Бывший госсекретарь Рахим Ражабов дал большое интервью для редакции УзА. В ходе беседы с журналистом экс-чиновник раскритиковал политиков времен Каримова. Ниже приводим некоторые фрагменты из интервью.
Можете сказать, о том, сколько золото добывалось в первые годы независимости?
— В первые годы независимости добывалось примерно 50-60 тонн золото в год. В настоящее время этот показатель в разы больше. Тогда работал только один завод, сейчас их три.
Ходят слухи, что большое количество узбекского золота хранятся в мировых банках. Можете назвать в цифры по этому поводу?
— Есть государственные тайны, которые нельзя озвучивать в течение определенного времени. Существует ответственность за разглашение тайн. Могу сказать только лишь то, что золото хранится в ведущих банках Англии, Швейцарии и США.
Вы как-то говорили о том, что в Узбекистане было развито авиастроение. Что вы можете сказать об этом в настоящее время?
— Было время, когда наши заводы были лучшими в СССР. Позже заводы были переданы нечестным людям. По идее предприятие после приватизации должно было работать на прежних мощностях, но этого не произошло. Никто не знает за сколько они купили эти заводы. В пример приведу то, что завод Алгоритм в нынешней валюте стоит примерно 20-30 млрд долларов. В стоимость включается весь комплекс завода. Кто все это купил и за какие деньги? Мне всегда интересно, почему на это не обратил внимание президент (Ислам Каримов — ред.). Могу сказать только то, что государство без тяжелой промышленности - это не государство. Мы если сохранили бы заводы, то сейчас продавали бы самолеты в Китай, Индию и Пакистан.
— Вы говорите, что в нашей стране умерла промышленность, но у нас же есть автомобильный завод...
У нас есть завод. Только если сгорит лампа фар автомобиля, то все конец. У нас не производят эти лампы. Кому нужно такое производство, когда все завозится из других стран? Конечно сложно на все 100% производить самим, но можно хотя бы 60%.
Тогда я работал заместителем председательства правительства. Каримов посетил Южную Корею. На месте завода Асака уже был завод, который производил прицепы. Каримов сказал, что он продал завод в Асаке. Я сказал, что можно автомобильный завод построить позади завода прицепов. Президент заявил, что уже дал обещание и нельзя ничего изменить. Все знают, что нельзя пойти против воли главы государства.
Я до сих пор обижен на своего друга (Ислама Каримова — ред.). Обижен за то, что он не контролировал все это. Голодные волки обокрали страну и уничтожили все на своем пути. Был фарфоровый завод. Его продукция удивляла Генри Киссинджера и Саддама Хусейна. Они восхищались продукцией. Сейчас в Ташкенте планируют вновь построить фарфоровый завод. Одним словом они ободрали народ.