Социал-демократическая партия «Адолат» выступила с пакетом законодательных предложений, направленных на кардинальное ужесточение ответственности за грубые нарушения правил дорожного движения. Ключевой и наиболее резонансной мерой может стать введение пожизненного лишения права управления транспортным средством для водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения.
Поводом для разработки столь строгих мер послужила тревожная статистика дорожно-транспортных происшествий. Согласно официальным данным, за прошлый, 2024 год, на дорогах Узбекистана было зафиксировано 9 364 ДТП. В результате этих аварий погибли 2 203 человека, а еще около 9 000 граждан получили травмы различной степени тяжести. Как подчеркивают в партии, каждая четвертая авария в стране заканчивается гибелью человека, что в среднем составляет шесть смертей на дорогах ежедневно.
Инициатива не ограничивается только одной мерой. Парламентарии предлагают комплексный подход к проблеме. В частности, для водителей, систематически превышающих скоростной режим, предлагается увеличить максимальный срок лишения прав с нынешних трех до десяти лет. Одновременно планируется введение отдельных, более строгих санкций за превышение скорости вблизи школ и других образовательных учреждений. Также предлагается вдвое ужесточить наказание за ДТП, повлекшие за собой человеческие жертвы, особенно в тех случаях, когда погибшим является несовершеннолетний.
Помимо репрессивных мер, пакет предложений включает и превентивные шаги. «Адолат» предлагает внедрить в Узбекистане международную программу «Vision Zero», основной целью которой является сведение смертности в ДТП к нулю. Эта концепция, успешно реализованная в ряде европейских стран, возлагает ответственность за безопасность не только на водителей, но и на проектировщиков дорожной инфраструктуры.
Особое внимание в партийной инициативе уделено безопасности детей. Предлагается запустить целевую программу «Окрестности школы – безопасная территория». В ее рамках для учеников начальных классов может стать обязательным ношение одежды или аксессуаров (жилетов, головных уборов, рюкзаков) ярких цветов со светоотражающими элементами. Кроме того, программа предусматривает разработку и внедрение сертифицированных безопасных пешеходных маршрутов от дома до школы и установление специального режима движения, вплоть до временного полного или частичного перекрытия улиц, прилегающих к учебным заведениям.
Еще одним важным элементом реформы должно стать повышение экономической ответственности для злостных нарушителей. Предлагается механизм, при котором для водителей, регулярно получающих штрафы, будут резко увеличены страховые взносы по обязательному страхованию.
Фракция партии «Адолат» в Олий Мажлисе готовит соответствующую законодательную инициативу для вынесения на рассмотрение парламента.
Концепция «Vision Zero» была впервые принята на государственном уровне в Швеции в 1997 году. Благодаря комплексному подходу, который включает в себя как инженерные решения в проектировании дорог, так и изменение законодательства, Швеции удалось за 20 лет сократить количество смертельных ДТП более чем вдвое, сделав свои дороги одними из самых безопасных в мире.