Несмотря на заявления о готовности к рыночным вызовам, национальный автопроизводитель UzAuto Motors демонстрирует значительное ослабление позиций в верхнем ценовом сегменте. Анализ последних данных по автомобильному рынку Узбекистана за девять месяцев 2025 года выявил тревожную тенденцию: покупатели автомобилей стоимостью от $20 000 все чаще отдают предпочтение иностранным брендам, что приводит к стремительному падению продаж дорогих моделей Chevrolet.
За прошедший год реализация шести ключевых моделей UzAuto Motors в дорогом сегменте сократилась в среднем на 43%. Наиболее резкое падение зафиксировано у модели Equinox, чьи продажи обрушились на 94%, а также у Captiva (-71%) и Tahoe (-67%). Представители компании связывают часть этого спада с отсутствием в продаже моделей Traverse (-21%) и Equinox. Однако даже популярный кроссовер Tracker, показавший значительный объем продаж в почти 28 тысяч единиц, потерял 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Единственным исключением стала модель Malibu, продемонстрировавшая скромный рост на 5,3%.
На фоне этих показателей конкуренты UzAuto Motors демонстрируют уверенный рост. Продажи таких моделей, как Kia Sonet, BYD Chazor, Chery Arrizo 6 Pro, BYD Song Plus и BYD Song Pro, выросли в среднем на 86%. Особенно показателен успех Haval M6: если за девять месяцев прошлого года было продано 974 автомобиля, то в этом году - уже 3 204, что соответствует росту в 229%. На рынок активно выходят и другие производители, включая Jetour, Zeekr, Leapmotor, Li и Dong Feng, еще больше обостряя конкуренцию.
В то же время UzAuto Motors сохраняет неоспоримое лидерство в бюджетном сегменте. Большинство новых автомобильных заводов и импортеров сфокусировались на более дорогих моделях, оставив нишу доступных автомобилей практически полностью за национальным производителем.
Особенно сильны позиции хорезмского завода, который выпускает модели Damas и Labo. Его доля в общих продажах компании за год выросла с 26% до 35%. Андижанский завод, в свою очередь, обеспечивает массовый выпуск самой продаваемой модели в стране - Cobalt, реализация которой за девять месяцев достигла 95 362 единиц.
Тем не менее, и в массовом сегменте не все безоблачно. Продажи модели Onix, на которую возлагались большие надежды, за год сократились на 38%.
Благодаря доминированию в нише бюджетных автомобилей, бренд Chevrolet на данный момент контролирует 82,7% автомобильного рынка Узбекистана, значительно опережая всех конкурентов, включая BYD и Kia. Однако эта зависимость от одного сегмента представляет собой главный стратегический риск для компании. Если в ближайшем будущем иностранные производители начнут локализацию или импорт своих «дешёвых» моделей, текущее преимущество UzAuto Motors может быть утрачено так же стремительно, как оно было завоевано в условиях отсутствия реальной конкуренции.
По состоянию на начало 2024 года, в собственности физических лиц в Узбекистане находилось 3,8 миллиона легковых автомобилей. При этом 2023 год стал рекордным по продажам новых машин - 456,3 тысячи единиц, из которых 84% были произведены внутри страны.