Основная нагрузка в этих логистических потоках ложится на Казахстан и Узбекистан, через которые проходит более 80% всех транзитных грузов. Ведущую роль в структуре перевозок сохраняет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 60% от общего объема. География маршрутов охватывает преимущественно направления между Китаем, Россией, Турцией, Афганистаном и странами Европейского союза, на которые приходится свыше 70% всего транзита.

Детальный анализ показывает, что в период с 2020 по 2024 год объем перевозок увеличился с 22 до приблизительно 35 миллионов тонн. Казахстан утвердился в статусе главного транзитного хаба, обеспечив транспортировку около 17 миллионов тонн, что составляет почти половину от общего объема (48-50%). Узбекистан занимает уверенное второе место, обработав примерно 11 миллионов тонн грузов (31-32%). Следом идут Туркменистан с показателем в 4,5 миллиона тонн (13%), Кыргызстан - 1,8 миллиона тонн (5%) и Таджикистан, на долю которого пришлось около 0,4 миллиона тонн, что составляет чуть более 1% от общего регионального транзита.
Эксперты ЕАБР связывают эту устойчивую тенденцию с растущей экономической активностью и системными изменениями в региональной логистике. Для дальнейшего развития инфраструктуры, не имеющей выхода к морю Центральной Азии, потребуются значительные капиталовложения. Согласно прогнозам Обсерватории транспортных проектов ЕАБР, до 2035 года в транспортные коридоры региона планируется инвестировать более 52 миллиардов долларов.
Евгений Винокуров, заместитель председателя правления и главный экономист ЕАБР, подчеркивает масштаб предстоящих задач: «За последние 5 лет мы стали свидетелями двукратного роста внешней торговли стран Центральной Азии с Китаем. Одновременно на 70% выросли транзитные потоки. Но это лишь начало пути. Центральной Азии требуется качественная инфраструктура. По нашим оценкам, это почти 53 миллиарда долларов до 2035 года, из которых значительная часть должна пойти на развитие коридора «Север – Юг» и Трансафганского маршрута».
Лидирующая позиция Казахстана объясняется его развитой железнодорожной сетью и активным участием в таких международных проектах, как «Север – Юг» и «Транскаспийский коридор». Успешная реализация намеченных инвестиционных проектов позволит всему региону, включая Узбекистан, в полной мере реализовать свой транзитный потенциал, превратив географическое положение в мощное конкурентное преимущество на глобальном рынке.
Один из самых амбициозных инфраструктурных проектов в регионе - железная дорога «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». После завершения строительства она сможет сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 900 километров, что эквивалентно экономии 7-8 дней в пути.