Сумма контракта Boeing с Ташкентом вызвала вопросы

Сумма контракта Boeing с Ташкентом вызвала вопросы
Заявление президента США Дональда Трампа о заключении контракта между корпорацией Boeing и авиакомпанией Uzbekistan Airways на сумму, превышающую 8 миллиардов долларов, породило ряд вопросов относительно реальной стоимости и структуры сделки. Детальный анализ публичных данных и заявлений официальных лиц указывает на существенные расхождения в оценках.

В своем сообщении глава Белого дома поздравил президента Шавката Мирзиёева с подписанием соглашения на поставку 22 лайнеров Boeing 787 Dreamliner, подчеркнув, что сделка создаст более 35 тысяч рабочих мест в США. Однако, как уточнили в национальном авиаперевозчике Узбекистана, структура контракта несколько сложнее, чем было представлено. Речь идет о твердом заказе на 14 самолетов модели Boeing 787-9 и опционе еще на 8 таких же воздушных судов. Поставки по твердой части контракта должны начаться в 2031 году.

В авиационной индустрии опцион представляет собой право, но не обязательство, на покупку самолетов в будущем по заранее оговоренной цене. Таким образом, гарантированная часть сделки охватывает лишь 14 лайнеров. Остальные 8 бортов являются потенциальным расширением заказа, которое Uzbekistan Airways может активировать в зависимости от рыночной конъюнктуры и собственных стратегических потребностей.

Исходя из каталожной стоимости одного Boeing 787-9, которая варьируется в районе 292,5 миллионов долларов, общая сумма твердого контракта на 14 самолетов может быть оценена приблизительно в 4,1-4,2 миллиарда долларов. Эта цифра практически вдвое меньше озвученной Дональдом Трампом. Даже если предположить, что в заявлении президента США учитывалась и опционная часть, максимальная каталожная стоимость всех 22 самолетов составила бы около 6,5 миллиардов долларов, что все равно значительно ниже заявленных «более 8 миллиардов».

Стоит отметить, что авиакомпании при крупных заказах практически всегда получают значительные скидки от каталожной цены, размер которых зависит от множества факторов и является коммерческой тайной. Это делает реальную сумму сделки еще более отличной от публичных расчетов.

Дополнительную интригу вносит заявление председателя правления Uzbekistan Airways Шухрата Худайкулова, сделанное в январе этого года. Тогда он оценивал проект приобретения 14 самолетов Dreamliner в период с 2029 по 2032 годы в сумму около 2 миллиардов долларов. Такое расхождение с текущими оценками может объясняться различными методиками подсчета, включением в стоимость сопутствующих услуг или предварительным характером январских цифр.

На данный момент ни Boeing, ни Uzbekistan Airways не раскрыли официальную финансовую сторону соглашения, которое, безусловно, является знаковым для национального перевозчика и направлено на кардинальное обновление дальнемагистрального флота. Это расширение парка призвано поддержать стратегическую цель по превращению Ташкента в один из ведущих международных транзитных хабов в регионе.

Более 50% конструкции самолета Boeing 787 Dreamliner, включая фюзеляж и крыло, изготовлено из композитных материалов. Это позволило значительно снизить вес лайнера и повысить его топливную эффективность по сравнению с самолетами предыдущих поколений, сделанными преимущественно из алюминия.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Muamr
    26 сентября 2025 05:42
    Я так понимают. Мы молодцы что покупаем эти лайнеры. Нам эти самолеты и даром не нужны. А вот тем кто под санкциями они очень нужны и цена для них не вопрос. Восточная смекалка.
  2. Гость
    26 сентября 2025 05:11
    Лучше покупали бы российские гражданские самолёты.
    1. Ура
      27 сентября 2025 16:33
      Гость,
      Где в россий делают гражданские самолёты? Они обещали зделать к 2030 году 1000 самолётов супер джет пока то 2 и то не закончили оба запчастей нема
  3. Урюк
    25 сентября 2025 20:47
    А говорят в республике не хватает денег для выплат пенсий и пособий населению
  4. Lena Karpova
    25 сентября 2025 12:56
    самолеты нужны но где маршруты для них?
    наша ак не летает в южную америку или в австралию
    один дальнобойный рейс в США всего
    на другие можно ставить А321NEO который дешевле вдвое

    ну и 35000 человек делают 22 самолета?
    Трамп как обычно немного напутал
    1. Имрон
      25 сентября 2025 18:17
      Lena Karpova,
      американская логика 😂
    2. Нестандартное мнение
      25 сентября 2025 19:31
      Lena Karpova,
      Это не столь важно, важно то что "мы" поддерживаем рабочие места для других и деньги имеются
  5. DEN
    25 сентября 2025 10:25
    ВОТ КУДА НАЛОГИ НАРОДА ИДУТ!А НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА И НА МЕДИЦИНУ НОЛЬ!!!
  6. Не Может Быть
    25 сентября 2025 10:19
    Плюс еще откат и все сходится...
  7. khpn
    25 сентября 2025 10:08
    Догадайтесь сами называется!☝️
  8. интересанте
    25 сентября 2025 10:06
    yutong электробусы тоже самое ! навар гигантский снимает Минтранс или кто то еще ! просто минимум в два раза дешевле электробусы эти ! зайдите в сайт компании , увидите реальную цену , а зайдите в поиск и увидите как хоким Ташкента озвучил цену 333.000 долларов за единицу ! просто кошмар откат бесстыдный
  9. Жора Корнев
    25 сентября 2025 08:59
    ну тут все ясно, разница в карман в виде отката, чтобы наши были лояльными
  10. Половцы и печенеги
    25 сентября 2025 08:51
    Главный и закономерный вопрос: КТО ЗА ВСЁ ЭТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ??? Мы ведь не входим даже в 20 ку развивающихся стран! Что говорить о странах запада!
  11. Гость
    25 сентября 2025 08:44
    Пенсионэры. Мои поздравления.
  12. Моня
    25 сентября 2025 08:12
    Зачем столько межконтинентальных самолетов ?!

    ... Немного длиннее, чем 787-8, 787-9 составляет 206 футов (63 метра) в длину и имеет диапазон 7565 морских миль (14 010 километров или 8 706 миль). Общая мощность в одноклассном макете составляет до 296 пассажиров, и она была впервые введена в коммерческую службу в августе 2014 года. ...
  13. Зри в корень
    25 сентября 2025 07:15
    Конечно же такое дикое стремление закупить технику вызвано прежле всего ,минимум,двойной пайдой и долгой счастливой жизни голубых воришек.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В Чиланзарском районе сбили пешехода

В пресс-службе УБДД столичного ГУВД опубликовано информационное сообщение. 4 декабря текущего года, около 19:00, на улице Чапаната Чиланзарского
Сегодня, 11:33

В Андижане сауна была незаконно подключена к газоснабжению, ущерб превысил 1 млрд сумов

Выявлен факт незаконного использования природного газа - сообщает пресс-служба Узэнергоинспекции. Сотрудниками Андижанского областного Управления
Сегодня, 11:02

Из Вьетнама в Узбекистан экстрадировали преступника

Задержан разыскиваемый гражданин - сообщает пресс-служба МВД. Сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Ташкенте, при содействии своих
Сегодня, 10:46

Двое помощников хокима арестованы в Намангане

Задержаны помощники хокима - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, при содействии сотрудников Наманганского областного Управления Департамента
Сегодня, 10:40

В Ферганской области замхокима задержали при получении 8 тыс. долларов

Задержан злоумышленник при получении денежных средств - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, совместно с сотрудниками территориального
Сегодня, 09:08