Проблематика чрезмерно высоких государственных пошлин на регистрацию изделий медицинского назначения, импортируемых в Узбекистан, была поднята представителями деловых кругов на встрече с руководством Торгово-промышленной палаты, состоявшейся во вторник, 15 июля. Участники диалога утверждают, что существующие тарифы создают значительные экономические барьеры, которые делают узбекистанский рынок непривлекательным для многих иностранных производителей, в особенности европейских.
Ключевым примером, иллюстрирующим остроту ситуации, стал опыт сети клиник HAYAT. Генеральный директор компании Нуриддин Нуритдинов представил детали переговоров с немецким производителем медицинских инструментов, которые состоялись в рамках международной выставки в Германии. По его словам, была достигнута предварительная договоренность об импорте и последующей регистрации продукции на территории республики.
Однако камнем преткновения стала стоимость легализации. Нуритдинов сообщил, что базовая государственная пошлина за регистрацию такой простой категории инструментов, как режущие, куда входят скальпели и пинцеты, установлена на уровне 84 БРВ, что эквивалентно 31,5 миллионам сумов. Ситуация усугубляется тем, что за каждую отдельную модификацию инструмента, например, скальпеля, требуется дополнительная оплата в размере 23 БРВ, или 8,625 миллиона сумов.
«Представьте себе скальпель, у которого десять модификаций. Общая сумма за его регистрацию приблизится к 86 миллионам сумов. С учетом всех сопутствующих расходов на документацию, итоговая стоимость оформления одного только скальпеля может достигнуть десяти тысяч долларов», - пояснил Нуритдинов. Реакция немецкой стороны, по его словам, была предсказуемой и прямолинейной: компания не видит узбекистанский рынок в качестве перспективного направления для инвестиций при таких условиях. Ответственность за оплату регистрационных процедур, как правило, ложится на производителя. «Чтобы окупить вложенные в регистрацию десять тысяч долларов, сколько таких скальпелей нужно реализовать на рынке? А ведь помимо скальпелей существуют и другие инструменты, такие как ножницы и пинцеты. И все это при том, что регистрационное удостоверение имеет срок действия всего пять лет, после чего всю процедуру необходимо проходить заново», - добавил он.
На уточняющий вопрос председателя Торгово-промышленной палаты Даврона Вахабова о доступности и качестве отечественных аналогов, руководитель сети клиник HAYAT заявил, что существующие местные медицинские инструменты не отвечают высоким стандартам, необходимым для современной медицины.
Платить регистрационные сборы может как производитель, так и дистрибьютор, однако клиника HAYAT, по словам ее руководителя, не готова брать на себя столь значительные финансовые риски, поскольку нет гарантии, что продажи товара смогут покрыть первоначальные затраты. «Получается, что это скальпель, произведенный словно из золота», - резюмировал предприниматель.
В качестве контраста Нуритдинов привел пример соседнего Казахстана, где регуляторные требования значительно более лояльны к бизнесу. «Там государственная пошлина за регистрацию аналогичного скальпеля находится в диапазоне 400-500 долларов. Именно по этой причине у нашего потенциального немецкого партнера уже есть официальный дистрибьютор на казахстанском рынке», - отметил он.
Проблема не ограничивается только хирургическими инструментами. Руководитель частной стоматологической клиники Euro Stom Dental Clinic, Юсуф Жураев, поддержал коллегу, заявив, что до 98% всей продукции, используемой в стоматологии, в Узбекистане не производится и является импортной. Он рассказал о планах компании завезти в страну зубные импланты из Южной Кореи, розничная стоимость которых составляет всего 8 долларов за единицу. Однако стоимость их регистрации составила бы около 5 тысяч долларов, что делает проект экономически нецелесообразным. Жураев также призвал к пересмотру и снижению госпошлин для стоматологического сегмента рынка.
Первая в мире комплексная система государственного регулирования медицинских изделий была создана в США с принятием Федерального закона о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах в 1938 году. Однако современная система классификации рисков и предпродажного одобрения была заложена лишь поправками к этому закону в 1976 году.