Сенат Узбекистана призвал к ответу министра транспорта

Сенат Узбекистана призвал к ответу министра транспорта
На заседании Сената Олий Мажлиса, прошедшем 30 сентября, министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов презентовал планы по улучшению качества пассажирских перевозок на железной дороге и повышению транспортной доступности для населения.

Сенатор Анвар Туйчиев в своем выступлении сделал акцент на недавно принятом законе, который предоставляет железнодорожным перевозчикам, операторам вагонов (контейнеров), операторам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с государственным участием, а также вокзалам право использовать дивиденды, предусмотренные для государства, на развитие объектов железнодорожной инфраструктуры.

Кроме того, из государственного бюджета планируется выделить 1,7 трлн сумов для компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемым государством тарифам. Важно отметить, что государственное регулирование тарифов будет отменено для скоростных и высокоскоростных поездов, но сохранится для других типов поездов.

В связи с этим сенатор обратился к Министерству транспорта с просьбой разъяснить, как планируется расходовать эти средства.

Министр транспорта Илхом Махкамов объяснил, что компания «Узбекистон темир йуллари» из-за нехватки средств до настоящего момента не имела возможности оперативно модернизировать и ремонтировать основные фонды.

Он отметил, что сегодня доля устаревшего оборудования компании составляет 18%, что значительно превышает средний показатель по миру, равный 5%. Привлеченные средства планируется направить на приобретение и производство новых грузовых и пассажирских вагонов.

«В Стратегии «Узбекистан-2030» закреплены программы развития грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Следуя этим программам, мы ставим перед собой задачу увеличить уровень электрификации железных дорог до 65%, закупить и построить 1000 пассажирских вагонов, 5000 грузовых вагонов, а также приобрести 6 высокоскоростных поездов в Южной Корее и порядка 30 электропоездов для пассажирских перевозок. Уверен, что сохранение дивидендов после выхода на чистую прибыль, а также компенсация расходов со стороны Министерства финансов от перевозки пассажиров – все эти средства позволят обновить основные фонды и подвижной состав», – заявил министр.

Сенатор Абдурахим Иркаев, в свою очередь, обратил внимание на многочисленные жалобы граждан на качество сервиса, которое, по их мнению, не соответствует стоимости проезда. Он также поднял вопрос об открытости процесса формирования цен на услуги и участии в нем представителей Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, депутатов, сенаторов и общественности.

Сенатор также указал на монопольное положение компании «Узбекистон темир йуллари», которая, пользуясь своим статусом, «может диктовать необоснованные цены».

«Например, цена проезда по маршруту Карши-Ташкент на поезде Afrosiyob (338−507 тысяч сумов) стала выше, чем стоимость билетов частных авиакомпаний. Ранее стоимость проезда на поезде никогда не превышала цены на авиабилеты. За последний год тарифы поднимались два раза. Повлияло ли свободное ценообразование на качество услуг? Ответ пассажиров отрицательный», – констатировал он.

Министр транспорта дал пояснение, что ранее все тарифы «Узбекистон темир йуллари» согласовывались с Министерством экономики и финансов и Антимонопольным комитетом с учетом монопольного положения компании, исходя «из себестоимости услуг с учетом запланированных убытков».

В соответствии с новым законом, цены на билеты на скоростные поезда будут формироваться рыночными механизмами, однако государство сохранит контроль над стоимостью проезда в обычных поездах, которая будет устанавливаться по прежней схеме «с минимальной рентабельностью».

Илхом Махкамов проинформировал, что средний срок эксплуатации вагонов в Узбекистане составляет более 30 лет. Сейчас компания занимается их модернизацией и покупкой новых составов.

Он добавил, что планируется обновить купейные и плацкартные вагоны, а также приобрести электропоезда с сидячими местами для маршрутов протяженностью до 5 часов.

Узбекистан также планирует дополнительно приобрести 6 высокоскоростных поездов южнокорейской компании Hyundai Rotem, а также 2 поезда швейцарской компании Stadler.

До конца года планируется завершить проект электрификации железнодорожной линии «Бухара – Ургенч – Хива».

«Законом на оператора, перевозчика возложена обязанность по обеспечению должного качества предоставляемых пассажиру услуг. Антимонопольный комитет и наша Транспортная инспекция получат право принимать меры в отношении перевозчика в случае нарушения критериев качества, заложенных в себестоимость билета. В сфере развития внутреннего туризма перед Министерством транспорта и «Узбекистон темир йуллари» поставлена задача повысить транспортную мобильность населения и качество сервиса», – акцентировал внимание глава Минтранса.

Председатель «Узбекистон темир йуллари» Зуфар Нарзуллаев добавил, что эксплуатация поездов Afrosiyob никогда не приносила прибыли, в 2023 году убыток от перевозок этими поездами достиг 238 млрд сумов.

«Во всех странах мира цены на билеты на высокоскоростные поезда всегда были выше, чем на авиабилеты», – отметил он.

Он пояснил, что на южнокорейских Rotem и других высокоскоростных поездах будет работать динамическое ценообразование, цены будут корректироваться в зависимости от спроса. Запуск данной системы, похожей на ту, что применяется при формировании цен на авиабилеты, намечен на 1 января, сообщил он.

Ранее компания «Узжелдорпасс», которая входит в структуру «УТЙ», сообщала, что стоимость билетов на поезда не менялась с 2018 по 2022 годы. В 2023–2024 годах цены на проезд в поездах Afrosiyob выросли в 2,4 раза, в поездах «Шарк», «Насаф» и «Узбекистан» – в 1,6 раза, в других поездах – в 1,3 раза.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Шаман
    5 октября 2024 08:31
    Ууууу теперь морда министра даже в мерс не влезет. Кабмин надо на среднюю зп перевести и посадить в автобусы, наладят все за неделю.
  2. Георгий
    4 октября 2024 10:48
    Одни и те же темы + Одни и те же Комментаторы ?
  3. Зейин
    4 октября 2024 08:04
    А с остальным транспортом прям всё шикарно? В городах (кроме Ташкента) вообще нет общественного транспорта, кроме "Дамасов". Ни одна газета об этом не пишет, ни одно телевидение это не показывает, а уж тем более не один толковый сенатор, министр и депутат об этом не говорит и никто не решает этот важный вопрос. Но теперь наверное этот вопрос тем более отложат в долгий ящик, потому что министр транспорта будет решать другие, более важные задачи. К примеру: как израсходовать 1,7 трлн, чтобы сенатор в следующий раз к нему не придирался.
  4. Xочу Лук
    4 октября 2024 05:40
    Как всегда. Ну и по поводу скоростных поездов дороже самолета везде по миру. Это опять вранье. Совсем не так, в Японии, Корее, Испании и других странах цены и сервис конкурентные. Многие предлагают гибкие тарифы. Ну а про сервис и говорить не будем. Плюс, во всех странах этих доступ на вокзал и сами вокзалы куда более удобно расположены и без театра безопасности с рамками, узкими дверями, паспортами и так далее. Если поезд и дороже, выбирают его, потому что с вокзала все просто - никаких проверок (попасть на наш вокзал это точно как аэропорт), заборов и в центре. Так что не надо ссылаться на мировой опыт.
    Ну и главное, о чем не сказали - нигде там нет дефицита исскуственного на билеты и не надо отстегивать кому то, чтобы билет купить.
  5. Простой
    4 октября 2024 00:04
    Зарплату они не подняли они всё врут вот работаю уже 20 лет ЖД Узбекистана пасстранс вчд2 они не поднимают зарплату только убавлять умеют вот с 1 октября всем по Узбекистану подняли зарплату ЖД Узбекистана пасстранс вчд2 нет им всё равно указ президента сколько раз писала везде что зарплату не дают во время всем наплевать не верти ЖД Узбекистана они всё врут они когда опровержение дают и тогда врут вот мы тут работаем мы же знаем
  6. Читатель
    3 октября 2024 22:07
    Только вроде отчитались что цены подняли на билеты потому что молернизируют всю работу желдороги,аж зарплату подняли на 350% и теперь опять плачет что не хватает денег?Зачем тогда вообще эти скоростные поезда если такой убыток от них?Опять выплывать за счёт кошелька народа? Бездомный какой то транспорт.Столько грузов переводится,поезда ездят и все убытки?Может работников и управленцев надо поменять,раз не могут наладить работу?Дешевле на самолёте долететь,а уж про сервис вообще нет слов.
  7. immortal
    3 октября 2024 21:17
    Цены на билеты растут, а с билетами дифецит, какой то аферой спекулянтской попахивает!
  8. Khpn
    3 октября 2024 20:33
    Оглавление статьи вообще не соответствует самой статье!☝️ Кого и где призвали к ответу! Обычная констатация фактов!
    "Цены выросли!"
    "Дааа. Цены выросли!"
  9. Савиясиз укитувчи
    3 октября 2024 19:27
    То есть с УЗАм монополией у нас все нормально?
  10. ГОСТ
    3 октября 2024 18:17
    Надо подчеркнуть, что Общественный транспорт в Ташкенте работает Отлично!!!
    1. Георгий
      4 октября 2024 12:48
      ГОСТ,.............Спасибо Ребята за ваш нужный Народу нелегкий труд ?
  11. Диля
    3 октября 2024 18:04
    И как вы думаете какой выход они найдут в этой ситуации? Правильно. Просто поднимут цены на самолеты
  12. Золотая середина
    3 октября 2024 16:45
    День за днём капитализм продолжает вытеснять остатки социализма.
  13. Гоша
    3 октября 2024 16:37
    Ниший не ездиет на Афросиёбе.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В Самаркандской области мужчина, после освобождения из мест лишения свободы, опять совершил преступление

Задержан наркоторговец - сообщает пресс-служба УВД Самаркандской области. Оперативные сотрудники колонии-поселения №37, расположенной в Самаркандской
Сегодня, 09:11

Житель Гулистана открыл Telegram-канал и обманывал своих подписчиков

Задержан интернет-мошенник - сообщает пресс-служба Центра кибербезопасности при МВД. В правоохранительные органы обратился житель города Гулистана,
Сегодня, 08:39

В Кашкадарье три фермерских хозяйства украли электроэнергию на 413 млн сумов

Выявляются случаи незаконного использования электроэнергии - сообщает пресс-служба Департамента при Генеральной Прокуратуре. Сотрудниками
Сегодня, 08:27

Житель Наманганской области пообещал за деньги помочь четырём гражданам трудоустроиться в Великобритании

Задержан злоумышленник - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками Службы государственной безопасности, совместно с сотрудниками Департамента при
Сегодня, 08:19

Узбекистан нацелен трудоустроить свыше 200 тысяч граждан за рубежом в 2025 году

Правительство Узбекистана поставило амбициозную цель – трудоустроить более 200 тысяч своих граждан в экономически развитых странах в течение
Сегодня, 08:01