Гастроли резидентов популярного российского шоу Comedy Club в Узбекистане оказались под запретом, что стало уже вторым подобным случаем для проекта. Министерство культуры страны аргументировало свое решение тем, что содержание выступлений «противоречит национальной духовности» и не соответствует «нормам этикета».
Представители организаторов концертов в Узбекистане уточнили, что текущий запрет является продолжением политики, начатой еще в 2023 году. Тогда было запланировано шоу «Музыкальный Comedy Club» в Ташкенте, однако его перенесли, сославшись на технические причины, и новая дата так и не была объявлена. По словам промоутеров, нынешнее решение подкреплено официальным письмом от ведомства, где прямо указано, что демонстрация «семейных, супружеских, мужских и женских отношений в шоу противоречит национальной духовности».
Такая практика отмен и корректировок не является единичным случаем. Организаторы сообщают, что программы зарубежных исполнителей подвергаются тщательному анализу со стороны специальной «культурной комиссии», которая может потребовать внести изменения для соответствия «моральным нормам страны». К примеру, в текущем году поступила просьба удалить некоторые шутки из стендап-программы Алексея Щербакова, а выступление артиста T-Fest было полностью отменено. В 2023 году, помимо Comedy Club, были также отменены концерты Григория Лепса, Ирины Дубцовой, Дианы Арбениной и Земфиры. Подобные запреты наносят серьезный экономический урон: организаторы заявляют о потере до 90% доходов.
Процесс получения разрешений на проведение концертов в стране часто сопряжен со строгими и длительными проверками. Как ранее отмечала организатор мероприятий Дария Свиридова, детальному анализу подвергаются тексты песен, сценарии и даже сценические костюмы артистов. Это создает значительные сложности для творческих коллективов и ограничивает их самовыражение. С цензурой сталкиваются и местные исполнители. Так, в 2023 году узбекская певица Каниза была лишена лицензии после выступления в облегающих брюках телесного цвета, которые были восприняты как «выступление без штанов».
На этом фоне выделяется недавний концерт Дженнифер Лопес, который состоялся 7 августа на ташкентском стадионе «Миллий». Несмотря на откровенные сценические образы американской певицы, выступление не вызвало нареканий со стороны регуляторов. Единственным публичным критиком стал лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров, который отметил: «Мы признали обнаженность как проявление светскости – давайте признаем и право на скромность».
Данное мероприятие изначально позиционировалось как стратегическая инвестиция. Концерт привлек значительный поток туристов-около 70% билетов приобрели гости из-за рубежа, что принесло в казну Ташкента более 40 миллиардов сумов в виде налогов. Это продемонстрировало потенциал Узбекистана как площадки для проведения мировых событий.
Тем не менее, такая ситуация создает впечатление избирательного применения установленных правил. Возникает вопрос: могут ли определенные мировые звезды позволить себе большую свободу на сцене, если их выступления приносят стране значительную финансовую выгоду? Министерство культуры пока не предоставило официальных комментариев по поводу сложившейся ситуации.
В Узбекистане действует государственное учреждение «Узбекконцерт», которое отвечает за лицензирование всей эстрадной деятельности. Для получения или продления лицензии, дающей право на выступления, артисты должны соответствовать определенным критериям, которые включают не только профессиональное мастерство, но и оценку репертуара на предмет соответствия национальным ценностям.