Логистическая инфраструктура для строящейся в Фаришском районе Джизакской области атомной электростанции обретает конкретные очертания. Для обеспечения нужд масштабного проекта будет проложена специализированная железнодорожная ветка. Эту информацию 6 октября в рамках пресс-тура для журналистов на строительную площадку подтвердил Абдужамил Калмуратов, возглавляющий Дирекцию по строительству АЭС.
Согласно озвученным планам, существующую железнодорожную магистраль продлят непосредственно до объекта, для чего потребуется построить около девяти километров нового полотна. Калмуратов уточнил, что компания «Узбекистон темир йуллари» уже выполнила комплекс подготовительных работ, включая трассировку маршрута и детальный расчет сметной стоимости. «Мы знаем сумму [затрат], а также то, кто и как будет это осуществлять», - заявил он, подчеркнув высокую степень проработки вопроса.
Данная железнодорожная ветка станет ключевым элементом в сложной логистической цепочке проекта. Предполагается, что именно по ней на площадку будут доставляться не только строительные материалы, но и наиболее ответственные и крупногабаритные компоненты станции, включая реакторное оборудование. Производство корпусов реакторов уже стартовало на мощностях российского металлургического завода «АЭМ-Спецсталь».
Поскольку маршрут транспортировки оборудования из России проходит через территорию Казахстана, в настоящее время ведутся активные межгосударственные консультации. Узбекская сторона проводит переговоры с профильными министерствами и ведомствами соседней республики для согласования всех деталей и обеспечения беспрепятственного транзита.
Параллельно с решением инфраструктурных задач, прорабатываются и вопросы будущего топливного цикла станции. Абдужамил Калмуратов коснулся темы отправки узбекистанского урана на обогащение в Россию, охарактеризовав данную информацию как «немного закрытую». Тем не менее, он сообщил о подписании основного соглашения, которое закладывает базу для будущего контракта. Ожидается, что детальное обсуждение и финализация контракта на обогащение урана между Дирекцией по строительству АЭС и госкорпорацией «Росатом» завершится до конца текущего года.
«В соглашении зафиксированы ключевые параметры - кто, откуда, куда и по какой цене. Однако детальные условия контракта пока не прописаны», - пояснил глава Дирекции.
Одним из важнейших достижений в переговорах стало согласие «Росатома» использовать в проекте уран узбекистанского происхождения. «Это очень хороший шаг вперед в экономике», - подытожил Калмуратов. Ранее сообщалось, что первая партия урана для обогащения и фабрикации топлива может быть направлена в Россию в 2027 году, а поставка готового ядерного топлива для первого энергоблока ожидается к середине 2029 года.
Проект АЭС в Джизакской области предусматривает создание первой в мире интегрированной атомной станции, где на одной площадке будут одновременно эксплуатироваться как реакторы большой мощности (ВВЭР), так и малые модульные реакторы (РИТМ-200Н).