Инициатором строительства выступила непосредственно Хюррем Султан, широко известная в европейских кругах как Роксолана. Вразрез с ожиданиями постройки очередного монументального мавзолея, ее воля была направлена на создание объекта с четко выраженной общественной пользой. Реализация этого замысла была поручена ключевой фигуре османского зодчества того времени - Мимару Синану. Архитектор применил новаторский для своей эпохи подход, спроектировав здание протяженностью 75 метров. Его уникальность заключалась в двух симметричных, зеркально отражающих друг друга отделениях - мужском и женском, размещенных на единой оси. Данное решение стало существенным отступлением от устоявшейся традиции, согласно которой женщины могли посещать бани лишь в специально выделенные дни, и предоставило им постоянное собственное пространство.
Расположенный стратегически между Голубой мечетью и собором Святой Софии, хамам выполнял функции не только места для омовения. Он являлся важным центром социальной жизни, особенно для женщин, которые находили здесь уединение и возможность для общения вдали от повседневных забот.

Однако XX век стал для сооружения периодом тяжелых испытаний. С 1910 года хамам прекратил функционировать по своему прямому назначению. В последующие десятилетия его помещения использовались для различных нужд: здесь временно размещали заключенных из переполненной соседней тюрьмы, организовывали склады для бумаги и горюче-смазочных материалов. Позже пространство было отдано под магазин ковров. В результате роскошные интерьеры, некогда отделанные белым мрамором и украшенные позолотой, пришли в полное запустение.
Переломный момент в истории здания наступил в 2008 году, когда по инициативе правительства Турции был запущен проект масштабной реставрации. Работы, продолжавшиеся три года, потребовали значительных инвестиций, превысивших 11 миллионов долларов США, что на тот момент составляло эквивалент 17 миллионов турецких лир. Группа реставраторов с архитектурного факультета Университета Коджаэли провела скрупулезную работу. Были укреплены несущие конструкции и с исторической точностью восстановлены оригинальные элементы декора. В 2011 году хамам вновь открыл свои двери, трансформировавшись в элитный спа-комплекс, где вековые традиции османских бань сочетаются с современными стандартами сервиса.
Архитектурное решение Мимара Синана примечательно не только своей симметричной планировкой. Вход в мужское отделение был оформлен в виде портика с куполом - элемент, нехарактерный для традиционной архитектуры османских бань того периода. Этот прием был использован для того, чтобы подчеркнуть высокий статус и значимость сооружения.
При реставрации хамама Хюррем Султан было использовано около 1300 квадратных метров мрамора сорта «Мармара», добываемого на одноименном острове в Мраморном море. Этот же вид мрамора использовался при первоначальном строительстве Мимаром Синаном.