Совет исполнительных директоров Всемирного банка принял решение о выделении Узбекистану финансового пакета в размере $800 млн, предназначенного для поддержки комплексных структурных реформ в экономике страны. Данные средства предоставляются в виде льготных кредитов на долгосрочный период и под низкий процент, что, как ожидается, позволит правительству сократить издержки на обслуживание государственного долга и перенаправить высвободившиеся ресурсы на решение насущных социально-экономических вопросов.
Одним из ключевых направлений, на которое будут направлены средства, станет усиление социальной защиты населения. В частности, программа предусматривает значительное увеличение размера ежегодной материальной помощи малообеспеченным семьям для компенсации роста тарифов на электроэнергию, газ и отопление. Сумма выплат возрастет с текущих 270 тысяч сумов до 1 миллиона сумов на семью в год, что должно смягчить последствия либерализации энергетического рынка для уязвимых слоев населения.
Серьезное внимание в рамках программы реформ уделяется расширению экономических прав и возможностей женщин. Финансирование поддержит развитие нормативно-правовой базы, нацеленной на защиту женщин от домогательств и насилия на рабочем месте. Кроме того, будет законодательно закреплен запрет для работодателей на отказ в приеме на работу, увольнение или снижение заработной платы по причине беременности или наличия детей. Планируется также развивать рынок социальных услуг, привлекая к их оказанию аккредитованные частные компании и негосударственные организации.
Программа реформ также затрагивает государственный сектор. При поддержке Всемирного банка будет создан Национальный инвестиционный фонд, основной задачей которого станет повышение эффективности управления государственными компаниями и их последующая приватизация. Эта мера направлена на снижение доли государства в экономике и развитие конкурентной среды.
В сфере телекоммуникаций будет обеспечена работа независимого регулятора. Его деятельность будет направлена на ограничение доминирующего положения государственных компаний на рынке интернет-услуг и мобильной связи, а также на стимулирование привлечения частных инвестиций в отрасль.
Преобразования ожидаются и в аграрном секторе. Программа предусматривает внедрение механизмов страхования для местных производителей сельскохозяйственной продукции. Продолжится реформирование хлопковой отрасли: будет внедрен более гибкий механизм ценообразования, а текстильные предприятия получат возможность закупать сырье напрямую у фермеров, минуя посредников.
Значительная часть усилий будет направлена на либерализацию внешней торговли. Правительство намерено ускорить процесс вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО), что потребует упрощения экспортных процедур и гармонизации законодательства с международными нормами. Планируется упразднить эксклюзивные права, предоставленные отдельным компаниям в энергетическом, нефтегазовом, химическом и других секторах.
Реформа энергетического сектора предполагает открытие рынка распределения электроэнергии для частных инвесторов. Независимые производители энергии, в том числе возобновляемой, смогут заключать прямые контракты на поставку электричества потребителям. Параллельно будут внедряться меры по повышению энергоэффективности, включая финансовое стимулирование использования солнечной энергетики и модернизации зданий. В систему государственных закупок будут интегрированы «зеленые» критерии, отдающие приоритет экологически чистым товарам и услугам.
Процесс присоединения Узбекистана к Всемирной торговой организации начался еще в 1994 году, но был приостановлен в 2005 году. Переговоры возобновились спустя почти 15 лет, в 2020 году, что ознаменовало новый этап в экономической политике страны, направленной на глубокую интеграцию в мировую экономику.