В столице завершился один из наиболее обсуждаемых инфраструктурных проектов последних лет – реконструкция улицы Шота Руставели, ключевой транспортной артерии города. Согласно официальным данным, обнародованным пресс-службой президента, общая стоимость работ по созданию выделенных полос для общественного транспорта составила 19,2 миллиона долларов. Эта сумма существенно отличается от ранее распространявшихся в блогосфере оценок, достигавших почти 200 миллионов долларов.
Модернизация затронула почти семикилометровый участок магистрали от улицы Мирабад до улицы Чоштепа. В результате проведенных работ проезжая часть была реорганизована и теперь включает в себя восемь полос. Из них шесть предназначены для движения легкового и прочего автотранспорта, две выделены исключительно для автобусов, а еще две крайние полосы отведены под парковочные места.
Внедрение выделенных полос, по предварительным оценкам, уже привело к значительным улучшениям в работе системы общественного транспорта. Пассажиропоток на данном направлении увеличился более чем в два раза – с 2,5 тысяч до 6 тысяч человек в час. Одновременно с этим общая пропускная способность улицы возросла до 40 тысяч автомобилей в сутки, а средняя скорость транспортного потока повысилась с 23 до 30 км/ч. В официальном сообщении также подчеркивается заметное снижение количества дорожно-транспортных происшествий на реконструированном участке.
Накануне президент Шавкат Мирзиёев лично проинспектировал обновленную улицу. Глава государства совершил поездку на автобусе по новой выделенной полосе, чтобы на практике оценить результаты проделанной работы. В ходе визита ему были представлены дальнейшие планы по развитию транспортной инфраструктуры столицы. В частности, речь шла о расширении сети выделенных полос по системе BRT (Bus Rapid Transit) и формировании новых транспортно-пересадочных узлов как в самом Ташкенте, так и в его пригородной зоне.
По итогам осмотра президент дал поручения ответственным лицам разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение комфорта и доступности общественного транспорта для граждан. Отдельное внимание было уделено необходимости сокращения транспортных заторов и созданию эффективной логистической связи между столицей и строящимся городом Новый Ташкент. Этот масштабный проект предполагает создание современной городской агломерации, и его интеграция в существующую транспортную сеть является одной из приоритетных задач.
Система скоростных автобусных перевозок (BRT), элементы которой внедрены на улице Шота Руставели, впервые была запущена в городе Куритиба, Бразилия, в 1974 году и с тех пор стала популярной моделью для улучшения городского общественного транспорта по всему миру.