В Республике Узбекистан функционирует более 10 тысяч общеобразовательных школ.
Исследование, проведенное специалистами Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ), выявило проблематичное состояние данной сферы образования в стране. По оценкам экспертов, около 5% образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии, а лишь треть школ имеют подключение к системам канализации.
Одним из основных факторов, влияющих на качество обучения, является переполнение школ. Фактически, на одного официального ученика приходится более 1,2 школьников, что приводит к непропорциональному распределению средств из государственного бюджета.
Дополнительно, примерно треть школьников, а это около 2,1 миллиона детей, вынуждены заниматься во второй и третьей сменах из-за нехватки учебных мест.
Состояние бытовых условий в школах также вызывает серьезные опасения. Лишь 30% образовательных учреждений имеют доступ к канализационным системам. Около 16% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 4,6% находятся в аварийном состоянии.
Важным аспектом современного образования является компьютеризация. Однако здесь ситуация также вызывает тревогу: на одного учащегося в городских школах приходится лишь 0,03 компьютера, а в сельской местности – 0,04 компьютера. Это значительно меньше, чем во многих других странах, включая Казахстан, Азербайджан, Беларусь и Турцию, а также в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Недостаток квалифицированных педагогов также оказывает негативное воздействие на систему образования. В частности, в Ташкенте и Ташкентской области наблюдается высокая загрузка учителей. В то же время, наблюдается дефицит преподавателей иностранных языков и информационных технологий. Многие педагоги также не проходят аттестацию и не обладают международными сертификатами по своим предметам.
В целом, выявленные проблемы в системе школьного образования Узбекистана требуют немедленного внимания и системных мер для их решения.