Мы в Узбекистане видим, что за исторически короткий период времени программа «Один пояс и один путь» или «Пояс и путь», продемонстрировала свою жизнеспособность и важную роль в развитии регионального международного сотрудничества, открывая новые возможности развития для тех стран, которые участвуют в этой программе. Более того, роль «Пояса и пути» в региональном и глобальном масштабах в настоящее время становится все более актуальной, особенно с учетом трансформации международных отношений в масштабах всей планеты.
Узбекистан, как одна из первых стран, которая поддержала инициативу «Пояс и путь», активно участвует в реализации этой инициативы КНР. Это позволяет нашей стране наращивать объемы торгово-экономического инвестиционного сотрудничества и выстраивать новые цепочки производства и поставок, диверсифицируя маршруты грузоперевозок. Развитие транспортно-коммуникационных связей имеет важное значение для нашей страны, формируя новые транспортные коридоры, которые имеют непосредственное отношение к строительству «Пояса и пути».
В данном контексте выделим проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан - Узбекистан, договоренность о котором была достигнута во время Самаркандского саммита ШОС. Реализация проекта имеет важное значение, так как откроет новые возможности в торгово-экономической, инвестиционной и других сферах сотрудничества между нашими странами. Стратегическое значение имеет развитие безопасных и кратчайших транспортных коридоров, соединяющих Китай с регионом Центральной Азии, с выходом на Европу, Ближний Восток и Южную Азию.
Поэтому очень символично, что первый саммит, первая встреча на уровне глав государств в формате «Центральная Азия – Китай» прошла в историческом и древнем городе Сиане. Так, именно оттуда берет свое начало великий Шелковый путь, этот город яркое олицетворение уходящих в глубь веков связей между нашими народами, между нашими странами. В работе этого представительного мероприятия принял участие и Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. На саммите были обсуждены вопросы дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии и Китая, актуальные международные и региональные вопросы.
Этот саммит стал историческим событием и принесет новые возможности для всех наших стран. Отдельно выделим инициативу Президента Узбекистана, высказанную в ходе онлайн-саммита руководителей стран Центральной Азии и Китая в январе 2022 года, нового экономического диалога «Центральная Азия – Китай».
В своем выступлении Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что в условиях непростой международной ситуации указанная встреча приобретает особое значение. Наши страны, преодолев испытания пандемии, столкнулись с негативными последствиями глобального кризиса доверия. Произошли серьёзные разрывы в устойчивых транспортно-логистических цепочках, что особенно чувствительно для Центральной Азии, проявились вызовы продовольственной и энергетической безопасности, риски социальной напряжённости на фоне растущего импорта инфляции. Все это требует более тесной координации и практического взаимодействия.
В этой связи, в целях более тесной координации и практического взаимодействия Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд ценных инициатив по развитию регионального сотрудничества на основе долгосрочной повестки, перспективных планов и задач многопланового сотрудничества. Отмечена необходимость налаживания взаимодействия между ведущими «мозговыми» центрами шести стран для разработки стратегических подходов, комплексных рекомендаций и решений, «прорывных» проектов регионального и глобального масштаба. В качестве дискуссионной платформы предложено проведение в следующем году в Самарканде первой Международной экспертной конференции по вопросам сопряжения национальных стратегий развития.
Президент отдельно остановился на вопросах формирования условий для устойчивого развития стран региона, где центральное место отводится эффективной борьбе с бедностью. Принятие и реализация совместной программы с конкретными задачами по повышению уровня жизни и развитию территорий, прежде всего сельских районов, станут общим вкладом в достижение Целей Повестки дня до 2030 года.
Также, глава Узбекистана выступил за дальнейшее формирование Нового экономического диалога и усиление взаимосвязанности, достижение двукратного увеличения товарооборота стран региона с Китаем к 2030 году. Этого можно достичь за счёт сбалансированного роста взаимных поставок промышленных товаров и сельхозпродукции, создания эффективной торгово-логистической инфраструктуры и современных оптово-распределительных сетей, внедрения систем «зелёного» и экспресс-коридоров, общих платформ электронной коммерции.
Для формирования благоприятных рамочных условий и правовой базы предложено рассмотреть возможность принятия многостороннего Соглашения о содействии взаимной и поощрении инвестиций. Вопросы же углубления промышленной кооперации, привлечения цифровых технологий и внедрения инноваций могут быть эффективно решены в рамках прямых межрегиональных контактов с провинциями Китая.
В завершение отметим, что по итогам заседания главы государств подписали Сианьскую декларацию саммита «Центральная Азия - Китай». В нем нашли свое отражение плодотворные результаты прошедшего саммита, что послужит укреплению добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества, процветанию стран и народов. Говоря о Китае, можно выделить, что инвестиционные проекты, которые Узбекистан реализует с участием китайских партнеров, способствуют развитию национальной экономики и технологической модернизации. В Узбекистане видят большие перспективы в использовании потенциала Китая как одного из мировых лидеров во многих сферах.
Актам Хаитов,
руководитель фракции УзЛиДеП в
Законодательной палате Олий Мажлиса.
руководитель фракции УзЛиДеП в
Законодательной палате Олий Мажлиса.