На заседании Сената Олий Мажлиса, прошедшем 30 сентября, министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов презентовал планы по улучшению качества пассажирских перевозок на железной дороге и повышению транспортной доступности для населения.
Сенатор Анвар Туйчиев в своем выступлении сделал акцент на недавно принятом законе, который предоставляет железнодорожным перевозчикам, операторам вагонов (контейнеров), операторам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с государственным участием, а также вокзалам право использовать дивиденды, предусмотренные для государства, на развитие объектов железнодорожной инфраструктуры.
Кроме того, из государственного бюджета планируется выделить 1,7 трлн сумов для компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемым государством тарифам. Важно отметить, что государственное регулирование тарифов будет отменено для скоростных и высокоскоростных поездов, но сохранится для других типов поездов.
В связи с этим сенатор обратился к Министерству транспорта с просьбой разъяснить, как планируется расходовать эти средства.
Министр транспорта Илхом Махкамов объяснил, что компания «Узбекистон темир йуллари» из-за нехватки средств до настоящего момента не имела возможности оперативно модернизировать и ремонтировать основные фонды.
Он отметил, что сегодня доля устаревшего оборудования компании составляет 18%, что значительно превышает средний показатель по миру, равный 5%. Привлеченные средства планируется направить на приобретение и производство новых грузовых и пассажирских вагонов.
«В Стратегии «Узбекистан-2030» закреплены программы развития грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Следуя этим программам, мы ставим перед собой задачу увеличить уровень электрификации железных дорог до 65%, закупить и построить 1000 пассажирских вагонов, 5000 грузовых вагонов, а также приобрести 6 высокоскоростных поездов в Южной Корее и порядка 30 электропоездов для пассажирских перевозок. Уверен, что сохранение дивидендов после выхода на чистую прибыль, а также компенсация расходов со стороны Министерства финансов от перевозки пассажиров – все эти средства позволят обновить основные фонды и подвижной состав», – заявил министр.
Сенатор Абдурахим Иркаев, в свою очередь, обратил внимание на многочисленные жалобы граждан на качество сервиса, которое, по их мнению, не соответствует стоимости проезда. Он также поднял вопрос об открытости процесса формирования цен на услуги и участии в нем представителей Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, депутатов, сенаторов и общественности.
Сенатор также указал на монопольное положение компании «Узбекистон темир йуллари», которая, пользуясь своим статусом, «может диктовать необоснованные цены».
«Например, цена проезда по маршруту Карши-Ташкент на поезде Afrosiyob (338−507 тысяч сумов) стала выше, чем стоимость билетов частных авиакомпаний. Ранее стоимость проезда на поезде никогда не превышала цены на авиабилеты. За последний год тарифы поднимались два раза. Повлияло ли свободное ценообразование на качество услуг? Ответ пассажиров отрицательный», – констатировал он.
Министр транспорта дал пояснение, что ранее все тарифы «Узбекистон темир йуллари» согласовывались с Министерством экономики и финансов и Антимонопольным комитетом с учетом монопольного положения компании, исходя «из себестоимости услуг с учетом запланированных убытков».
В соответствии с новым законом, цены на билеты на скоростные поезда будут формироваться рыночными механизмами, однако государство сохранит контроль над стоимостью проезда в обычных поездах, которая будет устанавливаться по прежней схеме «с минимальной рентабельностью».
Илхом Махкамов проинформировал, что средний срок эксплуатации вагонов в Узбекистане составляет более 30 лет. Сейчас компания занимается их модернизацией и покупкой новых составов.
Он добавил, что планируется обновить купейные и плацкартные вагоны, а также приобрести электропоезда с сидячими местами для маршрутов протяженностью до 5 часов.
Узбекистан также планирует дополнительно приобрести 6 высокоскоростных поездов южнокорейской компании Hyundai Rotem, а также 2 поезда швейцарской компании Stadler.
До конца года планируется завершить проект электрификации железнодорожной линии «Бухара – Ургенч – Хива».
«Законом на оператора, перевозчика возложена обязанность по обеспечению должного качества предоставляемых пассажиру услуг. Антимонопольный комитет и наша Транспортная инспекция получат право принимать меры в отношении перевозчика в случае нарушения критериев качества, заложенных в себестоимость билета. В сфере развития внутреннего туризма перед Министерством транспорта и «Узбекистон темир йуллари» поставлена задача повысить транспортную мобильность населения и качество сервиса», – акцентировал внимание глава Минтранса.
Председатель «Узбекистон темир йуллари» Зуфар Нарзуллаев добавил, что эксплуатация поездов Afrosiyob никогда не приносила прибыли, в 2023 году убыток от перевозок этими поездами достиг 238 млрд сумов.
«Во всех странах мира цены на билеты на высокоскоростные поезда всегда были выше, чем на авиабилеты», – отметил он.
Он пояснил, что на южнокорейских Rotem и других высокоскоростных поездах будет работать динамическое ценообразование, цены будут корректироваться в зависимости от спроса. Запуск данной системы, похожей на ту, что применяется при формировании цен на авиабилеты, намечен на 1 января, сообщил он.
Ранее компания «Узжелдорпасс», которая входит в структуру «УТЙ», сообщала, что стоимость билетов на поезда не менялась с 2018 по 2022 годы. В 2023–2024 годах цены на проезд в поездах Afrosiyob выросли в 2,4 раза, в поездах «Шарк», «Насаф» и «Узбекистан» – в 1,6 раза, в других поездах – в 1,3 раза.