В Ташкентской области дан старт строительству нового международного аэропорта, совокупная стоимость которого превысит 4,3 миллиарда долларов. 15 октября Шавкат Мирзиёев заложил символический камень в фундамент будущего авиационного комплекса, ознаменовав начало реализации одного из самых амбициозных инфраструктурных проектов в новейшей истории Узбекистана.
Проект будет воплощен в жизнь международным консорциумом, в состав которого вошли компании Vision Invest из Саудовской Аравии, Sojitz из Японии и Incheon International Airport Corporation из Южной Кореи. В ходе встречи с зарубежными инвесторами президент раскрыл структуру партнерства. Доли в консорциуме распределены следующим образом: Vision Invest будет владеть 45%, Sojitz Corporation- 30%, Incheon International Airport Corporation- 15%, а доля Uzbekistan Airports составит 10%.
Реализация проекта разделена на несколько этапов. Начальные инвестиции в размере 2,5-2,6 миллиарда долларов будут направлены на создание пассажирского терминала с пропускной способностью до 20 миллионов человек в год и сопутствующей аэродромной инфраструктуры. Из этой суммы 1,8 миллиарда долларов предназначены непосредственно для возведения аэровокзала, а 800 миллионов- на инфраструктурные объекты аэродрома. В дальнейшем консорциум планирует вложить еще 1,8 миллиарда долларов, что позволит увеличить пропускную способность до 46 миллионов пассажиров ежегодно.
Ожидается, что новая воздушная гавань окажет значительный мультипликативный эффект на экономику страны. По предварительным оценкам, проект будет приносить в бюджет Узбекистана 770 миллионов долларов в год, а общий экономический эффект за время эксплуатации достигнет 27 миллиардов долларов. Реализация этого масштабного начинания создаст 200 тысяч новых рабочих мест, стимулируя развитие смежных отраслей, таких как строительство, сфера услуг и туризм в столице и Ташкентской области.
Новый аэропорт разместится на площади 1200 гектаров в Уртачирчикском районе, примерно в 17 километрах к югу от действующей воздушной гавани. Эта локация была выбрана с учетом близости к ключевым транспортным артериям, включая магистраль М-39 и будущую платную автодорогу Ташкент-Самарканд. В рамках проекта планируется создание разветвленной торговой зоны Duty Free площадью 46 тысяч квадратных метров, что сопоставимо с показателями таких крупных мировых хабов, как Стамбул, Лондон и Дубай.
После завершения первого этапа аэропорт сможет обслуживать до 129 тысяч тонн грузов в год, обеспечивать до 30 взлетно-посадочных операций в час и одновременно размещать на перроне 62 воздушных судна. Для интеграции комплекса в транспортную систему страны будут построены подъезды к платным трассам Ташкент-Самарканд, Ташкент-Андижан и Ташкент-Бостанлык, а также железнодорожная станция для скоростных поездов. Сообщение между столицей и новым аэропортом будет осуществляться посредством шаттлов.
Планы по строительству новых аэропортов также включают Бухару и Ургенч, реализация которых, согласно данным Министерства экономики и финансов, намечена на 2026 год.
Один из партнеров проекта, корпорация Incheon International Airport Corporation, управляет одноименным аэропортом в Южной Корее, который на протяжении более десяти лет подряд признавался лучшим в мире по качеству обслуживания по версии Международного совета аэропортов (ACI).