Президент Шавкат Мирзиёев заложил первый камень в фундамент нового международного аэропорта в Ташкентской области, дав старт масштабному проекту, призванному трансформировать Узбекистан в центральный авиационный узел Евразии. «В конечном итоге мы ставим перед собой цель превратить Узбекистан в крупный авиационный хаб, соединяющий Восток и Запад, Север и Юг», - подчеркнул глава государства в своем выступлении.
Этот стратегический шаг подкреплен амбициозными планами по развитию всей авиатранспортной инфраструктуры страны. В ближайшие пять лет планируется довести общее количество самолетов в авиапарке страны до 180 единиц, расширить маршрутную сеть до 230 направлений и увеличить годовой объем рейсов до 200 тысяч.
Необходимость в столь кардинальной модернизации обусловлена стремительным ростом ключевых показателей. После 2017 года количество иностранных туристов, посещающих Узбекистан, выросло с 3 до 10 миллионов человек в год. Согласно прогнозам, к 2030 году этот показатель достигнет отметки в 15 миллионов.
Параллельно, либерализация отрасли привела к созданию конкурентной среды, в результате чего на рынке появились 15 новых авиакомпаний, а общий парк воздушных судов увеличился с 26 до 105 самолетов. Сегодня регулярные рейсы в республику выполняет 51 авиакомпания из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Южная Корея, Китай и Турция.
Существующий столичный аэропорт, расположенный в черте города и рассчитанный на 11 миллионов пассажиров, уже не справляется с нагрузкой. За последние восемь лет пассажиропоток в Ташкент утроился, достигнув 9 миллионов человек, а к 2040 году, по оценкам, превысит 24 миллиона.
Решением этой проблемы станет строительство нового аэропорта. 1 августа президент принял соответствующее решение. Новая воздушная гавань будет построена в Ташкентской области на территории Уртачирчикского и Куйичирчикского районов, для чего выделено почти 1310 гектаров земли. Локация выбрана с учетом близости к ключевым транспортным артериям, включая автомагистраль М-39 и будущую платную дорогу Ташкент - Самарканд.
На первом этапе реализации проекта, который будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства, пропускная способность аэропорта составит до 20 миллионов пассажиров в год. Он сможет одновременно размещать 169 самолетов и обеспечивать свыше 40 взлетов и посадок в час. Как заверил председатель правления Uzbekistan Airports Жавлонбек Умарходжаев, проект будет полностью цифровизирован и реализован с применением самых передовых технологий.
Модернизация не ограничится столицей. В регионах страны ведется реконструкция семи международных аэропортов. Кроме того, построены новые аэропорты в Муйнаке, Коканде, Заамине и других городах, что доводит их общее число в стране до 18. Начало реализации проектов по строительству новых международных аэропортов в Бухаре и Ургенче, наряду с ташкентским, запланировано на 2026 год.