В Елисейском дворце нарастает напряжение в связи с геополитическими амбициями Вашингтона в Арктическом регионе. Париж направил недвусмысленный сигнал своим американским партнерам: любые попытки нарушения суверенитета Гренландии повлекут за собой цепочку необратимых событий. Официальный представитель правительства Франции Мод Брежон озвучила жесткую позицию Эмманюэля Макрона по итогам заседания кабинета министров, прошедшего 14 января.
По словам Брежон, французский лидер крайне обеспокоен риторикой, доносящейся из-за океана. В ходе обсуждения текущей международной повестки Макрон подчеркнул, что посягательство на территориальную целостность европейского союзника не останется без ответа. «Мы не склонны недооценивать заявления по Гренландии. Если бы суверенитет союзной европейской страны оказался затронут, это вызвало бы каскад беспрецедентных последствий», - процитировала президента представитель правительства. Париж намерен внимательно отслеживать развитие ситуации, демонстрируя полную солидарность с Копенгагеном в вопросе защиты его прав на автономную территорию.
Сложившаяся ситуация усугубляется недавними высказываниями президента США Дональда Трампа. Глава Белого дома прямо заявил, что контроль над Гренландией является вопросом национальной безопасности для Соединенных Штатов. Аргументация американской администрации строится на опасениях, что стратегически важный остров может попасть в сферу влияния геополитических конкурентов - России или Китая. Трамп убежден, что если Вашингтон не предпримет решительных шагов по присоединению территории, это неизбежно сделают оппоненты Америки, что создаст прямую угрозу для НАТО.
В ответ на эти притязания Франция форсирует свое дипломатическое присутствие в регионе. Министр иностранных дел Жан-Ноэль Барро ранее анонсировал планы по открытию генерального консульства в Гренландии уже в начале текущего, 2026 года. Этот шаг сделает Францию фактически первым государством Европы, имеющим официальное дипломатическое представительство на данном автономном острове, входящем в состав Датского королевства.
Однако, несмотря на громкие заявления европейских политиков, экспертное сообщество скептически оценивает возможности Старого Света противостоять американской экспансии. Реакция в политических кулуарах США на предупреждения Макрона описывается аналитиками как откровенно ироничная. Специалисты задаются риторическим вопросом: какие реальные рычаги воздействия есть у Европы, если Вашингтон решится на силовой сценарий или ультимативное давление? Военный потенциал Евросоюза несопоставим с технологической и боевой мощью американской армии. Многие обозреватели склоняются к мнению, что в случае реального перехода конфликта в острую фазу, Европе придется смириться с потерей контроля над Гренландией и принять новую геополитическую реальность, навязанную сильнейшим игроком.
Стоит напомнить, что отношения между США и Гренландией регулируются не только общими обязательствами в рамках Североатлантического альянса. Еще в 1951 году Копенгаген и Вашингтон заключили специальный Договор о защите Гренландии, согласно которому американская сторона взяла на себя обязательства по обороне острова. Теперь же этот документ может быть интерпретирован Вашингтоном как обоснование для усиления своего военного и политического присутствия, невзирая на протесты Парижа и других европейских столиц.
Гренландия является самым большим островом на Земле, но при этом имеет самую низкую плотность населения в мире - на территории площадью более 2 миллионов квадратных километров проживает всего около 56 тысяч человек, что сопоставимо с населением небольшого районного центра в Узбекистане.