Стало известно, на каком уровне находится демократия в Узбекистане. Это следует из отчёта британской исследовательской организации The Economist Intelligence Unit.
Согласно приведённым данным, по итогам 2023 года Узбекистан в «Индексе демократии» занял 148 место из 167 стран. Государствам дают баллы по пяти категориям, исходя из оценки, каждую классифицируют по типу режима: полноценная демократия, несовершенная демократия, гибридный режим и автократия. Эксперты вновь отнесли Узбекистан к странам с авторитарным режимом, оценив ситуацию с демократией в стране в 2,12 балла из 10 возможных. В частности:
• качество избирательного процесса и плюрализм — 0,08 балла;
• деятельность правительства — 1,86 балла;
• политическое участие — 2,78 балла;
• политическая культура — 5 баллов;
• гражданская свобода — 0,88 балла.
К слову, показатели нашей страны в данном рейтинге не меняются с 2020 года. Столько же баллов республика получила и в 2022 году, заняв 149 место.
Более того, в отчёте организации подчеркивается, что политические реформы в Узбекистане и Казахстане принесли мало результатов в прошлом году. Тем не менее, Узбекистан отстаёт от Казахстана во многих областях демократии, включая политическое участие и оба государства прочно закрепились в авторитарном лагере.
Лучший результат среди стран Центральной Азии у Кыргызстана — 109 место, далее идут Казахстан — 120 позиция и Узбекистан. Таджикистан расположился на 155 месте, Туркменистан — на 162.
Наиболее демократичными странами в прошлом году стали Норвегия, Новая Зеландия и Исландия. Худшие результаты у Северной Кореи, Мьянмы и Афганистана.
Для справки: Авторитарный режим может являть собою как абсолютную власть одного человека, так и смешанную власть парламента и непосредственно самого правителя, где значимый перевес будет в сторону последнего, исходя из авторитета правителя. По факту, сама власть в подобном государстве представляет собою единую политическую партию. Считается, что политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного допуска до выборов, так и в вопросах управления государством.