Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана анонсировало разработку всеобъемлющей программы, нацеленной на кардинальное решение проблемы строительных отходов в стране в течение ближайших двух-трех лет. Новая политика предполагает создание привлекательных экономических условий для переработки мусора и введение обязательного лицензирования для всех компаний, занимающихся его вывозом.
Данные планы были озвучены министром экологии Азизом Абдухакимовым в ходе диалога с прессой во время визита на азербайджанский курорт Sea Breeze. Он подчеркнул, что под эгидой недавно созданного Агентства по управлению отходами и развитию циркулярной экономики ведется системная работа по созданию инфраструктуры для сбора, безопасного размещения и последующей утилизации различных категорий отходов.
«В основе новой стратегии лежит фундаментальный принцип разделения отходов, для чего ведомством была проведена классификация, выделившая 14 основных категорий мусора. С каждой из них будет вестись отдельная, профильная работа», - заявил Абдухакимов. Он охарактеризовал текущую ситуацию на полигонах как критическую из-за смешивания твердых бытовых, строительных, химических и медицинских отходов, что представляет серьезную экологическую угрозу. «Наша первоочередная цель - это поэтапная сортировка и нормализация ситуации, и мы понимаем, что это процесс, требующий времени и последовательных шагов».
В поисках эффективной модели для урегулирования вопроса именно со строительным мусором, министерство провело детальный анализ международного опыта. В фокусе внимания оказались практики Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции и ряда европейских государств, известных своими масштабными строительными проектами. Эта инициатива отражает глобальную тенденцию, где даже экономические гиганты, включая Соединенные Штаты при администрации Трампа, пересматривают свои подходы к промышленным и бытовым отходам, стремясь к минимизации их воздействия на окружающую среду. Как сообщил министр, на основе опыта КНР ректор одного из профильных строительных институтов Узбекистана уже готовит пакет конкретных предложений, позволяющих перерабатывать строительные отходы практически без их вывоза на полигоны.
Параллельно ведомство готовит проект постановления, которое заложит правовую основу для создания совместных предприятий с участием зарубежных компаний, специализирующихся на сборе и переработке строймусора.
«Мы должны выстроить систему так, чтобы переработка строительного мусора стала экономически выгодной для предпринимателей. Сегодня такого интереса нет, что и является одной из причин несанкционированного сброса отходов. Вторая причина - отсутствие действенного контроля», - отметил Азиз Абдухакимов.
Ключевым элементом контроля станет введение обязательного лицензирования для всех операторов по вывозу строительного мусора. Кроме того, Министерство экологии выдвинуло жесткое требование к Министерству строительства и ЖКХ об обязательном оснащении всего парка спецтехники, задействованной в вывозе отходов со строек, системами GPS-навигации.
«Осознавая потенциальное сопротивление со стороны участников рынка, министерство, тем не менее, настаивает на внедрении этой меры для отслеживания маршрутов движения техники. Мы также выдвигали и более радикальные предложения: если застройщик не заключает официальный договор с лицензированной компанией по вывозу отходов, его проект просто приостанавливается. Мы предлагаем не утверждать проектную документацию без выполнения этого условия», - пояснил министр.
В дополнение к этому, разрабатываются нормативы по объемам образования строительных отходов на разных этапах строительства. Такой комплексный подход позволит создать прозрачную систему учета и мониторинга, отслеживая путь мусора от стройплощадки до полигона или перерабатывающего завода.
«С одной стороны, мы формируем благоприятную среду для бизнеса, превращая отходы в ресурс. С другой - выстраиваем жесткую и неотвратимую систему мониторинга. Эта система только создается, но после ее полноценного запуска мы сможем решить множество застарелых проблем. Я уверен, что в течение двух-трех лет мы создадим полнофункциональную систему по решению вопроса строительного мусора», - заключил Азиз Абдухакимов.
До 90% строительного мусора, состоящего из бетона, кирпича и асфальта, может быть переработано. Измельченный бетон, например, используется в качестве заполнителя для новых бетонных смесей, а также для создания оснований под дорожное полотно, что значительно снижает потребность в добыче природных ресурсов.