Недавно в социальных сетях появилась довольно интересная статья, в которой были рассмотрены 5 моментов в экономике Республики Узбекистан, которых людям не хватает в Российской Федерации. Материал был опубликован автором канала «Кризистан» на платформе «Дзен».
Увлекательный рассказ начинается с того, что многие и не догадываются о том, что в Узбекистане экономика очень стремительно развивается и проводимые реформы уже положительно сказываются на уровне жизни населения. По словам автора, россиянам с высоты двух с лишним триллионов долларов небольшие экономики кажутся слабыми, однако, это совсем не так. В частности, по итогам 2022 года Всемирный банк насчитал в Узбекистане 80,39 млрд долларов валового продукта, а это в 3 с лишним раза больше, чем в Грузии, и в 2 раза больше, чем в Эстонии или Латвии.
Так что же отличает Узбекистан от вышеперечисленных бывших союзных республик и практически поголовно от всех развитых экономик?
1. По мнению россиянина, ключевую роль в этом вопросе играет отличная демография. Ни для кого не секрет, что такой динамике роста численности населения остальные страны могут лишь позавидовать. Отмечается, что пока из Прибалтики люди разъезжались на заработки по Европе, а из России — по всему миру, Узбекистан динамично рос. По прогнозам, в текущем году население Узбекистана достигнет до 38,2 млн человек. Это почти в 2 раза больше, чем в 1991 году, во время обретения независимости (было 20,51 млн).
Подчёркивается, что при всём при этом, в Узбекистане нет таких щедрых мер поддержки материнства и детей, как в России. Огромного по меркам постсоветского пространства материнского капитала там нет, но суммарный коэффициент рождаемости в 2 раза выше, чем в РФ.
«У нас 1,5 рождений на женщину, у них 2,9 (статистика Всемирного банка, 2020). Для естественного воспроизводства населения, напомню, нужен коэффициент рождаемости не ниже 2,1», — написал он, добавив, что по большому счёту, высокая рождаемость — скорее, традиция для республик Средней Азии, чем результат работы властей.
2. Неоспоримым фактом в экономике Узбекистана является то, что ВВП растёт почти как в Китае.
В частности, за последние 20 лет не было ни одного года, чтоб валовый продукт Узбекистана сокращался в годовом исчислении. Даже в условиях кризиса «нового типа», когда мировая карта роста ВВП окрасилась в красный цвет, страна не ушла в отрицательную сторону. Далее автор приводит данные Агентства по статистике Республики Узбекистан, согласно которым, темпы роста валового продукта с 2002 по 2023 год в среднем составляли 6,79% в год. Этот показатель в 2,6 раза быстрее, чем средний прирост российского ВВП (с 1996 по 2023 — в среднем 2,62%) и близок к Китаю, где с 1989 по 2023 год средний прирост составил 8,89%. Эксперт справедливо замечает, что местным жителям, конечно, от роста ВВП не жарко и не холодно и их благосостояние от этого не меняется, но вот оставшиеся пункты напрямую касаются каждого жителя страны.
3. Снижение НДС
Россиянин отметил, что пока в России налог на добавленную стоимость повысили с 18% до 20%, в Узбекистане налог, зашитый в стоимость почти каждого товара или услуги в стране, снизили с 20% до 15% с 2021 года и до 12% в 2024 году. Ключевых причин снижения НДС, по его мнению, две: стимулирование долгосрочной деловой активности и мотивация населения на рост потребления. На выходе из этого получается небольшой рост покупательной способности зарплат, пенсий и других социальных выплат.
Автор, не скрывая сожаления, заявил, что в России такой подход использовать не хотят. Например, в контексте высоких темпов роста цен на яйца часть других продуктов питания можно было обнулить НДС на время, чтобы снизить недовольство населения и сделать продовольствие более доступным небогатым россиянам, однако, подобных мероприятий в стране не проводят.
4. Ставка социального страхования
И в России, и в Узбекистане простой рабочий не платит за свою пенсию и не тратит деньги на обязательные «страховки», как в странах Запада, подметил наш экономист. Однако это не значит, что социальную нагрузку и здравоохранение финансирует бюджет. Отмечается, что бремя оплаты страховых сборов в социальные фонды лежит на бизнесе.
«В России работодатель заплатит 30% от фонда оплаты труда за нашу пенсию, за наши больничные, за бесплатный доступ к части медуслуг. Это очень много, бизнес жалуется и пытается утаивать часть ФОТ, выплачивая премии и бонусы в конверте и оформляя людей на заниженный оклад.
В Узбекистане совокупная ставка социального обеспечения в 2,5 раза ниже российской — всего 12%. Если вы думаете, что это нереально мало, зря. В социально ориентированных Исландии и Новой Зеландии сборы еще ниже (10,35-11%). В Швейцарии — 12,8%, в Австралии — 13%, в Штатах — 15,3%. Другое дело, что там часть взноса платит наёмный персонал, откуда и пошёл миф об обязательной покупке «страховок»», — поделился россиянин.
5. Пенсионный возраст
Что действительно порадовало автора статьи, в которой были сопоставлены некоторые моменты в экономике двух стран, так это то, что в Узбекистане не повышали пенсионный возраст. В нашей стране сохранили золотой стандарт социалистических экономик — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом, никаких странных надстроек, типа российских пенсионных коэффициентов (баллы), в Узбекистане не вводили. Для получения трудовой пенсии потребуется всего лишь подтвердить стаж. Мужчинам право на пенсию дают 25 лет стажа, женщинам — 20 лет.