В Ташкенте, по состоянию на 29 июля 2025 года, дан старт пилотной инициативе, направленной на интеграцию граждан с нарушениями слуха и речи в официальную систему городской парковочной инфраструктуры. Проект, реализуемый оператором платных парковок Poytaxt Parking, преследует цель не только обеспечить социально уязвимых граждан стабильным трудоустройством, но и внести вклад в упорядочивание парковочного пространства в столице.
Проблема неформальной занятости в сфере уличной парковки давно является предметом обсуждения в городском сообществе. Значительную часть таких работников исторически составляют люди с нарушениями слуха. Их деятельность, не имея официального статуса, оставалась вне правового поля и какого-либо контроля. Это нередко приводило к систематическим нарушениям правил дорожного движения, включая парковку автомобилей вторым рядом, на тротуарах и в зелёных зонах, что создавало существенные препятствия для пешеходов и другого транспорта. Ещё в 2019 году независимые исследователи, в частности гражданский активист Дильмурад Юсупов, обращали внимание общественности на комплекс проблем, связанных с неофициальным статусом глухих и слабослышащих парковщиков.
С момента внедрения системы платных парковок в мае текущего года, на улицах столицы начали возникать конфликтные ситуации. Неформальные парковщики продолжали свою деятельность на территориях, уже переданных под управление Poytaxt Parking, что создавало путаницу среди водителей и вело к спорам. Столкнувшись с этой реальностью, руководство компании-оператора пришло к выводу, что наиболее конструктивным решением станет не конфронтация, а интеграция этих людей в новую систему.
«Мы инициировали диалог с теми, кого регулярно встречали в зонах нашей работы. Предложение о зачислении в штат делалось адресно. В случае проявления интереса со стороны кандидата, мы начинали процедуру рассмотрения его для официального трудоустройства», - прокомментировали ситуацию представители Poytaxt Parking.
На начальном этапе в штат компании были зачислены четыре специалиста, ранее работавшие на улицах города без оформления. Для обеспечения эффективной коммуникации и адаптации новых сотрудников была также нанята штатная сурдопереводчица. Её задачи включают не только помощь на этапе обучения, но и содействие в ежедневном рабочем взаимодействии. Все участники пилотной программы прошли интенсивный трехдневный курс подготовки. Программа обучения охватывала ключевые аспекты правил дорожного движения, корпоративные стандарты обслуживания клиентов, работу со специализированным мобильным приложением, а также протоколы действий в нестандартных ситуациях.
На маршрутах новые сотрудники исполняют функции ассистентов парковки. Их функционал не предполагает приём оплаты, но включает в себя консультирование водителей по свободным местам, контроль за соблюдением правил разметки и общую помощь в навигации по парковочной зоне. Для коммуникации с водителями используются специально разработанные карточки с пиктограммами, универсальные жесты и QR-коды, ведущие на страницы с подробными инструкциями. При возникновении сложных или спорных моментов они связываются с координатором своего маршрута для получения дальнейших указаний.
На старте реализации проекта организаторы столкнулись с определёнными трудностями. Часть потенциальных кандидатов отнеслась к предложению с недоверием, не веря в реальность официального трудоустройства с полным социальным пакетом. Другие оказались не готовы отказаться от привычной модели заработка, которая, несмотря на свою нестабильность, представлялась им более простой и понятной. Вследствие этого, в районах, где система платных парковок ещё не внедрена, продолжают работать неформальные парковщики.
Данный инклюзивный проект на текущий момент функционирует в тестовом режиме. Его дальнейшее масштабирование будет зависеть от комплексной оценки результатов деятельности первой набранной группы.
«Для нас критически важно удостовериться в эффективности выбранной модели. Мы не исключаем поэтапного расширения программы, но это решение будет принято после тщательного анализа. Приоритетом компании остается поддержание высокого качества сервиса и создание комфортных условий для всех участников дорожного движения», - заявили в Poytaxt Parking.
Во всем мире существует более 300 различных жестовых языков. Они не являются универсальными и имеют собственную грамматику и лексикон, отличающиеся от страны к стране, а иногда и от региона к региону.