Инцидент с неработающим кондиционером в поезде, следовавшем по маршруту Хива-Андижан, вызвал широкий общественный резонанс в Узбекистане. Видеообращение пассажиров, среди которых были представители узбекской эстрады, быстро распространилось в сети Интернет, вызвав волну критики в адрес железнодорожного перевозчика «Узжелдорпасс».
На кадрах, опубликованных 12 июля, видно, как пассажиры пытаются спастись от жары с помощью вееров. Авторы видео утверждают, что, несмотря на заявленную в билетах опцию кондиционирования, система охлаждения воздуха в вагоне не работала. Попытки открыть окна не увенчались успехом из-за большого количества пыли, проникающей в салон.
Компания «Узжелдорпасс» отреагировала на инцидент, заявив о технической неисправности в вагоне. Пассажирам было предложено пересесть в другой вагон. В официальном заявлении компания подчеркнула, что «не обманывает при продаже билетов» и указала, что вагон, ставший объектом критики, был построен в 1991 году и прошел плановый технический ремонт.
В качестве объяснения причин неисправности кондиционера компания сослалась на «аномально высокую температуру воздуха» и технические ограничения системы охлаждения в вагонах данного типа, эффективность которых снижается при температуре выше +40 градусов Цельсия.
Однако, заявление «Узжелдорпасс» вызвало вопросы у экспертов. Климатолог Эркин Абдулахатов отметил, что с начала 2024 года аномальной жары в Узбекистане не наблюдалось. Данные Узгидромета на 12 июля также не подтверждают заявления о превышении температурных норм: прогнозируемая температура воздуха составляла +33…+38 градусов, а на юге страны – до +40…+42 градусов.
Стоит отметить, что это не первый случай критики в адрес «Узжелдорпасс» по поводу качества предоставляемых услуг. Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей подтвердил наличие аналогичных жалоб от пассажиров и направил официальный запрос в адрес компании для проведения расследования.
«Узжелдорпасс», в свою очередь, заверяет, что принимает меры по модернизации подвижного состава. В частности, компания отчитывается о закупке 27 современных вагонов, «отвечающих современным требованиям». Тем не менее, инцидент в очередной раз поднял вопрос о необходимости более активного обновления парка пассажирских вагонов и повышения качества предоставляемых услуг.