На днях во время очередного заседания Сената омбудсман по правам человека Республики Узбекистан Феруза Эшматова отчиталась о проделанной работе за прошлый год.
Согласно приведённым данным, за 2022 год к ней, в общей сложности, поступили 17,7 тысяч обращений. За помощью обращались граждане Республики и иностранцы. В среднем, ежедневно поступали около 50 обращений. При всём при этом, их количество, по сравнению с 2021 годом снизилось на 977 (-5,2%). 95 из всех поступивших жалоб были обработаны и решены анонимно. Количество повторных обращений также удалось снизить на 15,8%.
Также стало известно о том, что чаще всего жалобы поступали от жителей Кашкадарьи – 2 297 раз. На втором месте расположилась столица с показателем, равным 2 079 обращений. Тройку «лидеров» замыкает Ташкентская область – 947 обращений. Меньше всего жаловались жители Андижана, Каракалпакстана и Сырдарьи с показателями в 388, 292 и 267 обращений соответственно.
Наиболее проблемными сферами среди всех жалоб были выявлены:
• социальные права – 31,4%;
• политические права и свободы – 27,7%;
• экономические права – 24,2%.
За весь год, благодаря работе омбудсмена, были выявлены нарушения в работе государственных должностных лиц. В частности:
• 22 чиновника получили дисциплинарное взыскание;
• 6 чиновников оплатили штрафы в размере 30% от заработной платы;
• 3 привлекли к административной ответственности;
• ещё 3 госслужащих освободили от занимаемой должности.
На основании всех поступивших обращений за год сумма взысканных с граждан денежных средств составила 2,37 миллиарда сумов. Из них: 506 миллионов сумов относятся к заработным платам и выплаты, связанным с трудовыми отношениями и ещё 45,4 миллиона – алименты.
Кроме того, в результате обработки жалоб, были проведены следующие работы:
• 27 гражданам, проживающим в домах милосердия, оказали содействие в оформлении документов;
• установлен факт работы 14 граждан во вредных условиях;
• 13 граждан восстановили на работе;
• установлен факт гибели 11 граждан;
• 7 граждан сделали перерасчёт при начислении пенсий;
• 4 граждан трудоустроили.
Что касается тюрем, то от лиц, содержащихся в тюрьмах и СИЗО, а также их близких родственников или адвокатов за прошлый год поступили 3235 обращений. Половину из них (52,5%) отправили непосредственно сами обвиняемые и заключённые граждане.
По выявлению случаев пыток и другого неприемлемого поведение в места ограничения свободы офис омбудсмана совершил 381 мониторинговый визит. По сравнению с показателем 2021 года, данная цифра выросла в разы. Тогда она составляла всего 177 визитов.
Благодаря проделанной работе, 52 осужденным гражданам удалось смягчить приговоры по 21 заявлению. Кроме того, 13 осужденным также сменили меру пресечения на более гуманную и мягкую. 21 заключённого перевели в колонию, расположенную на более близкой к его месту жительства территории. 17 семьям осужденных была оказана материальная помощь и социальная поддержка.
На фоне событий, произошедших в Каракалпакстане, также была проведена работа по повышению уровня защиты граждан. В рамках проекта «Школа Омбудсмана», особое внимание было уделено визитам в тюрьмы, а также повышению правовой культуры населения республики.