39 автосалонов Узбекистана не предоставляли инструкции на узбекском языке

39 автосалонов Узбекистана не предоставляли инструкции на узбекском языке
Комитет по развитию конкуренции Узбекистана обнародовал результаты масштабной проверки деятельности автомобильных дилеров и системы гарантийного обслуживания, вскрыв целый ряд серьезных нарушений, затрагивающих права потребителей по всей стране. Выводы Комитета, озвученные сегодня, стали итогом тщательного анализа более 350 обращений граждан, поступивших с начала текущего года и касающихся проблем в сфере автомобильного сервиса. Инспекции охватили свыше 60 предприятий, занимающихся розничной продажей транспортных средств.

Одним из наиболее часто фиксируемых проступков стало игнорирование языковых требований. В ходе проверок выяснилось, что в 39 автосалонах покупателям не предлагались инструкции по эксплуатации на узбекском языке. Так, владельцы автомобилей марки Chevrolet, включая модели, собираемые на территории страны - Cobalt, Damas, Onix и Tracker, получали руководства исключительно на русском и английском языках. Аналогичная ситуация наблюдалась и у дилеров, реализующих автомобили Chery и Haval, где инструкции были представлены только на русском языке. Дилеры таких известных брендов, как Kia (представленная компанией Roodell) и ADM-Aster, также оказались замечены в несоблюдении нормативов, поскольку клиентам не предоставлялась информация о технических характеристиках на государственном языке. Это создает значительные неудобства для потребителей, не владеющих иностранными языками, и нарушает их право на получение полной и доступной информации о приобретаемом товаре.

Далее, проверки выявили серьезные пробелы в организации послепродажного обслуживания. Пять автосалонов функционировали без наличия собственных сервисных центров. Это обстоятельство напрямую противоречит положениям статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», которая четко обязывает производителя обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товаров в течение всего гарантийного срока. Отсутствие таких центров ставит под вопрос полноценное исполнение гарантийных обязательств и вынуждает потребителей искать сторонние сервисы, что может привести к дополнительным расходам и сложностям.

Особое внимание Комитет по конкуренции уделил несоответствиям в гарантийных сроках на автомобили и их компоненты, которые были обнаружены в 13 случаях. Например, на популярный Chevrolet Cobalt предоставляется общая гарантия сроком на 36 месяцев или 100 тысяч километров пробега, однако на его двигатель этот срок существенно сокращен - до 24 месяцев или 50 тысяч километров. Еще более яркий пример - ситуация с дилером Auto Region Plus, который предлагал на автомобили BYD впечатляющую гарантию в 96 месяцев (восемь лет) или 150 тысяч километров. В то же время, гарантия на сернокислотную батарею стартера составляла лишь 12 месяцев или 20 тысяч километров, а на ряд других важных комплектующих - 48 месяцев или 120 тысяч километров. Подобная практика прямо противоречит законодательству, согласно которому гарантийный срок на составные части изделия не может быть меньше, чем на основное изделие, если иное не установлено специальными нормативно-правовыми актами. В тех случаях, когда для отдельных агрегатов устанавливаются особые условия гарантии, они должны быть оформлены как отдельные гарантийные обязательства.

Кроме того, Комитет отметил чрезмерно жесткие условия гарантийного обслуживания, практикуемые многими дилерами. Зафиксированы случаи, когда действие гарантии прекращалось, если владелец, несмотря на соблюдение инструкций по эксплуатации и правил ухода за автомобилем, проходил техническое обслуживание в сервисном центре, не входящем в официальный список рекомендованных дилером. Такая политика ограничивает свободу выбора потребителя и может быть расценена как попытка привязать клиента к конкретным сервисным центрам, что также не способствует развитию конкурентной среды.

На данный момент одной из ключевых проблем, затрудняющих эффективное функционирование системы гарантийного обслуживания, является отсутствие единой базы данных о гарантийном статусе автомобилей у дилеров. Это создает информационный вакуум, который может привести к неразберихе и спорам между потребителями и продавцами. Комитет по конкуренции заявил о своей готовности принять все необходимые меры для устранения выявленных недостатков, особенно в части стандартизации гарантийных сроков, что должно обеспечить более справедливые и прозрачные условия для всех участников рынка.

В целом, представленные Комитетом по конкуренции данные рисуют картину, требующую незамедлительного вмешательства и корректирующих действий со стороны регулятора. Устранение этих нарушений не только защитит права потребителей, но и будет способствовать созданию более здоровой и конкурентной среды на автомобильном рынке Узбекистана.

Средний возраст автомобиля в Узбекистане, по данным на 2023 год, составляет около 10-12 лет, что свидетельствует о длительном сроке эксплуатации транспортных средств и подчеркивает важность качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. ЦИФРОВОЙ ГОСТЬ
    31 октября 2025 00:35
    Да не верю, специально переделывали ряд сайтов на гос язык как основной. Наверное какие то левые, а сами видимо не имеют права делать перевод инструкции.
  2. Во как
    30 октября 2025 08:36
    Покупал авто в салоне в 2023 г инструкция на узбекском , весь сервис так же , уже давно все на гос языке , думал уже везде так
  3. Альберт
    29 октября 2025 21:21
    Надо сделать как в гос услугах в договоре указывать на каком языке хотите получить инструкцию договор и так далее и проблема исчезнет.
  4. Георгий
    29 октября 2025 17:47
    Что за бред пишут курил машину инструкция Только на узбекском
    Что за кругу пишут что авто салоны не предоставляет на узбекском может все да на оборот
  5. Real
    29 октября 2025 16:14
    Технические термины нужно перенять и переводить на прямую у тех стран которые являются авторитетными гигантами в автомобилестроении, а не у тех кто производит ведра с болтами.
  6. Чипыжик
    29 октября 2025 14:30
    Данный язык популярен только в пределах республики , т.е выехав даже к соседям вы не сможете комуницировать без русского . Есть страны которые живут за счет русского языка и не парятся . Туристические и не только страны - Турция , Египет , Дубай , Вьетнам , Тайланд , Польша , Румыния все страны бывшего советского , даже в Афганистане и Иране , Китае вас поймут . Таджикистанцы вобще разговаривают практически без акцента . И только наши гнут свою линию
    1. Гость
      29 октября 2025 14:59
      Чипыжик,
      А что плохого,если добавят инструкцию на узбекском языке?Автосалон находится в пределах Узбекистана,населению будет легче.
    2. Чипыжик
      29 октября 2025 22:01
      Гость,
      Плохого ничего нет но без фанатизма . Здесь живут и другие нации . Есть конституция . Есть печальный урок Украина ( язык и тарифы угадываете к чему клоню ) . Далее мы растим поколение которое будет знать не грамотный гос язык а работы нет только за границей где он дальше поста гос границы не требуется .
    3. Гость
      29 октября 2025 22:58
      Чипыжик,
      До сих пор в 29 салонах были на русском и английском,теперь только (!)обнаружили,что нет инструкций на узбекском государственном языке,на языке 87 процентов населения ,и требуют исправить ситуацию.Где фанатизм?Где запрет русского?В каком месте ущемление русских?Почему такая бурное неприятие государственного языка?Думаете таким резко отрицательным,уничижительным ,а иначе не назавешь,вашу реакцию,к гос языку способствуете хорошему отношению к русским?
      На счёт Украины.Печальный урок не только для Украины,не менее печален ,а потенциально и более печален,разрушителен и для россии.Все только начинается.
    4. Real
      29 октября 2025 15:51
      Чипыжик, правильно делают по этому требования касаются только Узбекистан.
    5. мар Азм русоф Обский крепчает
      29 октября 2025 23:12
      Чипыжик,
      Наверное не бесплатно гнут)
      Любая бизнес хараша.
  7. Гость
    29 октября 2025 14:22
    В автосалонах пускай будут инструкции ,обязательно на государственном узбекском языке,и на любых других языках,на языках наших ближайших соседей.Русский надо строго исключить.Он никаким официальным статусом у нас не обладает.
    1. Чипыжик
      29 октября 2025 15:24
      Гость,
      Твой государственный уже не в статусе у нас в республике например Каракалпакстан . Там игнорят таких как ты . Дальше Таша ты сразу вспомнишь русский даже купить хлеб в Чимкенте не сможешь без русского . Да даже у нас в стране где грамотный узбекский язык где пишут без ошибок сначало научитесь общему языку а то у одного спрашиваю что такое ташакюр - говорит спасибо второй говорит благадорю третий благодарствую . Где общий для всех перевод .
    2. Гость
      29 октября 2025 19:26
      Чипыжик,
      Чимкент,это братский Казахстан.Казахам и узбекам переводчик не нужен.
      У тебя зад подгарает и дымит,как атомный Буревестник -запросто сможешь два раза Землю облететь.🤣
    3. Чипыжик
      29 октября 2025 22:05
      Гость,
      Это тебе так кажется что Чимкент дружественный . Вы видимо дальше своего кишлака не бывали . Уверяю вы не сможете чтото купить на нашем великом узбекском языке. А та страна что изобрела буревестник еще тебе пригодится - к 2050 году здесь воды не будет такими темпами от слова воооообще
    4. Гость
      29 октября 2025 23:14
      Чипыжик,
      К 2050 не будет,скорее всего и страны,которая хвастается изобретенным в 60 -х годах ,и тогда же забракованным Буревесником. С водой найдеться решение.Если не будет мешать великая топь ,и это решение не будет связано с россией.Она по факту уже превращается в придаток Китая.
      А что не так в Чимкенте?Почему не смогу купить на моем узбекском языке ,,что то"?Там кстати и много узбеков живёт,и казахский вполне понимаю?
    5. Гость
      30 октября 2025 17:35
      Чипыжик, а тебе что, и че все время лезешь к нам, не смей учить нас! Лучше тебя знаем что и как в Казахстане. Иди опохмелись?
  8. Тимур
    29 октября 2025 12:15
    Шунга карамай махаллий усталаримиз, шу каторда рус тилини билмаганлар бор, автомашиналарни таьмирлашини сайратиб юборишадилар, фукароларимиз "доллар" сузини Давлат тилига таржима кимай санаб юришибдилар, камида Икки ойда Бир марта "салон" дан Тулпар олишадилар.
    1. Real
      29 октября 2025 16:02
      Тимур, Фуқароларимизга омад!
  9. предложение
    29 октября 2025 11:08
    да уж , без инструкции то как жили раньше водители ? ума не приложу ! хорошо есть такой Комитет по конкуренции и у комитета глаза открылись через несколько лет
    1. Гость
      29 октября 2025 19:29
      предложение,
      Спасибо Украине.Кто понимает,тот поймет.
  10. Учитель
    29 октября 2025 08:31
    Да пусть ещё и на каракалпакском не забудут а то покупаешь китайские автомобили и с помощью ИИ переводишь.
  11. Папа Карло
    29 октября 2025 07:44
    Вот ужас ужас когда аннотация на украинское лекарство с одной стороны на мове, а с другой на государственном на латинице. 😡,которую даже узбекоязычное взрослое поколение не поймёт.
    1. Real
      29 октября 2025 16:05
      Папа Карло, почему же, взрослые прекрасно понимают если немой ут то им помогут дети внуки.
    2. Гость
      29 октября 2025 19:30
      Папа Карло,
      Если у тебя +7,конечно там ничего не поймёшь.
  12. Илхом
    29 октября 2025 03:11
    Давлат тили тугрисидаги конунни бузган хар кандай кампания катта жарима туласин! Кампаниялар рус тилини билмаганлиги учун фукарони ишга кабул килмаса жарима туласин!
  13. Женя
    28 октября 2025 22:01
    Если нечто противоречит законодательству, то почему законодательство пропускает машины на рынок?

    Бедлам неконтролируемый никем. Для чего нужно государство?
  14. Гость
    28 октября 2025 21:55
    А что , технические инструкции возможно перевести на государственный язык ?
    1. Никита
      29 октября 2025 05:52
      Гость,
      Можно, но читая их ты ничего толком не поймёшь. Кроме этого они печатают их таким мелким шрифтом, что их можно читать только с армейским биноклем.
    2. Ферганская долина
      29 октября 2025 07:14
      Гость,
      Вносят сейчас в словарь слова технического характера.Вот приживутся ли они в обиходе авто мастерских???.Речь пока об автомобилях,а не о промышленности более в крупных масштабах.
    3. Гость
      29 октября 2025 08:39
      Гость, конечно можно.
    4. Илхом
      29 октября 2025 11:09
      Гость,
      Нет ничего невозможного. Технические термины не русские слова.
    5. Гость
      29 октября 2025 15:02
      Гость,
      На русский же перевели,почему нет?
  15. илон в маске
    28 октября 2025 21:26
    это статья очень интересная в контексте межгалактических путешествий
  16. Сардобинское водохранилище
    28 октября 2025 21:15
    Они коммерческие предприятия, разве они во вред себе и своим клиентам будут делать себе плохо?
    Но никто не против, чтобы они имели на всех языках.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43

В Ташкенте внедрят ИИ для управления дорожным трафиком

Столичная администрация готовится к кардинальному пересмотру подходов в регулировании уличного движения. Накануне, 3 декабря, Шавкат Мирзиёев
Сегодня, 07:43