Новый закон о дорогах Узбекистана прошел нижнюю палату. Что изменится?

Новый закон о дорогах Узбекистана прошел нижнюю палату. Что изменится?
Законодательная палата Олий Мажлиса 23 сентября одобрила в нескольких чтениях проект закона «Об автомобильных дорогах» в новой редакции, который теперь ожидает рассмотрения в Сенате. Этот документ призван кардинально пересмотреть правовые основы дорожного хозяйства страны, заменив устаревший закон от 2007 года, и заложить фундамент для появления в Узбекистане сети платных автомагистралей.

Одной из ключевых новелл законопроекта является детальное регулирование строительства и эксплуатации платных дорог. Важнейшим условием для создания такой трассы станет обязательное наличие бесплатной альтернативной дороги. Согласно тексту документа, плата за проезд не будет произвольной - она должна быть «экономически оправданной», а ее размер будет устанавливаться с учетом «удовлетворения социально-экономических потребностей пользователей».

Новая редакция закона внедряет системный подход к планированию дорожной сети, который будет основываться на актуальных потребностях населения и экономики. Особое внимание уделено процедурам общественного контроля: при проектировании дорог станет обязательным учет общественного мнения. Кроме того, вводятся строгие требования по оценке воздействия на окружающую среду и формированию безбарьерной среды для пешеходов.

Документ также упорядочивает движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта и устанавливает требования к размещению объектов придорожного сервиса. Важным нововведением является норма, обязывающая компании, прокладывающие коммуникации и сети связи, покрывать расходы на полное восстановление дорожного полотна. По мнению депутатов, принятие этого закона будет способствовать увеличению срока службы дорог и привлечению в отрасль иностранных инвестиций.

Предыстория вопроса и амбициозные проекты

Дискуссии о внедрении платных дорог в Узбекистане ведутся с 2018 года, когда к разработке первого такого проекта была привлечена немецкая компания GP Günter Papenburg. Годом позже, в феврале 2019-го, Комитет по автодорогам представлял для общественного обсуждения законопроект «О платных автомобильных дорогах», однако он так и не был принят.

В последние годы наиболее активно обсуждаются два масштабных проекта: строительство платных автомагистралей по маршрутам Ташкент - Самарканд и Ташкент - Андижан.

Стоимость трассы Ташкент - Андижан неоднократно пересматривалась. Если весной 2022 года она оценивалась в 2,83 млрд долларов, то в 2024 году озвучивалась сумма в 4,65 млрд долларов. В январе этого года Министерство транспорта объявило тендер на реализацию первой фазы проекта, включающей участок Ташкент - Ангрен - перевал Камчик, однако сроки приема заявок уже дважды продлевались.

Что касается магистрали Ташкент - Самарканд, то в марте 2025 года президенту было доложено о завершении разработки технико-экономического обоснования. Ожидается, что новая дорога протяженностью около 300 км позволит сократить время в пути до трех часов и значительно разгрузить существующую трассу, которая уже сейчас работает с превышением проектной мощности. В августе министр транспорта Илхом Махкамов сообщил, что победитель тендера по этому проекту уже определен, и строительные работы могут начаться до конца 2025 года.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. жохонгир обидович
    26 сентября 2025 11:30
    И где же текст закона? Где общественное обсуждение? Опубликуют когда закон вступит в силу
  2. Активистка Аделя
    26 сентября 2025 11:10
    На раисе если что уже давно есть платные дороги, уважаемые рашелюбцы.
    1. ТОЧНО
      26 сентября 2025 15:52
      Активистка Аделя,
      Ну надо же, и в США, и в Европе тоже есть! Вот незадача! Когда плюнул, и попал сам в себя...
  3. Илхомджон
    26 сентября 2025 08:09
    "Это ещё один побор народа. Дороги существующие нормально отремонтировать и эксплуатировать в пределах нормы хватить на 30-40 лет, рядом с нами проходит дорога двустороннее, по ездили крупногабаритные автотранспорты при СССР было построена, я не помню, но вот заасвальтировали года 3 тому назад, через полторы-два года начала разрушаться да и сами дорожники пытаясь устранить недостатки ещё более разрушили. За эти дороги народ хороший налог платит.
  4. Andrey
    25 сентября 2025 23:56
    Бесплатная альтернативная дорога скромно упомянута, будет наличие, а будет ли владелец платной дороги отвечать за её эксплуатацию, если нет, то кто, будет народ теперь скидываться
  5. Feral Heart
    25 сентября 2025 22:01
    Мы уже предостаточно видели как у нас цены установили исходя «удовлетворения социально-экономических потребностей пользователей». Но я уверен, те деньги которые платят народ, мягко говоря, с болью когда то выйдет вас боком.
  6. Саша
    25 сентября 2025 22:00
    Ещё хорошо бы сделать
    Платные лифты в многоэтажках.
    1. Пыжиковые шапки
      26 сентября 2025 08:40
      Саша,
      Они платные,входят в цену ком.услуг,даже если живешь на первом этаже.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Из Вьетнама в Узбекистан экстрадировали преступника

Задержан разыскиваемый гражданин - сообщает пресс-служба МВД. Сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Ташкенте, при содействии своих
Сегодня, 10:46

Двое помощников хокима арестованы в Намангане

Задержаны помощники хокима - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, при содействии сотрудников Наманганского областного Управления Департамента
Сегодня, 10:40

В Ферганской области замхокима задержали при получении 8 тыс. долларов

Задержан злоумышленник при получении денежных средств - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, совместно с сотрудниками территориального
Сегодня, 09:08

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44