Надо сказать, что в нашей стране уже проводится большая работа по выполнению этих обязательств. Например, в 2019-2023 гг. на площади 1 млн 799 тысяч га реализован общенациональный проект «Яшил макон», который охватил высадку виды деревьев и кустарников. Общая площадь охраняемых природных территорий за последние пять лет увеличилось 6 млн. 320 тысяч гектар. Она увеличилась с 4,5% до 14,08% от общей площади республики, составив более 320 тыс. га.
Однако, эта работа требует своего продолжения. В качестве примера из жизни нашей страны можно привести незаконную вырубку многолетних насаждений в крупных городах, и так с небольшим лесным фондом. С горечью отметим, что уровень лесистости снижается, и, несмотря на принятые меры и моратории, вырубка продолжается. Все это свидетельствует о необходимости поднятия этого вопроса на уровень Конституции.
Кроме того, экологический ущерб от масштабов строительства в целом ряде наших городов и сел превышает установленные нормы. Потому, в последние годы многие территории Узбекистана фактически превратились в большую строительную площадку. Например, за последние три года от жителей, недовольных строительством, поступило 15 тысяч обращений. Только в городе Ташкенте судами остановлено более 200 строек.
В этой связи выделим статью 49 новой редакции Конституции, где предусмотрены меры по усилению охраны окружающей среды, обеспечению прав граждан на комфортную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, усилению общественного контроля в сфере градостроительной деятельности для предотвращения вредного воздействия сооружений на природу.
Тем самым, исходя из учета мнений населения, широкой общественности и ученых в новой редакции Конституции отражены обязательства по разработке генеральных планов городов по согласованию с населением, наличие обязательных общественных консультаций.
Также, основной закон в новой редакции расширяет общественный контроль, и эта норма усиливает конституционные гарантии сохранения комфортной и экологически чистой территории для нашего населения и будущих поколений, обеспечения надежной охраны здоровья населения, комфортных условий для его проживания и развития.
Помимо этого, укрепляется как конституционная обязанность государства принимать дополнительные меры по охране и восстановлению экологической системы Приаралья, развивать регион с социально-экономической точки зрения. Эти изменения не встречаются в конституциях других стран, в которых защита экологической системы в том или ином регионе определяется как обязанность государства. В этом проявляется инновационность вводимых изменений.
В целом конституционные обязательства государства по экологии и охране окружающей среды возрастают в 3,5 раза. Нормы новой редакции Конституции устанавливают соответствующие меры и программы государства по оздоровлению окружающей среды, создают условия для обеспечения реализации этих мероприятий.
Начальник отдела
Научно-исследовательского института Окружающей среды и природоохранных технологий при Министерстве природных ресурсов Республики Узбекистан - Эксперт У.Собиров.
Научно-исследовательского института Окружающей среды и природоохранных технологий при Министерстве природных ресурсов Республики Узбекистан - Эксперт У.Собиров.