Центральноазиатские мегаполисы, включая столицы Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана, сталкиваются с растущей угрозой избыточной смертности, напрямую связанной с аномальной жарой. В новом докладе, подготовленном Всемирным банком совместно с Глобальным фондом по уменьшению опасности стихийных бедствий и восстановлению, приводятся данные, согласно которым Ташкент, Астана и Бишкек фиксируют от 19 до 21 дополнительного случая смерти на каждые 100 тысяч жителей в год. Для Ашхабада этот показатель еще выше и достигает тревожных 25-28 случаев.
Исследование, охватившее 70 городов в регионе Европы и Центральной Азии (ЕЦА), выявило, что существующие городские условия значительно усугубляют проблему. Факторы риска, такие как высокая плотность застройки, недостаточное количество зеленых зон и износ инфраструктуры, создают эффект «городского острова тепла». Бетонные и асфальтовые поверхности поглощают и удерживают тепло, делая температуру в городах на несколько градусов выше, чем в прилегающих сельских районах, что делает городские агломерации особенно уязвимыми.
Прогнозы экспертов банка выглядят неутешительно. Если текущие тенденции сохранятся, к 2090 году совокупный показатель смертности, ассоциированный с жарой, в крупных городах региона, включая Ташкент и Астану, может составить от 10 тысяч до 23 тысяч случаев ежегодно. Уже сейчас, по оценкам аналитиков, к 2050 году количество жарких дней в городах, где сконцентрировано более 70% населения региона, рискует увеличиться более чем втрое. «За последние два десятилетия в Европе и Центральной Азии из-за жары погибли десятки тысяч человек, и к 2050 году во многих городах эта цифра может удвоиться или утроиться, сравнявшись с числом дорожно-транспортных происшествий», – констатируется в документе.
Экономические последствия уже ощутимы. Рост средних температур в регионе ЕЦА привел к потере более 87 тысяч рабочих мест с полной занятостью. Наибольший урон понесли Узбекистан, где было потеряно свыше 22 тысяч рабочих мест, и Азербайджан с показателем около 18 тысяч. В докладе отмечается, что Ашхабад входит в девятку городов региона, где к 2050 году ежегодные экономические потери из-за воздействия жары могут достичь 2,5% от валового внутреннего продукта.
Инфраструктура также испытывает колоссальную нагрузку. В Кыргызстане, к примеру, экстремальные температуры ежегодно приводят к повреждению порядка 200 километров автомобильных дорог. Это влечет за собой не только прямые расходы на ремонт, но и нарушает логистические цепочки, замедляя экономическую активность. Значительная часть инфраструктуры в Центральной Азии, возведенная в середине прошлого века, не была рассчитана на нынешние климатические нагрузки и требует срочной модернизации. Экстремальная жара провоцирует сбои в работе оборудования, перегружает энергетические сети, повышает риск лесных пожаров и ухудшает качество воздуха.
Волны жары приводят к перегрузке системы здравоохранения. Больницы и отделения неотложной помощи сталкиваются с наплывом пациентов, страдающих от тепловых ударов и обострения хронических заболеваний, причем наиболее уязвимыми группами являются пожилые люди и граждане с низким уровнем дохода. Кроме того, жара напрямую влияет на производительность труда, снижая физическую и умственную работоспособность. Особенно страдают сектора, где работа ведется на открытом воздухе, такие как строительство, сельское хозяйство и транспорт.
Всемирный банк подчеркивает, что города могут и должны предпринять шаги для смягчения последствий уже сейчас. Рекомендации включают в себя комплексный подход, затрагивающий как городское планирование, так и социальные программы.
Ключевым направлением является создание более прохладных городских пространств. Этого можно достичь за счет расширения площади зеленых зон, в частности за счет увеличения крон деревьев и создания новых парков, скверов и садов. Для защиты населения во время пиковых температур предлагается внедрять системы раннего оповещения о надвигающейся жаре.
Не менее важна адаптация инфраструктуры. Речь идет об оснащении зданий, особенно школ, больниц и жилых домов, системами пассивного охлаждения, а также об использовании в строительстве термостойких материалов. Необходимо обеспечить более прохладные условия в общественном транспорте и на остановочных комплексах.
«Города и хокимы берут на себя ведущую роль в разработке, финансировании и реализации мер по повышению устойчивости к жаре, но для достижения успеха им необходимы чёткие полномочия, стабильное финансирование и тесная координация с национальными органами власти», – заявила Мегха Муким, старший экономист по городскому развитию Всемирного банка. По её словам, успех в борьбе за создание пригодных для жизни условий зависит от эффективных действий на местах, четкого распределения обязанностей и интеграции вопросов климатической устойчивости в повседневную деятельность органов управления, от бюджетного планирования до зонирования территорий.
Тёмный асфальт, покрывающий большинство городских дорог, поглощает до 95% солнечного излучения, превращая улицы в гигантские радиаторы и значительно усиливая эффект «городского острова тепла». Массовые парковки и расширение дорог, открытые площади, превращают Ташкент в настоящую сковородку. Согласно анализу ИИ, уже через 30 лет, население Ташкента начнет сокращаться из-за того, что температурные показатели города не позволят в нём жить.