Российские медиа, в частности издание «Ведомости», сообщили о новой инициативе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Ведомство инициировало проведение масштабного социологического исследования, направленного на оценку эффективности мер по поддержке и распространению русского языка за пределами страны.
Центральное место в этом исследовании отведено Узбекистану, наряду с которым в фокус внимания попали и страны так называемого дальнего зарубежья: Венесуэла, Индия, Китай и Объединенные Арабские Эмираты. Исполнителем по данному государственному заказу был выбран Всероссийский центр изучения общественного мнения, более известный как ВЦИОМ. Центр стал победителем соответствующего тендера, стоимость которого, согласно опубликованным данным, составляет 34,8 миллиона рублей.
Согласно техническому заданию проекта, методология полевых работ будет определена непосредственно заказчиком - МИДом России, однако выдвинуто требование о максимальной унификации подхода для всех стран-участниц. Программа исследования предполагает использование комбинированных методов сбора данных. Планируется, что в каждой из пяти стран будет проведен онлайн-опрос с охватом не менее 1500 респондентов. Параллельно с этим будет осуществляться сбор информации через более традиционные каналы - телефонные опросы и личные формализованные интервью, в рамках которых предстоит опросить как минимум 1000 человек. Таким образом, совокупная выборка в каждой стране составит не менее 2500 граждан.
Задачи ВЦИОМ не ограничиваются исключительно проведением опросов. Контракт также обязывает организацию провести глубокую экспертизу существующих показателей использования русского языка в указанных государствах. На основе полученных данных и экспертных оценок будет разработан комплекс практических рекомендаций, нацеленных на повышение общей привлекательности русского языка и культуры. Для обеспечения высокого качества аналитической работы к проекту будет привлечена группа из десяти профильных экспертов, специализирующихся в таких областях, как лингвистика, международные отношения, культурология и функционирование средств массовой информации.