В туркменской национальной туристической зоне «Аваза» 5 августа, открывается третья конференция Организации Объединенных Наций, посвященная специфическим вызовам, стоящим перед развивающимися странами, не имеющими выхода к морю (LLDC). Для участия в мероприятии накануне в Туркменистан прибыл президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Форум призван выработать новую стратегию для преодоления барьеров, которые изолируют эти государства от ключевых мировых рынков.
Географическое положение выступает фундаментальным препятствием для 32 государств мира, которые ООН классифицирует как LLDC. Эта группа включает 16 стран в Африке, 12 в Азии, а также по две в Европе и Южной Америке. Их удаленность от морских путей, через которые проходит до 80% всех мировых торговых потоков, напрямую сказывается на темпах экономического роста, инвестиционном климате и структуре валового внутреннего продукта.
Центральная Азия представляет собой уникальный регион, целиком состоящий из государств, подпадающих под эту категорию. Узбекистан в данном контексте занимает особое положение, являясь одной из двух в мире «дважды запертых» стран (double landlocked country). Это означает, что для доступа к международному морскому порту грузам из республики необходимо пересечь как минимум две государственные границы. Подобная логистика неизбежно сопряжена со значительными издержками, связанными с таможенными процедурами, тарифными ставками и различиями в инфраструктуре сопредельных государств. Вторым таким государством является Лихтенштейн, однако его глубокая интеграция в единое экономическое и правовое пространство Европы выводит его за рамки категории LLDC.
Даже наличие у Туркменистана и Казахстана выхода к Каспийскому морю не является решением проблемы. Согласно международным правовым определениям, Каспий признан внутриконтинентальным озером, не имеющим естественного соединения с Мировым океаном, что ограничивает его использование для полноценного морского транзита.
Проблемы, с которыми сталкиваются LLDC, носят системный характер. Аналитики ООН выделяют четыре ключевых аспекта: - чрезмерно высокие торговые издержки из-за транзитных пошлин и сложной логистики;
- критическая зависимость от политической и экономической стабильности в странах-транзитерах;
- недостаточная интеграция в глобальные производственно-сбытовые цепочки;
- институциональные и инфраструктурные ограничения.
Эта зависимость усугубляется колебаниями в глобальной торговой политике, включая протекционистские меры, обсуждаемые в рамках текущей администрации президента США Дональда Трампа, что может создавать дополнительные риски для транзитных коридоров.
Текущая конференция является третьим подобным форумом за последние два десятилетия. Первая встреча прошла в Алматы в августе 2003 года, по ее итогам была принята Алматинская программа действий. Этот документ впервые на международном уровне закрепил право стран LLDC на свободный доступ к морю и определил направления поддержки для создания эффективных транзитных систем. Вторая конференция состоялась в Вене в декабре 2014 года и завершилась принятием Венской программы действий на 2014-2024 годы. Она конкретизировала усилия по шести направлениям, включая развитие инфраструктуры, упрощение процедур торговли и углубление региональной интеграции.
Ожидается, что на форуме в «Авазе», который продлится до 8 августа, будет принята новая, Авазинская программа действий, которая определит стратегические приоритеты для LLDC на следующее десятилетие. В мероприятии принимают участие высокопоставленные лица, включая генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, глав государств и правительств, а также руководителей ведущих международных финансовых и региональных организаций.
Совокупное население 32 развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, составляет более 570 миллионов человек, однако их доля в мировом экспорте товаров остается на уровне около 1%.