Развитие тесного сотрудничества со странами ОТГ становится одним из важных направлений внешней политики Узбекистана. В своем выступлении на саммите ОТГ (на тот момент ССТГ) в ноябре 2019 года в Баку Президент Узбекистана отметил, что полноправное участие Узбекистана в деятельности организации является отражением естественных исторических процессов. Это открывает широкие возможности для укрепления взаимодействия в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, туристической, культурно-гуманитарной сферах.
Сегодня страны-члены ОТГ формируют рынок с населением в 160 млн. человек и совокупным ВВП в размере 1,2 трлн. Долларов США. На страны ОТГ приходится 22,4% общего товарооборота Узбекистана. За последние 5 лет взаимная торговля с государствами организации вырос в 2,4 раза, составив по итогам 2021г. 9,4 млрд долларов.
Страны Организации Тюркских государств обладают огромным транспортно-логистическим потенциалом, полноценное раскрытие которого позволит вывести отношения между странами на качественно новый уровень, повысить авторитет организации на международной арене.
По территорию стран-членов и наблюдателей ОТГ, в т.ч. Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Венгрии проходят самые короткие пути, соединяющие Европу и Азию. Эти страны выступают ключевыми транзитными странами Южного Кавказа, Центральной Азии и Европы. Следовательно, интегрирование транспортных возможностей данных стран не только увеличит объемы транзитных грузов, но и будет способствовать развитию всех стран Евразийского континента.
С учетом последствий пандемии и нынешних геополитических реалий в мире и регионе, от которых серьезно пострадал сектор международных транспортных перевозок грузов, укрепление сотрудничества в вопросах повышения конкурентоспособности имеющихся и формирования новых маршрутов становится наиболее актуальной задачей.
В принятых по итогам восьмого саммита ОТГ документах (ноябрь 2021г. в Стамбуле) – Итоговая декларация и Концепция видение Тюркского мира – 2040 существенное место занимает Транскаспийский международный коридор – Восток-Запад. Страны-члены ОТГ рассматривают развитие данного маршрута в качестве одного из приоритетных проектов развития экономической интеграции между странами Организации.
Узбекистан в рамках участия в деятельности ОТГ (на тот момент ССТГ) приоритетное внимание уделяет развитию транспортной взаимосвязанности на пространстве объединения. На восьмом саммите ОТГ Главой Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым выдвинута важная и своевременная инициатива о разработке «Программы взаимосвязанности стран-участниц Организации тюркских государств в транспортной сфере».
На сегодняшний день совместно с ОТГ осуществляется развитие Транскаспийского международного транспортного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа», «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Казахстан – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Турция».
В октябре текущего года в Ташкенте состоялось шестое заседание министров транспорта ОТГ, по итогам которого подписаны два документа – Соглашение о международных смешанных перевозках между государствами-членами Организации тюркских государств и программа Взаимодействия в сфере транспорта. Эти документы направлены на систематизацию транспортных коридоров, проходящих через страны Организации, содействие увеличению транзитных перевозок и стимулирование опережающего развития транспортной инфраструктуры региона.
Наряду с этим, Узбекистаном совместно с ключевыми партнерами ведется системная работа по формированию новых маршрутов выхода к открытым морским портам, оптимизации тарифов и предоставлению благоприятных условий для транзита перевозок внешнеторговых грузов.
Так, в ходе визита Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в Туркменистан 2021 октября с.г. были обсуждены вопросы максимального задействования потенциала транспортного маршрута Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море – Южный Кавказ с выходом на черноморские порты Грузии и Турции и страны Европы. На полях СГГ ШОС в Самарканде с.г. состоялся запуск совместной разработки ТЭО проекта строительства железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай».
Более того, нашей страной реализуются крупные инфраструктурные проекты через территорию Афганистана, которые обеспечат странам Центральной Азии кратчайший путь для выхода в пакистанские порты Карачи, Гвадар, Касым в Аравийском море. В июле с.г. начались экспедиционные работы на территории Афганистана для определения маршрута и ТЭО проекта строительства железной дороги Термез – Мазари Шариф – Кабул – Пешавар.
Все эти проекты в случае их полной реализации и интеграции между собой способны кратно повысить транспортно-транзитный потенциал всего региона, повысить инвестиционную привлекательность стран ЦА, снизить импортно-экспортные издержки за счет обеспечения коротких и экономически рентабельных путей выхода к открытым морским портам, и в целом повысить уровень жизни населения, создать новые рабочие места и т.д.
В целом, можно ожидать по итогам саммита в Самарканде и в период председательства Узбекистана ряд прорывных инициатив и программ развития сотрудничества, в т.ч. в области транспорта и торговли, которые заметно повысят практический потенциал Организации, внесут вклад в ее поступательное развитие.
Зилола Юнусова,
Руководитель отдела Информационно-аналитического центра
международных отношений при МИД.
Руководитель отдела Информационно-аналитического центра
международных отношений при МИД.