Я не знаю что послужило основанием для такого заявления. Какими аргументами он руководствовался. Возможно высказывание главы Совета Федерации Федерального собрания России Валентины Матвиенко о том, что Узбекистан прорабатывает вопрос о присоединении к Евразийскому экономическому союзу натолкнуло А.Кадирова сделать такое громкое заявление. Других аргументов я не усмотрел. Но вполне возможно, что наличие в аббревиатуре ЕАЭС слова “союз” вызвало у политика сомнение относительно истинных целей этой организации.
Отмечу, что никто не навязывает нам условия, вынуждающие нас стать членом ЕАЭС уже сегодня. Это желание каждой страны. И все же для справки отмечу, что Евразийский экономический союз – это международная организация, ставящая цель обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики государств-членов союза.
Союз был создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в столице Казахстана Астане и вступил в силу с 1 января 2015 года.
В 2015 году в ЕАЭС вступили Армения и Киргизия. Молдавия с 2018 года имеет статус наблюдателя. Китай, Иран, Вьетнам и Куба подписали с ЕАЭС соглашения о Зоне свободной торговли. Всего о своём желании тем или иным образом сотрудничать с ЕАЭС заявили около 50 стран.
За последние 3 года Узбекистан ведет открытую, но замечу взвешенную внешнюю политику. Наша открытость миру вовсе не означает, что мы по поводу и без будем вступать в различные международные организации в том числе и региональные.
Прежде всего, и это самое главное, мы взамен различного рода льготам и преференциям никогда и никому не передадим хотя бы небольшую часть своего суверенитета. Национальные интересы нашего народа превыше всего – это и есть краеугольный камень нашей внешней политики.
Мы поставили перед собой цель к 2050 году войти в топ-50 развитых демократических государств. А до 2030 года долю экономики в промышленности страны довести до 40 процентов, что безусловно требует реализацию структурных преобразований и дальнейшую диверсификацию экономики. Этих целей можно добиться только в том случае, если мы создадим открытую экономику, что безусловно предполагает и участие (прим: участие вовсе не означает членство) в деятельности различного рода международных экономических, финансовых организаций.
Ведь фактически речь идет о создании либеральной экономики, что на международном уровне предполагает движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Такая политика полностью соотносится с предвыборной платформой Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана. И эту идею мы намерены твердо отстаивать в ходе парламентских выборов.
Изучение и анализ источников по поводу вхождения нашей страны в ЕАЭС говорит о том, что Россия не исключает возможности такого вступления, но и не наставивает на вхождении. Россия наш союзник и стратегический партнер. А инвестиции России в экономику Узбекистана - залог экономического процветания. Пример тому строительство атомной электростанции в Узбекистане.
Вхождение Узбекистана в ЕАЭС это не только вопрос времени, но самое главное состояние экономики нашей страны и ее способность гармонично интегрироваться с экономиками государств членов-ЕАЭС. Узбекистан должен прогнозировать не только все выгоды, но и потери, которые может понести экономика в случае, если наша страна станет членом этой организации. Именно поэтому вполне вероятно, что статус наблюдателя даст возможность принять окончательно решение по этому вопросу.
В этой связи при всем моем уважении к мнению А.Кадирова как руководителю партии «Миллий тикланиш» и политику, имеющему свою точку зрения по вопросам государственного и общественного строительства, его мнение относительно истинных целей ЕАЭС не имеют под собой твердых аргументов. В преддверии парламентских выборов делать такие заявления преждевременно и неуместно.
Шухрат Бафаев,
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции УзДиДеП.
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции УзДиДеП.