Adele Activiste eternelle 😁
    11. Гость
      14 февраля 2026 08:29
      Активистка Аделя, красоту родного языка определят сами узбеки, лишь бы чужеродцы не вмешивались со своими вопросами как сейчас.
  80. Ar I
    11 февраля 2026 17:26
    Большинство из них не русские, а английские, европейские слова. Они также попали в русский язык из других западных языков, и это является нормой.

    Большинство из них не русские, а английские, европейские слова. Они также попали в русский язык из других западных языков, и это является нормой.
    1. Азиз
      11 февраля 2026 22:19
      Ar I,
      и что интересно, то что русские не парятся по этому поводу
  81. Лена
    11 февраля 2026 17:16
    Лучше бы занялись телефонными мошенниками. Названивает уже в наглую. Почему не занимаетесь нужными делами, которые защитят людей, особенно пенсионеров. А делаете всё то, что нам не обязательно. Какие светофоры, какие доставки, вы что издеваетесь???
    1. Викинг
      12 февраля 2026 01:11
      Лена,
      А кто светофор ,,изобретать,, будет ?
  82. это Узбекистан детка
    11 февраля 2026 17:11
    если эти слова русские , аванс , лидер , линк, портфолио , то это говорит о низком уровне тех кто переименовывает их на узбекски
    1. Гость
      11 февраля 2026 18:38
      это Узбекистан детка, да без разницы чьи они слова, чужые и все.
    2. Ибрагим
      12 февраля 2026 05:50
      Гость,
      Интернет и гаджеты тоже чужие для тебя.Почему пользуешься?Карандашом на бумаге пиши,а не на клавиатуре текст набирай!🤦🤦🤦
    3. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 13:21
      Ибрагим, а ты какое отношение имеешь к интернету и к гаджетам? Очередной пустышка, учи свою жену варить щи! И не лезь к людям.
  83. Александр
    11 февраля 2026 17:06
    Ну конечно язык нужно развивать, ничего плохого нет в том, что появятся дополнительные слова для объяснения каких-то понятий, это только обогащает язык. Плохо в этой новости, что Комиссия стремится ограничить свободу выражения. Должно быть так - вот мы придумали новые слова, пожалуйста можете их использовать наряду с привычными. А что у них получается? - раньше Вы все говорили неправильно, вот теперь мы научим Вас как нужно разговаривать и не сметь говорить и даже думать по другому!
    1. Надо же
      11 февраля 2026 21:10
      Александр,
      Да уж, слова, словно птицы. Прилетают, и если им понравится место обитания, останутся, не понравится - улетят и поминай как звали.
    2. Тагир
      12 февраля 2026 08:23
      Александр,
      Вы совершенно правы. А у комиссии низкий уровень образования .
  84. Таймураз
    11 февраля 2026 16:56
    Слово "технология" имеет греческие корни.
  85. Гость
    11 февраля 2026 16:41
    Сейчас начнется… щас прибегут чуждые и начнут узбеков учить как правильно говорить на узбекском языке. Ваш выход отработайте ваши копейки брошенные вашими хозяевами.
    1. Надо же
      11 февраля 2026 21:11
      Гость,
      Вы, Гость, по ходу сами отрабатываете чьи то копейки.
    2. Ляля
      11 февраля 2026 23:06
      Гость,
      Параноик...по себе не суди
    3. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 01:34
      Ляля, ЛИЯ, решила зашифроваться?
  86. Болшевик
    11 февраля 2026 16:40
    advance аванс
    leader лидер
    link линк
    portfolio портфолио
    it technology IT технологии

    И только светофор русское слово. Заняться не чем
    1. Гость
      11 февраля 2026 18:40
      Болшевик, занялись самым важным -чистотой Родного языка.
    2. Алла
      11 февраля 2026 22:45
      Гость,
      Это далеко не самое важное для жизни простых людей.Самое важное чтобы люди были сыты,соблюдались законы и права людей.
    3. Гость
      12 февраля 2026 04:00
      Алла,
      Как только появляется хоть что то о заботе узбекского языка,тут же появляются русскоязычные с нетерпеливой критикой,и часто совершенно не связанной .Например говорят о ,,соблюдении законов и права людей".
      Почему это вас так раздражает,вы же и знать не хотите гос язык,никто вас за это не трогает?
    4. Салитаев
      11 февраля 2026 20:14
      Болшевик,
      Главное чтобы слово баклажан не перевели, как это сделали в Казахстане. 🤣 а потом передумали.
  87. Пыжиковые шапки
    11 февраля 2026 16:36
    Светофор состоит из двух слов свет и форос,вот форос греческое слово. Правильно будет чирокфор.
  88. Саша
    11 февраля 2026 16:34
    Всё идёт по плану.
  89. Шэф
    11 февраля 2026 16:26
    МИР СХОДИТ ПОТИХОНЬКУ С УМА , К ЧЕМУ ЭТО РАЗЖИГАНИЕ ?
    1. Гость
      11 февраля 2026 18:42
      Шэф, кому это мешает если чистота родного языка будет соблюдаться?
    2. Алла
      11 февраля 2026 22:47
      Гость,
      А тем,что если бы расформировали эту комиссию,то огромные деньги идущие на ее содержание можно было бы пустить на повышение пенсий.И для малообеспеченных пенсионеров это было гораздо нужнее.
    3. Uzbekistan isthecountry of Uzbek
      12 февраля 2026 09:34
      Алла, пенсионеры живут в достатке и плюс к тому помимо государства о них заботятся их дети. А для сохранения и развития Государственного языка денег не жалко, еще больше нужно выделять средств из бюджета.
    4. Алла
      12 февраля 2026 22:13
      Uzbekistan isthecountry of Uzbek,
      В достатке?
    5. Алла
      12 февраля 2026 22:18
      Uzbekistan isthecountry of Uzbek,
      В достатке.А вы в курсе что есть пенсионеры,которые получают 820000 сумм.Посадить бы Вас на такие жалкие гроши посмотрела бы я насколько дней вам хватило этого "достатка".Малообеспеченные пенсионеры голодают.И не все дети могут помогать и не у всех есть дети.
    6. Гость
      14 февраля 2026 11:31
      Алла, если дети не могут помогать своим родителям то это их проблемы. Ребята из кишлаков не зная языка едут на заработки на чужбину чтобы обеспечить своих родителей и не жалуются. А если ваши дети владея языком исторической родины не хотят работать и обеспечить родителей то тут государство не при чем.
  90. Ялпиз
    11 февраля 2026 16:22
    Во всех странах и языках есть заимствованные слова, которые не переводят, это все равно что переводит аэропорт в дом стальной птицы. Исконно русскими в данном списке, как уже выше кто-то написал - кот наплакал. к чему этот показушная национализация того, что является "вненациональным"?
    1. Сардобинское водохранилище
      11 февраля 2026 20:45
      Ялпиз,
      А почему птицы именно стальные?
      На самом деле из дюралюминия.
      В мире единственные самолеты из стали это МИГ 25 и 31, но они перехватчики и не появляются в гражданских аэропортах.
    2. Бум
      12 февраля 2026 02:36
      Сардобинское водохранилище,
      Почему самолёт это САМО-ЛЁТ, ведь ракета тоже сама летит и дрон тоже сам летит не так ли? Давайте тогда будем назвать всех самостоятельно летающих тел как САМОЛЁТ и не будет проблем. Очень просто. Вы меня поняли?
  91. Миша Атрейдес
    11 февраля 2026 16:19
    По моему многое может стать хуже, лучше оставить это как есть.
    "Дохтур" это по-русски "Доктор" (можно сказать доктор наук, но нельзя сказать дохтур наук).
    Турба это по-русски Труба (уже трудно будет применить в разговоре "Турбо", когда есть "Турба")
    А "фукаро" это по турецки переводится "нищий" (если загран-паспорт показать в Турции - для них будет написано паспорт нищего).
    Дорого если всё переводить, узбекский язык станет труднее учить другим странам.
    Даже сейчас гугл переводчик переводит "башара" как лицо, хотя правильнее будет "юз" или "бет".
    Может только в паспорте "гражданин" изменить на "шахарчиев". Как с английского на русский ситизен - гражданин, в английском слово "сити" и "сидеть", а в русском от слово "город".
    1. Надо же
      11 февраля 2026 21:20
      Миша Атрейдес,
      Ой, рассмешили, паспорт нищего! А насчет переводчика гугл вообще ужас что получается. Истинный смысл, кто понимает, в переводе с гугла вообще абракадабра. Лучше бы этим занялись - точным гугловским переводом с узбекского на русский. С английского на русский почти точный перевод гугл даёт.
  92. 2026
    11 февраля 2026 16:16
    Это будет выглядеть очень хорошо и отлично спасибо большое за информацию ((((++!!+++++!!!!!;
  93. Папа Карло
    11 февраля 2026 16:13
    А чо остановились то ? Было же уже : Проводник -вагон огаси,аэропорт -тайорагох,телевизор -ойнаижахон,телефон -узункулок,автомобиль -шайтонарава
    1. Надо же
      11 февраля 2026 21:23
      Папа Карло,
      Вагон эгаси, хозяин вагона. А еще лучше вагон кузатовчи - сопровождающий, ближе по смыслу.
    2. Андрей Ака
      13 февраля 2026 05:28
      Папа Карло,
      А Ташкент - сити как будут переводить или сити это узбекское слово ?
    3. Лингвист
      13 февраля 2026 20:17
      Андрейка, тебе зачем это знать, делать нечего? Иди отдыхай!
  94. Alisher
    11 февраля 2026 16:04
    Mantiqan to'g'ri. Shunday bo'lishi kerak.
  95. Сашка
    11 февраля 2026 16:04
    аванс можно было перевести как музд, байона
  96. Смотрим
    11 февраля 2026 16:02
    Как перейдем на другой язык будем все богатые.
  97. Super Like
    11 февраля 2026 15:58
    Особенно линк этож прям слово русское из 18 века.доставщика спросил про слово доставка он сказал что как говорили доставка бор? Так и будут говорить лет может 100.потом новое слово будет типо робо доставка или телепорт доставка.
    1. СМЕРШ
      11 февраля 2026 18:22
      Super Like,
      Это как с метро М Горький))))
  98. Гость
    11 февраля 2026 15:48
    А я умею материться глазами и другим советую . Оно как бы понятно и штраф не возьмут , хотя слово к делу не пришьёшь .
    1. Надо же
      11 февраля 2026 21:25
      Гость,
      Ой, Гость, как посмотрите, так и заматереете.
  99. Илхом
    11 февраля 2026 15:30
    Болаларимизни рус тилини билсин деб рус мактибига укитиш амалиетини хам тугатиш керак! Русчани билиш учун она тили ва маданиятидан воз кечиш керак эмас!

    Фарзандларимизни рус мактабига укитиш амалиетини хам тухтатиш керак!
    1. Бум
      11 февраля 2026 17:46
      Илхом,
      Rus maktablarini kamaytirish kerak. Kerak bo'lsa yopib tashlash kerak. Chunki rus maktablaridan chiqayotgan bolalar na o'zini tilini na ruschani biladi. Chalasavod bo'lib qolyapti.
    2. ЛИЯ
      11 февраля 2026 20:04
      Бум,тебя самого прикрыть надо. Если ты и подобные тебе илхомы и проч. не в состоянии выучить русский язык, так и надо признаться в собственном туризме, а не идти против желания миллионов людей, которые хотят, чтобы их ребенок был всесторонне образованным человеком, а не клопом на своем участке
    3. Бум
      12 февраля 2026 01:53
      ЛИЯ,
      Я говорю на 4 языках очень хорошо и понимаю 6 языков в среднем уровни. И по этому знаю о чем говорю. Я изучал свой язык грамотно сначала а потом начал изучать других. И по этому могу спорить на любой теме на всех языках которых я знаю. Насчёт туризма тоже могу поспорить. В Узбекистан приезжают туристы из разных стран нам не объязательно знать язык каждого туриста.
    4. Гость
      11 февраля 2026 20:39
      Бум,
      Кодиров тугри маслахат берди-узбек болаларни бошлангич синифни факат узбек тилида укиши керак.
    5. Альфи
      11 февраля 2026 21:22
      Бум,
      Гуёки миллий синфда укиганлар хаммаси саводли😅😅😅Талим аввало уйдаги тарбиядан бошланади, кейин талим. Тарбия булмаса кандай синфда укиганини фарки ёк. Хозир ота-оналарни фаросати ёк, улар банд,болаларни тарбиялашга вактлари ёк,шунинг учун комментарияларда рус синфларга осилишади.
    6. Бум
      12 февраля 2026 01:59
      Альфи,
      Таълим ва тарбия чамбарчас боглик. Сан буни билмасанг бу мани айбим эмас. Тилини унитиб куйган ва кулликка куниккан одамдан канака тарбия кутасан? Ман уз тилимни хурмат киламан ва яхши кураман, кимдир тилимни устидан кулса керак болса кула олмайдиган килиб койиш хам кулимдан келади. Шунчаки уз ватанимда бегона тил уз тилимдан устун туришини катъиян рад этаман!
    7. Real
      15 февраля 2026 15:00
      Бум, ОТА ОНАНГИЗГА МИНГ РАХМАТ!
  100. Паша
    11 февраля 2026 15:21
    Светофор вообще не русское слово надо им прочитать поэму Достоевского потом может быть всё наладится
    1. Marta Marta
      11 февраля 2026 18:23
      Паша,
      Нынешнее поколение Достоевского не знает. Это не классик узбекской литературы. Это тоже нужно понять. Просто смешно то, что переводят -то совсем не с русского, а с иностранных языков слова, которые пришли в русский язык вместе с предметами и явлениями, которые появились в других странах, и которые русские приняли, как международные и не собирались их переводить на русский. За счёт заимствований развивается не только язык, но и сам народ - это нужно понять всем, кто занимается этим словотворчеством. В конце концов узбеки не смогут работать с зарубежными странами, где нужно будет применять именно международные слова. А для чего тогда нужен английский, например? Я, как бывший учитель, считаю, что такие действия могут привести к регрессии в обучении. Я согласна, что можно переводить бытовые слова на узбекский, но никак не международные. Паша, мой ответ не именно тебе, а всем. Просто не заблуждайся по поводу знания узбеками Достоевского. Ты ведь тоже не всех местных классиков знаешь. А ещё: почему не переводят заимствования из арабского или фарси?
    2. Explorer
      11 февраля 2026 21:46
      Marta Marta,
      А поэты и писатели - современники Достоевского, проживающие на территории нынешнего Узбекистана, на каком языке писали?
    3. Гость
      12 февраля 2026 04:40
      Explorer, какие то территории на тюркском, чагатайском, арабском и фарси, навряд ли много из того что говорилось раньше понимали бы сейчас
    4. Бум
      12 февраля 2026 02:11
      Marta Marta,
      Отвечу коротко и ясно. Персидские и Арабские до сих пор есть потому что наша культура и религия одна или хотя бы ближе.
    5. Гость
      12 февраля 2026 04:04
      Marta Marta,
      Русская классическая литература депрессивна.Вредна для подростающего поколения.Лучше английскую читать,хотя бы в переводе.
    6. Алла
      12 февраля 2026 22:20
      Гость,
      Классика никогда не бывает вредной.Другое дело что не у всех такой культурный уровень,чтобы ее понимать и любить.
    7. Гость
      11 февраля 2026 18:47
      Паша, да без разницы чье слово светофор, все равно чужое. А так мы сами разберемся без посторонних советчиков.
    8. Салитаев
      11 февраля 2026 20:40
      Гость,
      Сам не знай и знающего не слушай!
    9. Гость
      12 февраля 2026 04:04
      Салитаев,
      Ты не знающий,не льсти себе.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Бизнес Узбекистана попросил смягчить законы

Привязка штрафных санкций по статье 227-1 Налогового кодекса к финансовому обороту предприятий требует концептуального пересмотра. Соответствующую
Сегодня, 18:46

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 31 марта

В Узбекистане рассказали о курсе иностранных валют. Об этом сообщает корреспондент UPL. Согласно информации, курс доллара повысился на 15,21 сум.
Сегодня, 17:46

В Узбекистане нашли Тириона Ланнистера из «Игры престолов»

В социальных сетях распространилось видео с участием узбекского актера Диёрбека Ширинова. Актер повторил образ персонажа из сериала «Игра престолов»
Сегодня, 16:56 1

В Узбекистане заработала система прямых переводов между банковскими счетами

Центральный банк Узбекистана сообщил о внедрении нового механизма транзакций между банковскими счетами физических лиц. Услуга формата A2A реализована
Сегодня, 16:43 1

Делегация Наманганской области прибыла в Афганистан

Отечественный бизнес продолжает планомерно осваивать рынки южного соседа. Делегация Наманганской области, возглавляемая хокимом Шавкатом
Сегодня, 16:41