Экологическая трагедия Аральского моря, последствия которой, включая пыльные и соляные бури, наносят ущерб здоровью населения и состоянию орошаемых земель, служит мрачным напоминанием о хрупкости водных экосистем. Сегодня народы Центральной Азии рискуют столкнуться с новым, не менее масштабным вызовом. Каспийское море, величайший на планете замкнутый водоем, переживает устойчивый процесс обмеления, который с каждым годом набирает обороты.
К концу июля текущего, 2025 года, уровень его вод достиг рекордно низкой отметки за всю историю наблюдений, опустившись до минус 29 метров по Балтийской системе высот. Эти данные, предоставленные профильными научно-исследовательскими институтами, фиксируют кульминацию процесса регрессии, начавшегося в середине 1990-х годов. По оценкам экспертов, при сохранении существующих тенденций к концу XXI века уровень моря может снизиться еще на 9-18 метров. Такой сценарий приведет к сокращению площади водной поверхности Каспия приблизительно на четверть, что повлечет за собой необратимые климатические и экономические последствия.
Каспийское море, площадь которого в 371 тысячу квадратных километров превосходит территорию таких стран, как Германия, является ключевым элементом для пяти прибрежных государств: Казахстана, Ирана, Азербайджана, России и Туркменистана. Экономики этих стран тесно связаны с морем через рыболовство, сельское хозяйство на прибрежных территориях, туризм и, что немаловажно, добычу углеводородов. По некоторым оценкам, недра Каспия содержат до 48 миллиардов баррелей нефти и 292 триллиона кубических метров природного газа.
Помимо экономической составляющей, море играет важнейшую климаторегулирующую роль для обширного засушливого региона, снабжая Центральную Азию влагой и осадками. Биологическое разнообразие Каспия исключительно велико: здесь обитает около 850 видов животных, включая эндемичного каспийского тюленя, и произрастает более 500 видов растений. Транспортная система региона также критически зависит от морских перевозок, и дальнейшее обмеление неминуемо приведет к сокращению их объемов, нанося прямой ущерб национальным экономикам.
Снижение уровня Каспия - это не новое явление; оно наблюдалось на протяжении большей части XX века, прерываясь лишь временным подъемом в период с 1978 по 1995 год. Однако текущее падение обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов, действующих с нарастающей силой.
Во-первых, глобальное изменение климата является основным драйвером процесса. Повышение среднегодовых температур ускоряет испарение с поверхности моря. Одновременно с этим сокращается количество осадков в бассейнах рек, питающих Каспий, и деградируют ледники в высокогорных районах, что уменьшает речной сток. Ключевую роль играет Волга, на которую приходится до 80% всего речного притока. В последние годы ее годовой сток стабильно держится на отметках 210-232 кубических километра, что значительно ниже многолетней нормы в 250 кубических километров. Этот дефицит напрямую влияет на водный баланс всего моря.
Во-вторых, антропогенная нагрузка на речные системы достигла критических масштабов. Интенсивный забор воды для нужд аграрного сектора, промышленных предприятий и коммунального хозяйства сокращает объем воды, достигающей Каспия. Строительство плотин, гидроэлектростанций и водохранилищ на Волге и других реках дополнительно нарушает естественный гидрологический режим. Наряду с этим прибрежные страны, особенно Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран, активно инвестируют в технологии опреснения морской воды для борьбы с внутренним дефицитом пресных ресурсов. Относительная доступность этих технологий стимулирует забор все больших объемов морской воды, которая используется не только для питья и орошения, но и в энергоемких проектах, таких как производство «зеленого водорода».
В-третьих, масштабная добыча углеводородов на шельфе и побережье косвенно и прямо способствует высыханию моря. Выбросы парниковых газов, сопутствующие добыче, усиливают климатические изменения. Разработка месторождений приводит к эрозии почв и деградации прибрежных экосистем, что снижает их способность удерживать влагу. Прямое загрязнение водной среды нефтепродуктами и химикатами также наносит ущерб морской флоре и фауне.
В-четвертых, изменение геополитической обстановки привело к резкому росту нагрузки на транспортную инфраструктуру Каспия. Транскаспийский международный транспортный маршрут, известный как Срединный коридор, стал важной альтернативой северным логистическим путям. По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году грузопоток по этому коридору может достичь 11 миллионов тонн. Увеличение судоходства ведет к росту выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ, что ускоряет процессы испарения и ухудшает качество воды.
Несмотря на давность проблемы, согласованные действия прикаспийских государств остаются недостаточными. Первое рамочное соглашение по защите морской среды было подписано лишь в 2003 году, но не принесло ощутимых результатов. Прорывом стала Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, принятая в 2018 году, которая разграничила акваторию на различные зоны. Однако для полноценного вступления документа в силу и его эффективной работы требуется заключение целого ряда двусторонних соглашений, в частности, по разграничению дна. Этот процесс тормозится из-за расхождения геополитических и экономических интересов сторон. К примеру, отсутствие единой позиции по строительству Транскаспийского трубопровода и нежелание регулировать сток Волги со стороны России, исходя из собственных экономических приоритетов, оставляют ключевые факторы обмеления без должного контроля.
Научные модели, разработанные, в частности, учеными Бременского университета, рисуют тревожную картину будущего. Если темпы глобального потепления сохранятся, к концу столетия Каспийское море может обмелеть на 8 метров. При более пессимистичном сценарии падение уровня достигнет 20 метров. Это приведет к осушению всей мелководной северной части моря, которая превратится в обширную пустыню.
Пыльные и соляные бури с высохшего дна, по аналогии с Аралкумом, станут серьезной угрозой для экологии и сельского хозяйства не только Центральной Азии, но также Ирана и Кавказа. Учитывая преобладающее направление ветров в регионе - с севера на юг и с запада на восток - именно эти территории примут на себя основной удар новой экологической катастрофы.
Каспийское море является крупнейшим в мире остаточным водоемом. Оно - реликт древнего океана Тетис, который существовал десятки миллионов лет назад и разделял древние континенты Лавразию и Гондвану. Таким образом, нынешнее высыхание моря является трагедией не только регионального, но и планетарного масштаба, угрожая уникальному геологическому и биологическому наследию.