Организация Объединенных Наций представила неутешительные данные: каждый год на дорогах планеты гибнет 1,2 миллиона человек, а около 50 миллионов получают травмы различной степени тяжести. Эти цифры были озвучены на мероприятии высокого уровня в штаб-квартире ООН, где подчеркнули, что за сухой статистикой стоят реальные человеческие трагедии. «Это дети, идущие в школу, родители, направляющиеся на работу, люди, чья жизнь рушится в одно мгновение», - заявил помощник Генерального секретаря ООН Навид Ханиф, цитируя слова Генерального секретаря Антониу Гутерриша.
Проблема дорожно-транспортных происшествий достигла таких масштабов, что теперь является восьмой по значимости причиной смертности в мире. Для детей старше пяти лет и молодежи аварии на дорогах стали основной причиной гибели. Ситуация особенно критична в странах с низким и средним уровнем дохода, на долю которых приходится 90 процентов всех фатальных случаев на дорогах. Наиболее уязвимыми участниками движения остаются пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты - те, кто чаще всего не имеет доступа к безопасной транспортной инфраструктуре.
Антониу Гутерриш подчеркнул, что мировое сообщество уже располагает эффективными инструментами для борьбы с этой эпидемией. Речь идет о комплексном подходе: от продуманного градостроительства и развития безопасного общественного транспорта до строгих законодательных мер. Обязательное использование шлемов и ремней безопасности, жесткий контроль за скоростным режимом и создание эффективных протоколов экстренного реагирования способны кардинально изменить ситуацию и спасти тысячи жизней.
В рамках своих инициатив ООН уже оказала поддержку 94 странам в реализации программ по повышению безопасности на дорогах. В качестве успешных примеров приводятся Бразилия, где внедрение протоколов управления скоростью привело к снижению смертности, Руанда, где законодательное закрепление обязательного ношения шлемов ежедневно защищает мотоциклистов, и Лаос, где новая система лицензирования водителей способствует повышению их квалификации и ответственности.
Вступая в Десятилетие устойчивого транспорта, ООН призвала к формированию нового глобального партнерства. Особая роль в этом процессе отводится благотворительным организациям. Генеральный секретарь провел параллель с успешной борьбой против полиомиелита, туберкулеза и материнской смертности, где преданность и ресурсы филантропических фондов сыграли ключевую роль. «Теперь она может изменить ситуацию с безопасностью на дорогах», - заявил Гутерриш.
Подчеркивается, что безопасность дорожного движения - это не изолированная проблема, а важнейший компонент устойчивого развития, тесно связанный с вопросами здравоохранения, урбанистики и климатических изменений. Успехи в этой области окажут мультипликативный эффект на качество жизни людей по всему миру. «Вместе мы можем спасти миллионы жизней и зажечь зеленый свет безопасности на дорогах», - заключил Генеральный секретарь.