Социальная функция государства включает в господдержке и развитии сфер образования, науки, культуры, здравоохранения. Она присуща любому государству, но степень её приоритетности зависит от демографической ситуации в стране, уровня жизни людей, развитости экономических ресурсов, экологической обстановки и других факторов.
В Узбекистане, где проживает 36 миллионов населения, из них более 60% – это дети и молодежь, а также ежегодно создаются более 300 тысяч новых семей и рождаются около одного миллиона младенцев, чрезмерно важна государственная поддержка социальной сферы.
В проект обновляемой Конституции, провозглашая статус Узбекистана как социального государства, вводятся ряд государственных обязательств
по созданию достойных условий труда, поддержке и развитию здоровья и образования населения, жилищной обеспеченности, других направлений социальной защиты населения.
Обеспечение достойного труда для всех. Учитывая тот факт, что основным фактором выхода из бедности является достойный труд, государство принимает меры по обеспечению занятости граждан и их защите от безработицы. На сегодняшний день в Узбекистане насчитывается порядка 1,3 млн безработных. Уровень безработицы за 2021-2022 годы снизился с 9,6 до 8,9 %, а уровень бедности – с 17 до 14 %.
В статье 42 проекта новой редакции Конституции государство гарантирует право на достойный труд, на свободный выбор работы, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Государство обеспечивает дополнительные гарантии по трудоустройству социально уязвимых категорий населения.
Социальная защита населения. Социальное обеспечение как часть системы социальной защиты обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей.
В статье 46 обновляемой Конституции вводится норма «Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, безработицы, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях». При этом размер пенсий, пособий и других видов социальной помощи, установленных законом, не может быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов.
Образование. В статью 51 проекта новой редакции Конституции Узбекистана вводится новая норма о том, что «государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания». Государство гарантирует бесплатное школьное и начальное профессиональное образование. Кроме того, в статье 51 проекта обновляемого Основного закона вводится новая норма «Для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание». Создаются все условия для того, чтобы дети с инвалидностью получали такой же уровень образования, как и их сверстники без физиологических отклонений.
Медицина. В проекте новой редакции Конституции гарантируется право на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание.
В статье 48 вводится новая норма «Граждане Республики Узбекистан вправе получать гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом». Государство принимает необходимые меры по развитию государственной, частной и других систем здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, созданию условий для развития различных форм медицинского страхования.
Опыт развитых стран показывает, что именно внедрение медицинского страхования стало важным шагом на пути к формированию социально ориентированного государства с высоким уровнем жизни его жителей. Медицинское страхование решит целый ряд проблем и позволит обеспечить все слои населения качественной медицинской помощью.
Улучшение жилищного обеспечения граждан. В статье 47 проекта обновляемой Конституции предусматривается: «Государство поощряет жилищное строительство и создает условия для осуществления права на жилище».
За последние 6 лет в республике построено почти 300 тысяч домов, или в 10 раз больше, чем в предыдущие 30 лет. В 2022 году получили новые квартиры 50 тысяч семей, в 2023 - уже 90 тысяч семей. В ближайшие 2-3 года планируется обеспечить жильем до 200 тысяч семей.
Также вводится новая норма по обеспечению жильем социально уязвимых категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В результате предлагаемых изменений укрепится система мер по социальной защите всех категорий граждан. При этом впервые на конституционном уровне выделяются категории граждан, которые нуждаются в особой заботе и внимании государства. Практически это будет выражаться в виде оказании им помощи в трудоустройстве, получении образовании, возможности получать медицинские услуги в соответствии со своими потребностями.
Словом, широкомасштабные реформы в нашей стране нашли свое отражение в конституционных нормах Нового Узбекистана —государства, ориентированного на построение социально справедливого общества. В нашем социальном государстве никто не останется без внимания и не окажется один на один со своими проблемами.
Каримова Д.М. Доктор экономических наук.