Президент Азербайджана Ильхам Алиев в недавнем интервью для американского телеканала Fox News озвучил новую позицию официального Баку касательно крушения пассажирского самолета авиакомпании «Azerbaijan Airlines» (AZAL) в Казахстане. Согласно его заявлению, азербайджанская сторона более не рассматривает данную трагедию как преднамеренную атаку. Тем не менее, Алиев подчеркнул, что Азербайджан по-прежнему настаивает на официальном признании вины, привлечении к ответственности всех причастных лиц и выплате полной компенсации.
Инцидент, о котором идет речь, произошел 25 декабря 2024 года. Авиалайнер Embraer E190, следовавший по маршруту Баку – Грозный, потерпел крушение в районе города Актау на западе Казахстана. В результате катастрофы из 67 человек, находившихся на борту, погибли 38. Среди жертв трагедии были и семь граждан Российской Федерации.
По версии азербайджанской стороны, озвученной Алиевым, причиной крушения стало внешнее воздействие на воздушное судно в районе Грозного, которое привело к потере управления. Ранее, в июле текущего года, президент Азербайджана заявлял о подготовке пакета документов для подачи иска против России в международные судебные инстанции. Он также выражал недовольство ходом расследования, указывая на то, что ответы от Следственного комитета России ограничиваются стандартной формулировкой о «продолжающемся следствии».
Представители Росавиации, в свою очередь, объясняли невозможность посадки самолета в Грозном неблагоприятными погодными условиями, в частности, густым туманом, а также введением в действие плана «Ковер». Данный план активируется в случае возникновения угроз безопасности полетов, таких как предполагаемые «террористические атаки Украины». Президент России Владимир Путин также комментировал ситуацию, уточнив, что в момент инцидента в Чечне велось отражение атаки беспилотных летательных аппаратов с задействованием систем противовоздушной обороны.
План «Ковер», который упоминался в связи с инцидентом, представляет собой специальный режим, вводимый в воздушном пространстве, который требует немедленной посадки или вывода из зоны всех воздушных судов. Он может быть активирован по различным причинам, включая резкое ухудшение погодных условий или несанкционированное нарушение воздушных границ.