Новый этап в политике государственного языка

Новый этап в политике государственного языка
Народ, не сумевший сохранить свой язык, обречён на исчезновение. Именно язык свидетельствует о существовании нации. Язык — основа человеческого мышления, культуры и национальной гордости. Поэтому в последние годы в Узбекистане как никогда серьёзное внимание уделяется повышению статуса государственного языка.

В 2020 году Указом Президента была принята «Концепция развития узбекского языка и совершенствования языковой политики на 2020–2030 годы», которая открыла новый этап языковой политики. Этим документом определены пути вывода языка в сферу инноваций, в цифровую среду и на международную арену.

Кроме того, для повышения престижа узбекского языка было принято свыше 20 решений Президента и Правительства. Среди них — документы, предусматривающие совершенствование делопроизводства на государственном языке, научно обоснованное создание терминов, приведение наименований географических объектов к единой системе, повышение квалификации кадров и реализацию цифровых проектов.

В качестве институциональной основы этих реформ созданы Департамент по развитию государственного языка, Фонд развития узбекского языка и Терминологическая комиссия. К сегодняшнему дню сформирована централизованная система для ведения делопроизводства на государственном языке, создания терминов и научного определения языковых норм.

Географические названия



За последние пять лет в Узбекистане названия более чем 245 тысяч географических объектов внесены в реестр в соответствии с нормами государственного языка. Среди них — свыше 234 тысяч населённых пунктов, 2,8 тысячи административно-территориальных единиц, 5,5 тысячи природных объектов, а также инфраструктурные объекты, такие как станции метро, железнодорожные вокзалы и аэропорты.

Только в 2025 году местные Кенгаши приняли 127 решений и внесли в государственный реестр названия 47 тысяч объектов. Тем самым была восстановлена историческая справедливость.

Кроме того, через информационную систему milliynom.uz собрано более 94 тысяч национальных наименований. Эта система не только цифровизировала процесс присвоения названий, но и позволила сохранять культурное наследие нашего народа в цифровом формате.

Книги для нового поколения



Фонд развития государственного языка в 2020–2025 годах издал 105 наименований книг общим тиражом 165 тысяч экземпляров. Среди фундаментальных изданий: «Толковый словарь узбекского языка» (в шести томах), «Энциклопедия Алишера Навои», «Делопроизводство на государственном языке», «Нормы узбекского языка», «Толковый словарь синонимов узбекского языка», «Узбекский язык (для иностранцев)». Также выпущен 30-томный сборник «Узбекское навоиеведение периода независимости».

Эти книги являются ценными источниками не только для языкознания, но и для самопознания нации.

Слово и цифровой мир



Сегодня развитие языка невозможно представить без цифровых технологий. Молодёжь получает значительную часть знаний через гаджеты. Поэтому в последние годы создан ряд инновационных платформ и приложений:

atamacom.uz — система на основе искусственного интеллекта, предлагающая узбекские эквиваленты терминов;

tahrirlovchi.uz — система с автоматическим переводом между кириллической и латинской графикой и функциями орфографического редактирования;

matn.uz и tahrirchi.uz — онлайн-платформы для повышения грамотности;

tilbilig.uz — учебная платформа с упражнениями по диктанту и эссе, а также другие системы.

Эти ресурсы создают удобство для пользователей и укрепляют позиции государственного языка в цифровом пространстве.

Гранты, научные исследования и кадровая политика



Фонд развития узбекского языка за последние пять лет выделил почти 4 млрд сумов грантовых средств, реализовав проекты Jadid.uz, Uzacademy.uz, «Толковый словарь химических терминов» и «Национальный корпус узбекского языка».

Кроме того, изданы около 40 монографий молодых учёных, проведены конференции на тему «Развитие узбекского языка и международное сотрудничество». Эта работа способствует практическому развитию лингвистики.

Для повышения уровня делопроизводства на узбекском языке, ораторского и письменного мастерства создан Центр обучения основам делопроизводства на государственном языке и повышения квалификации. На сегодняшний день повышение квалификации прошли более 45 тысяч государственных служащих.

В этом процессе формируются не только знание языка, но и навыки его правильного применения в речевой культуре и письме. Кроме того, внедрена система определения уровня владения государственным языком для лиц, принимаемых в гражданство, что способствует укреплению правового статуса языка.

Узбекский язык выходит в мир



В последние годы за рубежом растёт число изучающих узбекский язык. В 2020–2025 годах через 35 дипломатических представительств и 49 консульских учреждений в зарубежные университеты было поставлено свыше 5000 узбекоязычных учебников и словарей.

В университетах Турции, Азербайджана, Индии, Франции, Германии, Кореи и Китая запущены курсы изучения узбекского языка. Недавно на факультете «Азиатские и ближневосточные исследования» Оксфордского университета объявлено об изучении узбекского и староузбекского (древнеузбекского) языков. Это — наглядное подтверждение растущего международного авторитета узбекского языка.

Ещё один радостный факт: если в 2022 году узбекская Википедия занимала 62-е место со 140 тыс. статей, то к 2025 году поднялась на 40-е место с 308 тыс. статей.

Прошедшее испытание годами и веками, узбекский язык имеет, безусловно, светлое будущее. Потому что у нас есть великий народ, бережно хранящий язык, и государство, стремительно развивающее его и повышающее его статус.

Л.Саидмуродов, журналист
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Здесь все свои
    26 октября 2025 23:13
    Будто мы будем рады видеть это ?????
    1. Водяра
      27 октября 2025 11:27
      Здесь все свои,
      Вы же всем недовольны.А ты не подумал, почему весь мир не рад видеть таких как ты?
  2. Правдолюб
    26 октября 2025 23:07
    Все языки важны и нужны для достижения успеха.
    Для того, чтобы дети учили узбекский язык, нужно снова открыть все закрытые языковые бесплатные клубы, библиотеки, кружки по интересам. С ранней юности нужно приучать детей к доброму, светлому, хорошему.
    Что мы видим сейчас? Дети на уроках дерутся, смотрят фильмы для взрослых, с 5 класса встречаются и строят отношения. Учителя все это видят и им плевать. Все драки перестали быть честным боем 1 на 1, а стая шакалов на старого волка. Двое держат, остальные избивают. Милиция не проводит профилактические работы, на заявления об избиения тоже не реагирует. Дети учатся быть жестокими, ненавидеть страну и людей, продавать себя и свою совесть за копейку. Какой язык? Человечность потеряли. Мальчики- школьники домогается друг друга и это считается нормальным. Нет ни 1 школы, в которой бы не воровали дети!
    1. Гость
      27 октября 2025 15:07
      Правдолюб,
      Начал во здравие,а кончил за упокой.
    2. Собир
      28 октября 2025 13:07
      Правдолюб,
      Ты свою Россию описал?
  3. Rocky
    26 октября 2025 15:18
    А шо бандератролли на своем мову не пишите или в методичках не указано? 😁
  4. мар Азм русоф Обский крепчает
    26 октября 2025 10:19
    До развала СССР везде по республикам было 2 гос языка и ничего жили нормально, не страдали из за этого.
    Теперь запад через продажных нагнетают обстановку.
    Индия живёт себе счастливо с языком колонизаторов)
  5. Гость
    26 октября 2025 04:45
    Чем больше чужеродцы под разными предлогами хотят принизить и противится Государственному языку навязывая нам чужой для нас их язык тем больше нужно уделить внимание на наш язык.
    Чем больше чужеродцы будут ставить себя выше других народов и барабанить о своем величии, все больше заметно что они в корне убогие и беспомощные, тем больше вызывают к ним отвращение у других народов.
    Кучка кремлеботов злобных к нашей стране Ники которых уже все знают наизусть скоро лопнут от зависти и бессилия. Они уже прекрасно понимают что их провокации уже не проходят, их время давно прошло но смириться с этим не могут. Народ прекрасно узнал в лицо своих врагов. Але кремлеботы понятно вам?
    1. Шох
      26 октября 2025 13:11
      Гость,
      Коррупция не враг , танишь билишь не враг , народ уезжает на заработки не страшно ,главное это крембеботы и главное чтобы сидя в Киеве писать под ником Узбекистанца дали зарплату а то чё впустую тут людей сталкивать ))) может оставите в покое народ Узбекистана мы сами тут определимся и врагов у нас нет мы все граждане Узбекистана , Але укроп тебе понятно ???
  6. Скворец
    25 октября 2025 17:47
    Отец работал в народном образовании, отлично знал узбекский, ездил по районам.
    Его мнение из 80-х годов - Она тили преподаётся на очень низном уровне.
    Прошло много лет.Независимость. Читаю как пишут молодые люди для которыз узбекский родной на латинице - пропускают треть букв.
    1. Собир
      28 октября 2025 13:15
      Скворец,
      Сен каердан биласан укувчилар канча хато килаетганини? Россия боскинчилари хужум килгпнида хам халкни тулик саводсиз деб хулоса берган. Аслида Кукон хонлигида 200 та мадраса фаолият олиб борган. Хар бир кишлокда эски мактаблар булган.
      Узинг узбек тилини биласанми? Халк маорифи бизда катта куч, уларнинг мехнатини сен бахолашга кандай хаккинг бор?
  7. 30 тийине от Кузи
    25 октября 2025 16:24
    С Уважением ко Всем Участникам Выставки:
    уверенно заявляю русскоговорящие узбеки и россияне Российской Федерации два абсолютно разных этноса, и да хотя многие русскоговорящие имеют проблемы со свободным языком на узбекском языке, не думайте что в Российской Федерации Вам так с уважением относиться, как в солнечном Узбекистане 🥰

    Причина в чрезмерном употреблении горячительных напитков , разгульный образ жизни 🥴
    1. Активистка Аделя
      26 октября 2025 01:18
      30 тийине от Кузи,
      👩‍🚒🌏 Позвольте не полностью согласиться с вашим пламенным воззванием. Конечно, это два разных этноса , если по национальному признаку: узбеки, пусть и русскоговорящие и русские. Разве с этим кто-то спорит. Но есть ещё русские узбекистанцы, вы возможно их имели ввиду. За тридцать с лишним лет многое изменилось, потому и разнятся мнения, отношение к разным направлениям : от быта до политики. Но схожесть всё равно присутствует при всех метаморфозах за многие года - и общая история , и ментальность всё таки достаточно близкая и понятная друг другу. И многонациональность никуда не делась .Увы , сейчас отношения не такие благие и радужные , как хотелось бы, но они есть и никогда не исчезнут, потому что география одна и рядом. А историю - так вообще, не забыть и не стереть из памяти человека. И главное - не надо повально упрекать и обличать всех россиян в употреблении алкоголя и низкой социальной ответственности , вот эти ваши слова совсем непозволительно. Не все подряд россияне этим страдают, , но и очень много ответственных и непьющих. Кстати, в отличие у нас , там очень популярно уделять внимание здоровью: большинство ходят на фитнес, плавание, покупают низкокалорийные продукты, едят мало и держат форму, много читают, в том числе о здоровье и много другого полезного, что могли бы и мы перенять, а не ходить в тридцать с небольшим лет уже с животами и постоянным желанием есть плов или ещё более калорийно питаться...Adele Activiste eternelle. 🐝🍁
    2. Гость
      26 октября 2025 11:08
      Активистка Аделя, история историей но в настоящее время люди видят как ваши соблюдающие ЗОЖ русские относятся с высока к другим народам, к людям другой вероисповедании, как их политики открыто угрожают всем своим соседям подряд войной в том числе братским нам странам Казахстану, Азербайджану. Шовинизм и национализм у них зашкаливает и они думают что весь мир это не замечает. Увидев что происходит В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ задаешься вопросом дружественная ли нам та страна и их люди?
  8. User
    25 октября 2025 09:43
    Я плохо знаю узбекский язык, на уровне "ош яна яримта нон" и "юз доллар", но я и мои родители родились в Ташкенте и я люблю свою страну, а десятки чинуш взяточников которых посадили и которые пилили бюджет прекрасно владеют узбекским языком.
    1. мар Азм русоф Обский крепчает
      25 октября 2025 22:55
      User,
      Не правильно вы любите Родину, за бесплатно вы её любите, т.е за дёшево.
      А они знают цену каждому квадратному метру Родины.
  9. Эржан
    23 октября 2025 16:00
    Збигнев Бжезинский:

    «Легче управлять людьми, обсуждающими язык, чем людьми, обсуждающими цены.»

    Как с языка снял.
    1. Водяра
      23 октября 2025 20:17
      Эржан,
      Это ты сам придумал или твои друзья Куз,сумрак,лжешвейцарка,Дарья Петровна и Зеленио подсказали?
    2. Гость
      24 октября 2025 12:40
      Эржан, а вот почему твои истерят когда поднимается вопрос о соблюдении закона о Государственном Языке. Я не понимал почему во всех суверенных странах твои навязывают свой язык. Теперь понятно с вами.
    3. Гость
      25 октября 2025 23:23
      Эржан,
      К сожалению цитату Столыпина не пропускает УПЛ.А оно было бы к месту.
  10. Пенсионер
    23 октября 2025 09:51
    Почему запускаются курсы по изучению в Европе и Азии, но нет таких же шагов в Узбекистане?
    1. Real
      24 октября 2025 09:29
      Пенсионер, за 36 лет даже самому заторможенному можно было выучить язык просто общаясь с людьми.
    2. Жора
      24 октября 2025 13:10
      Real,
      А сам-то выучил китайский или японский
    3. Гость
      24 октября 2025 23:20
      Жора, жил бы в Японии или в Китае за год выучил бы их язык, у меня есть голова.
      А сам ты Жора?
    4. Real
      25 октября 2025 10:08
      Real, пока что восемь заторможенных поставили мне дизлайк, их должно быть больше.
    5. мар Азм русоф Обский крепчает
      25 октября 2025 23:11
      Real,
      Пиши на узбекской мове - "продвинутый")))😂😂😀😀😀
    6. Бек
      27 октября 2025 00:09
      Real, ну так все честно, вам и ставят дизлайки или вас не устраивает что другим ваше субъективное мнение не устраивает просто потому что, как и ваш комментарий на другое мнение не соответствующее вашему. По факту очень справедливо что у всех свое мнение на этот счет, и обозвать и повесить ярлык на кого то дело последней очереди, так как тот комментарий на который не нес сути кого то оскорбить. Вам чихать на мое мнение даже будет, так что и дальше получайте дизлайки и жалуйтесь почему всегда вы:)
    7. Гость
      27 октября 2025 09:47
      Бек, поменяй Ник, Ваня!
  11. YNWA
    23 октября 2025 09:44
    Закон есть закон. Каждый должен выполнять его требования. Живешь в Узбекистане - будь добр подчиняться требованиям Законов Республики в том числе и требованиям Закона о Государственном Языке Узбекистана. И не надо тут умничать и разглагольствовать о кириллице которую кроме рф и Болгарии никто не использует (ну там может еще пару картофельных республик). Если ты гражданин Узбекистана и считаешь ее своей Родиной, то будь добр уважай законы и государственный язык этой страны.
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      24 октября 2025 03:35
      YNWA,
      Югославия использует кириллицу, сербы например.
    2. Гость
      24 октября 2025 10:17
      Ich bin eine reiche Frau Удача, это их суверенное дело, очень рады за них.
    3. Жора
      24 октября 2025 13:12
      YNWA,
      Швейцарии четыре языка и ничего живут
    4. Гость
      24 октября 2025 23:21
      Жора, пусть живут, они нам не мешают.,
    5. Гость
      25 октября 2025 13:34
      Жора,
      В россии только один русский язык государственный,а народов больше 140(!),и она федерация.,,И ничего,живут".
    6. Julia
      24 октября 2025 14:38
      YNWA,
      А ты то в какой республике живешь? Не в картофельной, а дааа, в кишлачной или хлопковой.
    7. Водяра
      25 октября 2025 14:38
      Julia,
      А тебе то что Юленька?К стати, ты откуда, из сказки про богатыря?
  12. Теодор
    23 октября 2025 05:17
    Как сказал лидер партии "Справедливая Россия": "Не знаете государственного языка - возвращайтесь к себе на родину".
    1. Активистка Аделя
      23 октября 2025 17:42
      Теодор,
      👩‍🚒🌏Лидер партии " Справедливая Россия- лицемерный, неадекватный человек, ненавидит трудовых мигрантов. Вряд - ли его высказывания могут быть авторитетными , да ещё приводить его гадкие высказывания в форме цитат.. Незнание государственного языка, в том числе в Узбекистане- не преступление, желательно знание языка, а не обязательно. И в РФ также, но там русский язык нужен для работы непосредственно, хотя бы немного знать. Это зависит от желания самого человека. Adele Activiste eternelle. 🐝🍁
    2. Инкогнито
      23 октября 2025 22:01
      Активистка Аделя,
      В Узбекистане незнание гос языка не обязательно, а в России гос язык должны знать?
    3. Акмал
      24 октября 2025 10:53
      Инкогнито,
      Это ты сказал знание государственного языка в Узбекистане необьязательно? Так возврашащайся на свою историческую родину!
    4. Жора
      24 октября 2025 13:14
      Инкогнито,
      Там каждый народ знает свой язык татары татарский уйгуры уйгурские но чтобы общаться между собой должны знать русский язык и английский
    5. Гость
      26 октября 2025 07:06
      Жора,
      Татарам и уйгурам русский не нужен. Они как русские и беларусы.
    6. Julia
      24 октября 2025 14:39
      Инкогнито,
      Дааа, ты туда едешь работать. Ты от России зависишь ,а не она от тебя.
    7. Гость
      25 октября 2025 13:43
      Julia,
      Ты где живёшь,в Узбекистане.Ты обязан подчинятся законам республики Узбекистан,если нет-вперед,в солнечный Магадан .
    8. мар Азм русоф Обский крепчает
      24 октября 2025 23:56
      Инкогнито,
      До развала СССР везде по республикам было 2 гос языка и ничего жили нормально, не страдали из за этого.
      Теперь запад через продажных нагнетает обстановку.
      Индия живёт себе счастливо с языком колонизаторов)
    9. Гость
      25 октября 2025 13:40
      Активистка Аделя,
      Не надо снижать требование к исполнения закона,какими то заумными рассуждениями..Вы не узбечка,следовательно не вам решать,что обязательно ,что нет в Узбекистане.Это не уважение к узбекам. У себя в Татарстане решайте.
    10. Активистка Аделя
      1 ноября 2025 02:09
      Гость,
      👩‍🚒🌏 Я у себя в Узбекистане, не переживайте так сильно. Вновь такой же глупый и гадкий комментарий теперь от вас . Разжигайте свою гадость у себя на жилплощади, а вне - не вам решать. Узбекистан многонациональный, и решают и обсуждают все, народ независимо от национальности и вероисповедания имеет одинаковые права. А в Татарстане решают россияне , так как это территориальный субъект РФ , выучи географию .На ваши права у вас на жилплощади никто не претендует- там и указывайте до посинения. И откуда вам знать какая у меня кровь, вы последователь гест@повцев с измерителем черепа и пробиркой для анализов - вот они так и делили людей на расы и этносы... Образованием своим займитесь и азами этики. А в Узбекистане все граждане имеют право на мнение без вашего мнения... Adele Activiste eternelle 🐝😁
    11. Узбек Ташкентский
      23 октября 2025 18:17
      Теодор,

      Он обращался гражданам россии имел ввиду этническую родину
    12. Гость
      26 октября 2025 20:38
      Теодор,
      Эти слова надо написать у входа во все гос .учреждения Узбекистана.Особенно в Ташкенте.🤣🤣🤣
  13. Правдолюб
    22 октября 2025 22:30
    Странная политика. Государственные школы переполнены, в них творится кошмар. Некоторые уроки не проводят, бьют учеников, таскают за уши, воруют их канцелярские принадлежности, травят детей, учат быть дверями, а не людьми, выгоняют с уроков, поощряют приставания детей друг к другу, провоцируют драки, помогают воровать дорогие вещи, ведь камеры не работают, а школа не несёт ответственности за вещи и детей. Перевести в другую школу невозможно. Участковые, прокуратура и проверяющие на стороне школы. Какой язык? Выжить бы!
    Будет ли ребенок любить страну, язык и людей вообще, когда его каждый день избивают и кричат валить из страны? Нет расовой дискриминации? Даже к своим узбекам нет терпимости. Ах ты бедный, значит можно издеваться над ним.
    Бесплатные курсы узбекского языка при школах и махалле? Сколько посетили лично вы? Вот я ни одну не нашла. Курсы узбекского языка стоят дороже, чем арабский и китайский
    1. Узбек Ташкентский
      23 октября 2025 18:12
      Правдолюб,
      Сколько клеветы написал, поменяй ник на клеветника
    2. Водяра
      23 октября 2025 20:19
      Правдолюб,
      Ты не тот ник выбрал!Тебе подойдёт Подлый лжец!
    3. Акмал
      24 октября 2025 11:07
      Правдолюб,
      Ты правдолюб, но распространяеш ложь. Каждый день твоих детей избивают и кричат ему валить из страны? Так-ли это? О какой рассовой дискриминации написала приведи пример? В России русский открытом текстом говорит ты не русский мне твои услуги не нужны.
      В Узбекистане тебе так говорят?
      Курсы узбекского языка бесплатные они будут работать если есть желающий, не такли? Если тебе нужна бесплатный курс узбекского языка зачем выходить из дома, зайди в интернет и занимайся сеолько угодно, но нет тебя нужно чтобы с тобой лично занимались, не так-ли?
      Теперь приведи пример где курсы узбекского языка дороже чем арабский или китайские языки?
      Наглость не имеет границ, по моему пришла время когда в Узбекистане не заключать трудовые договора, с кандилптом на рабочее место, если не знает государственный чзык!
    4. Гость
      25 октября 2025 13:46
      Акмал,
      💯👍👍👍👏
    5. Гость
      25 октября 2025 13:44
      Правдолюб,
      Плохому танцору штаны мешают.
    6. Гость
      27 октября 2025 02:31
      Правдолюб,
      Я мог привести примеры с ссылками на источник с россиийских школ,с избиениями не русских,проваливающимися потолками,со скулшутингом,но УПЛ не пропустит.
  14. Нестандартное мнение
    22 октября 2025 16:15
    Положа руку на сердце, нужно (стоит) сказать, (заметить):- изучать языки это не мешки ворочить, нужно только захотеть, поверьте, будет самому приятно, когда знаешь о чем идёт речь вокруг тебя.
  15. Большой Брат
    22 октября 2025 13:41
    Хватит "новый"! Верните старый! Сотни тысяч книг на кириллическомь узбекском без новояза в виде вымышленных сов придуманных чинушами! Верните назад настоящий литературный узбекский, на котором говорит народ!
    1. Водяра
      22 октября 2025 18:01
      Большой Брат,
      "...На кириллическом Узбекском"🤣🤣🤣🤣Ты ещё скажи на арабском Узбекском!
    2. Нестандартное мнение
      22 октября 2025 23:04
      Большой Брат,
      Соглашусь перевод алфавита на латиницу, (что латиница, что кириллица если брать то это не "свой" алфавит) был большой политической ошибкой, в образовании страна потеряла как минимум лет 20, целое поколение граждан. Нравится это или нет но нужно признать это.
  16. Соня
    22 октября 2025 11:32
    Русские, корейцы, каракалпаки, таджики, армяне, татары в шоке ! Ну 30 млн точно говорят и пишут только на узбекском. Живите и радуйтесь, чего еще не хватает.
    Отстаньте от русскоговорящих! Это ваш единственный кадровый ресурс, который не занимается кумавством с кучей родственников, взяточничеством , воровством из гос казны и поддерживают хоть какой то порядок !!!!
    1. 30 тийине от Кузи
      22 октября 2025 13:23
      Соня,
      Мы знаем и всегда с уважением o'zbek tili
      в отличие от многих других языков, достаточно легко в освоении, не требует умственных затрат, в свободное время можно почитать Ойбека, Абдулла Каххар

      Самое главное узбеки (русскоговорящее население Узбекистана, Корейцы, Армяне, Каракалпаки, Таджики, Казахи и многие другие национальности) не являются националисты, за что им отдельная благодарность 👌🏼🥰❤️‍🔥
    2. Нодира
      22 октября 2025 13:40
      Соня,
      Ну с единственным вы перегнули. Но то, что образованная часть населения говорит на русском языке это правда.
    3. Инкогнито
      22 октября 2025 14:16
      Нодира,
      А что ,говорящая на узбекском языке часть - это не образованные люди?Очень многие образованные люди говорят именно на узбекском языке .Многие из них на престижных международных олимпиадах стали призерами .Вы ошибаетесь и радуете своим высказыванием таких ,как Соня,которая презрительно относится к узбекам .Не нравятся Соне наш дружелюбный народ.Вон как отзывается о нас И оказывается, только представители других национальностей поддерживают порядок в нашей стране.А мы не знали этого.Соне за ее такое оскорбительное высказывание должно быть наказание.
    4. Активистка Аделя
      22 октября 2025 18:16
      Инкогнито,
      👩‍🚒🌏 Никого она, Соня не оскрбила. Призывает внимательнее относится к вопросу многонационального состава узбеков - узбекистанцев, не более. Не нужно раздувать на пустом месте конфликт и культивировать рознь. Образованных узбекогововрящих граждан тоже немало, но огромная их часть в лице трудовых мигрантов, которые у меня всегда всегда вызывают сострадание, но их невежество и ограниченность просто огорчает и печалит. Никто не обвиняет людей , узбеков , но большинство из них перестало стремится к образованности, и в этом не совсем их вина. За тридцать с лишним лет государство создало такие условия, что образование может получить не каждый. А вы сУдите очень предвзято, даже экспрессивно. А люди хотят жить в просвещённом и светском Узбекистане, и в атмосфере многонациональности , хоть и с единым государственным языком. Adele Activiste eternelle. 🍁🌿
    5. Акмал
      22 октября 2025 22:07
      Активистка Аделя,
      Обвиняеш Узбекистанцев в необразованности, сама образованная? У тебя есть докпзательство, о том что образоване не может получить каждый? Что ты имееш ввиду словом образование?
      Я тебе скажу у нас государство гарантирует каждому гражданину среднее и средне специальное образование. Молодеж после 12 лет обучения получает среднее образование и специальность. Если до 2016 года высшее образование могли получить 9 человек из 100. Теперь этот показатель составил более 40 человек.
    6. Доктор
      23 октября 2025 09:09
      Акмал,
      А толку. 40 образованных ничего не понимающих в современной науке человек. Нету инженеров, нету экономистов. Только название везде новый, и все
    7. Водяра
      23 октября 2025 13:24
      Доктор,
      Это ты сам придумал?А одном частично прав, мало именно инженеров толковых, но это не значит что их вовсе нет!
    8. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:45
      Акмал,
      что это дало?
      статистика красивая и цифры прекрасные
      специалисты где?
      после вузов они растворяются что ли?
      где научные открытия мирового уровня за последние 30 лет?
    9. Акмал
      24 октября 2025 11:19
      Lena Karpova,
      Ты приведи пример в какой бывшей републике Советского государства происходят научные открытия мирового уровня? По моему один нобелевский лауреат в россии. За 30 с небольшим годы. И все больше их нет. И ты эти траны как назовешь? Современная наука требует больших финансовых затрат. Когда страны вынуждены решать вопросы обнспечения граждан работой, материального обеспечения, они могут отчислять миллионы на науку? В какой развитой стране всех выпускников обеспечивает работой по своей специальности? Приведи пример?
      Прежде чем написать, ты сначало подумай, не станеш посмешишем за то что написала ахинею!
    10. Активистка Аделя
      23 октября 2025 17:48
      Акмал,
      👩‍🚒🌏Гарантирует - иди и получи образование. Потом будешь вести диалог, а т не явканье и словесный понос как сейчас. Не у каждого гражданина есть возможность оплатить курсы, репетитора и контракт для обучения в ВУЗе. Но похоже, ты не в курсе... Adele Activiste eternelle. 🐝✳️
    11. Гость
      24 октября 2025 09:40
      Активистка Аделя, ты смотри какая несправедливость, не каждый Узбекистанец может себе позволить учится Гарварде. О как несправедливо. Прам в других странах все могут себе это позволить. 🤪🤪
    12. Акмал
      24 октября 2025 11:27
      Активистка Аделя,
      Понос это ты пишешь, обсирая страну где живешь. В нашей стране государство гарантирует средеспециальное и частично высшое образование. Скажи в какой стране гарантирует бесплатное срелне-специальное образование? В вузах 25% поступающих учатся грантом или бесплатно. Ты это знаешь?
      Если ты недочка в этом государство не виноват. Даже если поступил человек по контракту есть возможность получения льготного кредита. Государство уже четвертый год не поднимает цену контракта? Ты это знаешь?
    13. Активистка Аделя
      1 ноября 2025 03:40
      Акмал,
      👩‍🚒🌏 Несчастный ты и глупый человек. Это ты всех тут грязью обливаешь, я всегда говорю правду и с теплом о своём Узбекистане, а за клевету ты можешь и ответить. Я выросла в стране , где была Узбекская ССР и образование получила бесплатно, и меня никакие контракты неинтересны , и мне не надо деньги за образование платить как сейчас ты, и тто не можешь. " Четвёртый год не поднимает цену контракта.. " , надо же какое великое достижение. Тебе не понять, потому что ты не жил где образование и медицина были абсолютно бесплатными, и дальнейшее обучение до учёной степени было бесплатным, а для школьников - спортивные секции и кружки также бесплатные. И в школьной столовой кормили хорошими продуктами, а не как сейчас, что дети травятся и даже умирают. Ты глупец и закомплексованный человек. Но мне не жаль таких как ты - ни кругозора, ни эрудиции, мировоззрение ниже плинтуса.. Это ужас какое поколение пошло.. Adele Activiste eternelle 🐝🍁🌿
    14. Инкогнито
      23 октября 2025 22:31
      Активистка Аделя,
      Не надо пудрить мозги своей болтовней.Считаете себя самой умной?Если Вы скажете, что Соня никого не оскорбляла, то я или другие сразу же изменят свое мнение?Я культивирую рознь и раздуваю конфликт?А как я это сделала?Я просто ответила Вашей любимой Сонечке на ее оскорбительный пост о том, что только русскоязычные являются единственным кадровым ресурсом ,не занимающимся кумовством с кучей родственников ,взяточничеством, воровством из казны .Это значит ,что только русскоязычные порядочные ,честные труженики, а мы взяточники и т д? Перечитайте, что написала Ваша Соня и что я ей ответила .И не надо вешать на меня и на мой народ то, чего мы не делали и не делаем.Не надо клеветать на нас .Это касается и Вас лично . Перечитайте, что Вы написали мне.Когда подобные Соне пишут гадости о моем народе, Вы делаете вид, что все нормально.Когда мы пишем ответ ,Вы обвиняете нас в том ,чего мы не делаем.И о мигрантах ни в ее ,ни в моем комментарии не было ни слова.Не надо переводить стрелки, лишь бы оправдать Соню и осудить меня .Считаете себя самой умной?Думаете, что можно нам рот заткнуть ,чтобы вы все могли писать то, что вам хочется?
    15. Архимед
      24 октября 2025 19:28
      Активистка Аделя,
      Вы ошибаетесь даже очень грибок. Узбекистане или Таджикистан их народ в большинство гостербайтеры не их вина, во всем виновато Кремля, Москва их политика пооводимого в течение семидесятлетие, почему узбеки или таджики едет работать в Россию да потому что все заводы и фабрики строились в Россий отличие от среднеазиатских республик хотя рождаемости были выше чем в Россий серавно строились индустриальные комплексы в сердце Россий. Причины одно не упускать этих республик ежевых руковицах что бы они не требовали независимости вот где была глубина политика Кремля, хотя работать никому в Россий но заводы строились. Вот случилось развал ссср и Узбекистане и его народы остались не у дел и куда им податся естественно где есть работа в Россию по старым схемам, где раньше трудились вахтовым методам и туда стремились, вот такая была затея как планировали Кремль не пускать их от своих обьятий.
    16. Бек
      26 октября 2025 12:18
      Архимед, видимо ванна была пустая когда в нее окунулись, а если серьезно то проблему нашей страны видите в Россие? Почитайте историю раз такой ник взяли, коль затронули тему про Таджикистан, почитайте хоть какие заводы на западе страны построены и кем и кто в итоге там работает (спойлер не таджики)
    17. Ich bin eine reiche Frau Удача
      26 октября 2025 14:03
      Архимед,
      Так не езжай со своим кишлаком в Россию и вообще отстаньте от России раз и навсегда!
    18. Real
      26 октября 2025 15:56
      Ich bin eine reiche Frau Удача, на зло тебе будут ездить со всей родней, а тебе что? 😃😃😃😃
    19. думающий
      27 октября 2025 14:09
      Активистка Аделя,
      верно к сожалению((
      разговорился с одним доставщиком, который мне товар доставил. Закончил Транспортный. Спрашиваю: почему по специальности не работаешь? А зачем, 3-5 млн за целый день сидения в конторе. Я тут от 9-10 получаю.
      Ну, хорошо до 50-ти лет будешь на велике ездить? Молчит, улыбается
    20. Элиза
      22 октября 2025 21:57
      Инкогнито,
      Вы вообще не поняли о чем речь.
    21. Водяра
      22 октября 2025 18:09
      Нодира,
      А по твоему, говорящие на Узбекском языке-все не грамотные, ответь Наташа!
    22. Водяра
      22 октября 2025 20:22
      Нодира,
      Наташенька, по вашему часть населения говорящая на Узбекском-не образованные?
    23. Водяра
      22 октября 2025 18:07
      Соня,
      Да,да ты права."Великие и незаменимые", и ещё в придачу кристально честные🤣🤣🤣Все это видим к сегодняшнему дню, у судей недвижимости на миллиарды рублей,у генералов-зам.министров по сотни машин и налички в долларах и в золотых слитках на миллионы.Тае что, чья бы корова мычала...Соня.Не нравится тебе, не смеем задерживать, в добрый путь туда, где тебе будет комфортно!
    24. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:47
      Водяра,
      неуважаемая водяра!
      не говорите что нам делать и мы не скажем вам куда вам идти!
      те кто работают тут действительно честные и принципиальные
    25. Водяра
      24 октября 2025 06:55
      Lena Karpova,
      Дальше продолжай, мы будем слушать и свято верить в незаменимости и святости некоторых ...🤣🤣🤣!
    26. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 22:52
      Водяра,
      👩‍🚒🌏 А вам, кстати , не помешает - послушать и перенять полезный опыт. Вы прекрасно знаете, что сейчас фактически не осталось профессионалов своего дело как было в советское время. Одни застройщики с жидким неустойчивым бетоном... Кадры текут и претерпевают застой... А вы не хотите это признавать. Нужно не в комментариях драться, а думать как будет дальше всё... Adele Activiste eternelle 🐝
    27. Гость
      24 октября 2025 09:42
      Lena Karpova, вот именно не лезьте к нам и не учите нас что делать и мы вас не пошлем!
  17. Рассел
    22 октября 2025 11:20
    Занимайтесь экономикой и уровнем жизни населения. Занимайтесь дублированием всех вывесок, только так можно получить уважение к государственному языку. В соседнем Казахстане это поняли уже давно. И в данный момент уровень жизни населения там увеличивается.
    1. Гость
      22 октября 2025 14:56
      Рассел, без тебя занимаются экономикой и всем остальным, ты займись своим делом.
  18. Сумрак
    22 октября 2025 11:12
    Власть неспособная решать проблемы народа ,всегда начинает борьбу за язык и религию, Бисмарк
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      22 октября 2025 12:21
      Сумрак
      Так точно. Пример всем украина. А нас за шо?
    2. Папа Карло
      22 октября 2025 15:18
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Россия тоже не далеко ушла от своей Окраины. Всё по Бисмарку. И двойные стандарты когда пытаются гнобить приехавших к ним специалистов за плохое русского языка и тут же возмущаются что в прибалтике не дают гражданство ,тем кто не удосужился изучить местный язык всю жизнь там прожив. И сплошная религиозная пропаганда ,хотя на словах светское государство ,а попы и священники не сходят с экранов телевизора и радио , и как раньше секретари райкомов и обкомов партии все "белые и пушистые" .
    3. Активистка Аделя
      22 октября 2025 18:22
      Папа Карло,
      👩‍🚒🌏 Я так поняла, что вы русский и русскоговорящий, соответственно, имеете право так рассуждать. Да, то, что вы излагаете, имеет место быть. Но в РФ сейчас особая ситуация. Нужно всё держать на контроле, и даже то, что попы и священнослужители говорят. Раньше же такого напора не было. А сейчас обстоятельства требуют того в РФ, в первую очередь в связи с СВО.. У нас мир, и слава Богу, но постоянные манипуляции с языком происходят. Зачем ? Манёвр , чтобы отвлечь народ от насущного? Возможно..Adele Activiste eternelle. 🍁✳️
    4. Гость
      23 октября 2025 11:31
      Активистка Аделя,
      Что за наивный расизм, или точнее рашизм? Что только русским дано право рассуждать таким образом?
      Оно видать и в правду, что в сво татары и якуты самые преданные прирученные шестерки инородцы русских.
    5. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:51
      Гость,
      вы точно из Киева тут пишете
      вы этим шестеркам из Казани и Якутска в лицо сможете так сказать?
      нет
      потому что вы обычный болтун и трус
    6. Активистка Аделя
      23 октября 2025 19:03
      Гость,
      👩‍🚒🌏 Понятно, что вы девятка- предпоследняя цифра... Не завидуйте. Adele Activiste eternelle. 🐝
    7. Sollo
      24 октября 2025 08:49
      Активистка Аделя,
      Вообще-то 9 это последняя цифра))
    8. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 23:04
      Sollo,
      👩‍🚒🌏 Я ему дала шанс , чтобы совсем не ощущал себя безнадёжно. Поэтому пусть предпоследняя, но в исчислении натуральных чисел от 1 до 10 , то последняя это 10, и оно завершает эту последовательность. А в масштабе - последнего числа не существует, а в концепции - это бесконечность, которая не имеет предела. Adele Activiste eternelle 🐝🍁
    9. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:50
      Папа Карло,
      дорогой папа карло!
      вы без сдачи теста по языку не получите визу в Корею
      почему это вас не задевает?
      кстати и в Германию вы также не получите визу без языкового стандарта В1
      и это вас тоже не задевает
      вы нигде не нужны без знания языка
      и вот когда требования знания языка вам наконец-то предъявила Россия вы обиделись
      а что так обижаться?
      собрались ехать работать? учите язык на хорошем уровне
      прошли времена когда там ждали на работу немых и безграмотных
      теперь в Россию нужны грамотные и говорящие по русски
      значит те кто не хочет учить русский туда больше не поедут и их туда не пустят
    10. Инкогнито
      23 октября 2025 22:40
      Lena Karpova,
      Да ради Бога , не пускайте ,работайте сами Что вы здесь потеряли, если у нас так плохо, а там дают безграмотным мигрантам миллионы за просто так?Если там мигранты не платят ни налога , ну абсолютно ничего, а им все бесплатно за счёт налогов народа .Конечно же обидно.Не теряйте время , если все так ,как вы все говорите .
    11. Гость
      24 октября 2025 00:30
      Lena Karpova,
      Двуличие так и прёт!Значит учить язык для поездки в Россию и т.п. необходимо,и вполне достежимо,но жить в стране не зная языка это по русски!Нормально.К тому же активно демонстрировать неприятие ,если Узбекистан проводит хоть какое то мероприятия по развитию своего государственного узбекского языка .Немедленно начинать обвинять в русофобии,.Прекрасно можно понять негативное к вам отношение Литовцев,Латвийцев,Эстонцев,Поляков и и.д..Вы на ровном месте создаёте русофобов,даже из нейтрально доброжелательных людей.Лучше бы вы осчастливили нас своим отсутствием .
    12. Чип и Дейл
      28 октября 2025 06:08
      Папа Карло,
      Приеховшие ,,специалисты,, пусть на родине свои специальные навыки и знания применяют , востанавливают свою экономику , учат гос.язык.строят буюг хилажак.. Нет прутся милионами в Россию несмотря на депортации гусиным шагом.
    13. Водяра
      22 октября 2025 20:29
      Сумрак,
      А кто борется с твоим языком?Это такие как ты, считаете тех кто заботиться о чем то своем, в данном случае языке-почему то для вас становятся врагами.
      Вот скажи мне, где то тебе кто то запрещал твой язык?Ты учился на нем, твои дети могут получать образование на своем родном языке, есть теле и радиоканалы,газеты,журналы,театры,культурные центры и тп, ты везде можешь обращаться на нем в любой Гос.орган и после всего этого ты говоришь о борьбе с твоим языком?
    14. Гость
      24 октября 2025 00:41
      Водяра,
      Вы же понимаете,что они,русские прекрасно знают,понимают и осознают ,что никакого ограничения их языка нет ,никакого ущемления по нац.признаку и близко нет.Просто у них такой метод борьбы с узбекским языком,с его статусом государственного языка.И вообще с Независимостью Узбекистана они никогда не смирятся.Для этого они и нужны россии здесь.
    15. Гость
      27 октября 2025 20:28
      Сумрак,
      Это про россию,прям в точку.
  19. Не Может Быть
    22 октября 2025 10:22
    Через 200 лет на земле будет 1 язык, смесь английского и русского...
    1. Папа Карло
      23 октября 2025 09:30
      Не Может Быть,
      Но писать будут китайскими иероглифами!
    2. Гость
      27 октября 2025 02:40
      Не Может Быть,
      Русского не будет.
  20. интересанте
    22 октября 2025 10:21
    нескончаемые этапы в жизни узбекского языка ! лет еще на 50 видимо !
    1. Инкогнито
      23 октября 2025 22:42
      интересанте,
      Тебе какая забота об узбекском языке ? Думай о себе, решай свои проблемы
  21. Жора Корнев
    22 октября 2025 09:20
    не надо с ним общаться, он такой же продукт национального образования.
    1. Инкогнито
      23 октября 2025 22:43
      Жора Корнев,
      А ты чей продукт?И чего ты здесь делаешь?Какое тебе дело до нас?
    2. Жора Корнев
      24 октября 2025 13:40
      Инкогнито,
      до вас никакого дела нет, вообще плевать
  22. Гость
    22 октября 2025 09:17
    Водяра ,
    В стране проживают сто национальностей и каждый сохраняет свой язык , традиции и нравы . Заставлять их учить чьи-то языки , носить чуждую им одежду - неуважение. Если кому-то нужно выучить тот или иной язык дело каждого , пусть учит. При Союзе никто не спрашивал национальность , все говорили между собой на языке межнационального общения .
    Сегодня редко кто не понимает государственный язык , так как он бытовой . Попробуйте сделать технический или Медицинский словарь , со словами имеющими различное значение. И не обязательно в сравнении с русским с английском языком хотя бы.
    С таким внешним долгом пора учить китайский , они , китайцы, повсюду и надписи на иероглифах ни у кого возмущения не вызывают . Так что чья бы корова мычала.
    1. Гость
      22 октября 2025 15:00
      Гость, а вы не волнуйтесь постепенно на госязыке и медицинские и технические термины тоже освоим.
    2. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:53
      Гость,
      постепенно?
      30 лет прошли и не осилили технические термины
      а врачи советской школы просто нарасхват
      о чем вы говорите?
      популизм к реальности никакого отношения не имеет
    3. Инкогнито
      23 октября 2025 22:59
      Lena Karpova,
      Слушай ты, пошла вон со своей критикой.Надоела.Что ,считаешь ,что можешь нас все время критиковать и оскорблять?Если такая идеальная, то живи среди идеальных.Тебя кто- то насильно держит?
    4. Гость
      24 октября 2025 09:49
      Lena Karpova, ну так не мешайте нам развивать свой язык, не лезьте, отстаньте от нас.
    5. Водяра
      22 октября 2025 20:41
      Гость,
      А кто тебя заставляет учить какой то язык?Не хочешь-не учи!О каком техническом или медицинском словаре говоришь?Предлагаешь перевести какие-то технические или мед.термины на Гос.Язык?Слыш умник, панкреатит и на твоём языке будет панкреатитом, диабет диабетом, машина будет машиной, штангециркуль штангециркульем, понял меня Васька.Чего необходимо переводить на Гос.язык-будет переведен.
      Повторюсь, кто то говорить о борьбе, тем более о запрете именно твоего родного языка?Ответь, хоть раз будь нормальным чел-ом?
    6. Игорь
      23 октября 2025 15:09
      Водяра,
      Месяца два назад в СМИ очень хвалились что перевели на государственный НАЖДАЧНАЯ БУМАГА. Извини слово уже не помню но как соседи узбеки сказали " очень смешно" . На вроде того как раньше перевели Аэропорт.
    7. Водяра
      23 октября 2025 20:27
      Игорь,
      Игорёк вот лжешь и не краснеешь!Как ты говоришь "Наждачная бумага" к твоему удивлению давно, в начале двадцатого века уже переведён, и звучит "Жилвир когоз".Для тебя, носителя "самого красивого языка" может звучит смешно, но для меня в полне приемлемый вариант!
    8. Инкогнито
      23 октября 2025 23:02
      Игорь,
      Даже если и так ,каким боком это тебя так ущемило?Ты оскорбился,обиделся? Тебе стало больно? Какое - то неудобство тебе создали?
    9. Активистка Аделя
      23 октября 2025 17:58
      Водяра,
      👩‍🚒🌏Агрессивный и злобный водянистый фоб. Вам лучше подлечиться, а не хлестать что-то горячительное, судя по вашим неадекватным высказываниям... Даже не впечатляет , когда человек использует постоянно такую риторику- экспрессивную и принижающую..Adele Activiste eternelle.🐝✳️
    10. Водяра
      23 октября 2025 20:29
      Активистка Аделя,
      Приведи пример моей фобии?Или же попробуй отвергать мои слова, но только не общими словами, а именно фактами которые могут отвергнуть мои доводы!
    11. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 23:27
      Водяра,
      👩‍🚒🌏 Довод один - от того что переведено словосочетание " наждачная бумага ", ты всё равно будешь говорить наждак, или пирожка вместо баурсок, потому что это в подсознании и так привычнее и легче, можешь не спорить, давно проверено. И даже когда переведут штангенциркуль, ты всё равно будешь его называть именно так не иначе. Так что не умничай и не экспресссируй. Проспись лучше . Примеры вашей ( твоей ) фобии - все ваши ( твои ) комментарии, собирать в кучу их не собираюсь, но ,как правило, больной не признаёт своего заболевания , так и ты.То есть , если я или ещё кто сторонники присутвия русского языка в нашем регионе , то мы противники и фобы а вы ( ты) - святой патриот... Только всё с приставкой псевдо в вашем случае... Тыкайте у себя дома... Adele Activiste eternelle 🐝🍁
    12. Инкогнито
      23 октября 2025 23:08
      Активистка Аделя,
      Вы здоровы?Почему Вы всегда затыкаете нас?Почему пишете,что он агрессивный и злобный?Где у него неадекватные высказывания?Почему не остановили Игоря ,когда он с пренебрежением писал о нашем языке? Значит ,над нами можно смеяться, унижать?Вы это не видите.Когда мы отвечаем, причем без оскорблений ,просто по существу,Вы нас затыкаете.Двуличная особа,считающая себя самой умной.
    13. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 23:35
      Инкогнито,
      👩‍🚒🌏 Вы здесь самая агрессивная и злая. Не надо лицемерить. Бросаетесь на всех и не понимая сути темы. Двуличная - это ваша сущность, вдобавок с фобией ко всем, кто не согласен. Когда говорят гадости те, кто солидарен с вами, то вы согласны и, якобы, не замечаете хамства, хамелеониха, меняющая цвет. Не вижу ничего пренебрежительного в словах Игоря. А всё зависит от восприятия, а оно у вас болезненное как у всякого закомплексованного существа. И , вообще , шла бы ... Спать... Adele Activiste eternelle 🐝😁
    14. Гость
      24 октября 2025 09:51
      Активистка Аделя, чем опять обидели старуху? Чем не довольна, старуха?
    15. Инкогнито
      23 октября 2025 22:55
      Гость,
      Лучше бы твоя корова не мычала.Не твоя забота,какой язык мы будем учить.У нас никто никому не запрещает говорить на своем языке.Что вы все врёте.Кто вам запрещает что- то?Разговаривайте на каком языке хотите.Соблюдайте свои обычаи, свои традиции..Кто вам запрещает?Что вы все разводите панику, как будто вас кто- то притесняет Надоели своим нытьем и недовольством, своим высокомерием и презрительными высказываниями.Написали ,что только ваша корова может мычать?Вот именно - чья б корова ...
    16. Гость
      24 октября 2025 00:55
      Гость,
      Вы уважаемый говорите только от лица своей русской нации .Вы здесь не афтохтонный народ,с нашими соседями мы живёт не одну сотню и даже тысячи лет рядом .Они не против того,чтобы узбекский язык был в Узбекистане государственным,так же как проживающие в их национальных республиках узбеки тоже не против,чтобы их язык там был государственным.И у других народов проживающих здесь нет вопросов.Претензии,неприязнь исходит только от вас-русских.К тому же ,вы сейчас мутите воду,стремясь,чтобы и остальные присоединились к вашему мнению.
      В вашем языке все технические ,медицинские термины и вообще понятия взяты из других языков.Об этом уже много раз сказано.Не льстите себе.
  23. мар Азм русоф Обский крепчает
    22 октября 2025 09:17
    А каракалпакам обидно же.
    1. Водяра
      22 октября 2025 20:42
      мар Азм русоф Обский крепчает,
      О какой русофобии чешешь,Вань?Приведи пример.
  24. 466
    22 октября 2025 09:06
    Как правильно написать, если алфавит до конца не утвержден? Chuchvara sexi hodimi, eki sexy?
    1. Инкогнито
      23 октября 2025 23:10
      466,
      Тебя это каким боком задевает?Лишь бы что сболтнуть.
  25. Black Daniel
    22 октября 2025 08:57
    Три сутра - языковая формула трёх языков в Индии. В каждом штате преподают Хинди как общенациональный язык, местный язык штата и колониальный английский. Там до сих пор ведётся работа по переводу английских терминов на индийские языки 🙏
    1. Инкогнито
      23 октября 2025 23:10
      Black Daniel,
      Ну и что же?Нам до этого дела нет.
  26. Сегодня Праздник
    22 октября 2025 08:15
    Трудности в изучении узбекского языка, ошибки онлайн переводчиков - по моему это результат какого то старого правила предков не делиться языком с чужеземцами, ради безопасности. Если с русскоязычным говоришь и ошибаешься в произношении, то все начинают тебя поправлять, по дружески с увлечением. Если например русскоязычный говорит на узбекском и ошибается, то на него смотрят молча, не поправляют. Особенно молча себя ведут люди старшего возраста. Может ради уважения, но часто могут попросить говорить на русском, несмотря на твое возражение что ты практикуешься. Так и в яндекс-гугл переводчиках, если увидел ошибку перевода - нужно всегда нажимать функцию: предложить свой вариант. Если гугл и яндекс быстрее изучит язык, то это позволит человеку говорящему на узбекском переводить тексты и на другие языки мира.
  27. ALEX
    22 октября 2025 08:13
    честно говоря удар по языку со сменой алфавита был нанесен ужасный! Надеюсь язык оправиться после такого удара и выстоит. Те кто кириллицу знал уйдут по естественным причинам и все успокоиться. Но перевод фундаментальных учебников усложниться кратно. Надо будет знать при переводе и разные языки и разные алфавиты. Та еще головная боль. Но думаю справятся! Было бы желание. И еще! Если кто то думает что можно будет использовать учебники на английском языке или французском или каком еще то надо помнить что все они защищены авторскими правами. Их за бесплатно перевести не позволят. По судам затаскают и карманы страны выпотрошат. А вот учебники на русском языке можно будет переводить и использовать бесплатно так как Узбекистан был частью СССР и имеет право на использование учебников СССР.
  28. Паша
    22 октября 2025 08:04
    Смотрете как в Киргизии и народ живёт развивается и ему не мешает русский язык
    1. Гость
      22 октября 2025 15:06
      Паша, в России все сплошь на русском, посмотрите на их дороги и живут в регионах.
    2. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:56
      Гость,
      дороги в регионах России гораздо лучше чем трассы между районами у нас
    3. Гость
      24 октября 2025 09:56
      Lena Karpova, ну что ж, раз вам те дороги нравятся, не смеем вас задерживать
    4. Водяра
      22 октября 2025 19:10
      Паша,
      А кто то у нас запрещает русский язык?
    5. Активистка Аделя
      23 октября 2025 18:01
      Водяра,
      👩‍🚒🌏 А разве он , Паша, сказал про запрет? Придите в себя, прежде чем наскакивать. Кто вам позволил в таком тоне с людьми говорить.. Некрасиво , и это культурно выражаясь .Adele Activiste eternelle. 🐝
    6. Водяра
      23 октября 2025 20:37
      Активистка Аделя,
      Не прикидывался непонятлмвой, активистка.Ты все поняла чего хотел сказать этот Паша!
      К стати, в Указе есть ли хоть одно слово, где бы говорилась о запрете какого либо языка?Весь этот шовинистский сброд, который сейчас скулит о том что якобы ущемляют их язык, это настоящие зачинщики.
      Вот ты будь чел-ом, ответь, видела ли в Указе хоть одну фразу, гласящую о запрете какого либо языка?
    7. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 23:44
      Водяра,
      👩‍🚒🌏 Укажи, где он - Павел сказал что-то об указе? Он Киргизию привёл в пример, а ты подскочил как ошпаренный. И у нас не может быть запретов на языки, у нас точно также есть националистичесеий сброд , которые мониторят и инициируют языковую тему превращая в войнушку на перепалках. Вот это и не нравится людям. Так понятно? Adele Activiste eternelle 🐝🍁
    8. Инкогнито
      23 октября 2025 23:15
      Активистка Аделя,
      Какая справедливая, какая защитница !А когда пишут о нас с оскорблениями или пишут не к месту, почему не видите это?Или временная слепота наступает?
    9. Гость
      24 октября 2025 09:57
      Активистка Аделя, вам лучше учить своих кремлеботов к общению с людьми. Займите воспитании своих, не морочьте людям голову.
    10. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 23:50
      Гость,
      👩‍🚒🌏 А вы, прежде чем советы раскидывать, обратите внимание на себя и своих соратников по узости мысли. У меня нет своих или не своих, для меня все свои - даже такие как вы , хотя и заблудшие. Я не разделяю по национальности, узбекоязычные или русскоязычные, для меня все соотечественники. И трудовых мигрантов я защищаю, хотя и у них есть свои недостатки. Так что , вы лучше собой займитесь. И ч не знаю и знать не хочу что такое слово " кремлебот", так ясно? Adele Activiste eternelle🐝🍁
    11. Гость
      27 октября 2025 20:46
      Активистка Аделя,
      Что вы всем нотации читаете?Оставьте свой назидательный тон своим внукам .Ваш паравоз ,СССР ,давно сошел с пути и ржавеет под откосом,и никогда к ней возврата не будет,а ее правопреемница россия продолжает позориться на весь мир,и от этого позора она не одно столетие будет отмываться,если конечно уцелеет и не развалиться.Она уже проиграла.Всем видна стало ее слабость и отсталость,коррупция.Не способность к цивилизованному развитию.
    12. Гость
      27 октября 2025 20:37
      Паша,
      В отличии от нас у них практиковались языковые патрули.
  29. Я уехал
    22 октября 2025 07:50
    165000 книг издали? Даже не смешно. Это даже не мало, а почти ничего.
    1. Инкогнито
      23 октября 2025 23:16
      Я уехал,
      Даже если и так .Чем это тебя задело?
  30. Эржан
    22 октября 2025 07:42
    Все очень красиво, но как всегда, номига. 💯 доказательством тому будет любой диктант среди чиновников (которые, как слуги народа в тяжёлой борьбе за выживание узбекского (или чагатайского-Чагатай эт оккупант- второй сын Чингисхана от первой жены Борте) языка, должны ВСЕ до единого сдать по идее на только 5+).
    А в сущности, 5 день подряд воздух в столице бьёт рекорды по загрязнённости. Кашель достал уже. Причем датчики iqAir поближе к Аралу показывают рекорды по чистоте, Нукус -22! И по идее обвинять Арал в этом случае бессмысленно...
    Чё творится всем пофиг. Таким макаром через лет 30 территория Узбекистана опустеет, а с ним и узбекский язык и борьба за его выживание в жёстких условиях безграмотности канут в лету. Деньги хотя бы 5% от бюджета борьбы за язык выделите пожалуйста на исследование причин почему у нас воздух стал как в Нью Дели?
    1. Водяра
      22 октября 2025 20:45
      Эржан,
      У всех самой популярной отговоркой стала-загрязнение воздуха!
  31. Узбек
    22 октября 2025 07:09
    Узбекский язык это государственный язык.знать его обязанность каждого..
  32. Никита
    22 октября 2025 07:03
    Наш узбекский литературный язык очень красивый, лаконичный, приятный на слух. Очень жалко, что СМИ, телевидение, радио и да многие руководители не говорят на литературном госязыке, а коверкают его местными диалектами. Английский и арабский и в Африке и в Норвегии не меняется. Как написано так и звучит. А у нас госязык в Хорезме один, в Ташкенте другой, в Самарканде и Бухаре третий, в Джизаке и Сырдарье четвертый, Кашкадарье и Сурхандарье вообще другой.
    1. Водяра
      22 октября 2025 20:47
      Никита,
      Ты о чем?Ты вообще владеешь языком?В каждой области свой диалект, а государственный один на всю страну-Узбекский-литературный!Ты одно с другим не путай!
    2. Инкогнито
      23 октября 2025 23:18
      Никита,
      Вы правы.Именно так.
  33. Акмал
    22 октября 2025 06:40
    Давлат ташкилотлари, кампаниялар тил тугрисидаги конунни бажармаяптилар. Улар хужжатларни она тилида тулик юритишга утишлари керак!
    1. Большой Брат
      22 октября 2025 13:45
      Акмал,
      Не имеют права. Гражданам иных национальностей обязаны предоставлять все документы, запросы и новости на родном языке гражданина. А вы просто дикий человек
    2. мар Азм русоф Обский крепчает
      22 октября 2025 19:48
      Большой Брат,
      Он пещерный житель
  34. Чипыжик
    22 октября 2025 00:55
    Дальше Узбекистана узбекский язык не катируется . Даже в Каракалпакии он уже не очень в ходу . Кстате недавно отдыхали в Египте и все говорят на русском , вывески , визитки на русском , меню в ресторанах на русском , все инструкции путеводители все в русском . Меня это приятно удивило и я нашел в этом их резон . Если это приносит хорошую прибыль стране то можно русский язык ставить превыше .
    1. Узбек
      22 октября 2025 07:02
      Чипыжик,
      При чём тут Египет?
    2. Солнце
      23 октября 2025 22:21
      Узбек
      Невозможно принудить насиль учить узбекский или какой -либо другой язык!!!Язык люди выучат самостоятельно,если он нужен для социального продвижения!!!Высокий уровень жизни в стране ,большие з/п,общий престиж страны,все это справоцирует людей на изучение языка.Вывод,не с того начинаете!
    3. Гость
      24 октября 2025 10:03
      Солнце, значить мы должны поднять уровень жизни до уровня США, Великобритании, ОАЭ или Катара и после этого вы подумаете изучать или нет на государственном языке, так?
    4. Ich bin eine reiche Frau Удача
      22 октября 2025 09:16
      Чипыжик,
      В Греции все вывески и меню тоже на русском. И в Монголии тоже на русском.
    5. Гость
      25 октября 2025 15:40
      Ich bin eine reiche Frau Удача, так переедь в Монголию.
    6. Акмал
      22 октября 2025 11:11
      Чипыжик,
      Дальше россии русский язык котируется? Если в Египте на менью написали по русскому, так это признак популярности. Например в Саудовской Аравии торговцы с усзбекистанцами общаются на их языке и что с этого?
    7. Чипыжик
      22 октября 2025 13:22
      Акмал,
      Это ты небыл дальше столицы . Уверяю тебя в Каракалпакии на Иссы к куле уже его не используют , ты зря с пеной у рта доказываешь обратное . Заговорив в любой точке мира на русском твой говор опредялят как русский язык заговорив на узбекском тебя наврятли узнают . Я понимаю что ты патриот и я патриот Узбекистана но факты не подвласны эмоциям махалябаям статистике падишахам и царям не подвласны законам экономики и искуственному интелекту .
    8. Гость
      22 октября 2025 15:11
      Чипыжик, то что за границей нас не касается, в Узбекистане один государственный Язык и всем гражданам и организациям нужно соблюдать закон о Гос Языке. Все очень просто.
    9. Водяра
      22 октября 2025 18:55
      Чипыжик,
      Иссык куль в Каракалпакстане?🤣🤣🤣Больше не бухай, чекушник!
    10. Гость
      23 октября 2025 18:37
      Чипыжик,
      Ни в Кыргызстане,ни в Казахстане узбекам переводчик не нужен.Мы прекрасно понимаем друг друга.Русские могут и не говорить на узбекском языке,но они должны знать свое место.И не вмешиваться в языковую политику Независимого Узбекистана.Имидж россии упал,ее в мире воспринимают не так как до 22 года .Как и их язык.
    11. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:58
      Акмал,
      в саудовской аравии торговцы-узбеки говорят с нашими покупателями на родном языке
      русский язык это официальный язык ООН
      на нем говорят 200мил человек
    12. Albert
      22 октября 2025 11:12
      Чипыжик,
      Ну вот поэтому то и надо еще Египет присобачить к большой стране. А то там акулы египетские кушают русских туристов
    13. Активистка Аделя
      22 октября 2025 18:44
      Albert,
      👩‍🚒🌏 С вами люди нормально говорят, а вам обязательно паклю грязную вставить нужно срочно. Вы, похоже, совсем утратили способность вести общение без агрессии. Так и хлещет. Вот с того и начинается неприязнь, рознь, конфликты.. И всё то, что может привести к неприятным последствиям, мягко выражаясь... Adele Activiste eternelle. 🐝
    14. Lena Karpova
      23 октября 2025 16:59
      Albert,
      такое как вы акулы кушать не станут
      возразить нечем?
    15. Инкогнито
      23 октября 2025 23:23
      Чипыжик,
      Узбекский язык изучают и в Америке .В последнее время узбекский язык изучают в университетах некоторых стран.Что касается русского языка, то это естественно ,т к много лет это был гос язык огромного государства
  35. Статистика
    21 октября 2025 23:58
    Чтобы ускорить изучению "Государственного Языка" русскоязычными, нужно повсеместно Надписи, Информации, Реклама, Инструкции и др. тексты, писать с дублированием на русском языке, это вольно или невольно русскоговорящий человек, начнёт понимать Узбекский язык!
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      22 октября 2025 02:10
      Статистика,
      А лучше всего нашим русским уехать из Узбекистана в Россию или Европу. Пусть узбеки сами живут, сами с собой. Пример вам страна 404.
    2. Гость
      22 октября 2025 07:46
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Твои слова да Богу в уши.Это было бы идеально.
    3. Активистка Аделя
      22 октября 2025 18:49
      Гость,
      👩‍🚒🌏 Вы бы со своими ушами поработали маленько, прочистили, и научились слышать и нормально воспринимать сказанное... Кто здесь выступает против государственного языка? Никто. Идея с дублированием очень хорошая. Даже те граждане , кто , возможно, не очень знает узбекский язык, начнёт в нём ориентироваться, а дальше больше- будет понимать. Брызжете тут ядом... В Узбекистане все граждане равны , без вашего навязывания своего мнения.Adele Activiste eternelle.🐝
    4. Гость
      23 октября 2025 19:05
      Активистка Аделя,
      Вам следовала бы использовать мозги,а не эмоции, и понять,что надо ответить той, кто советует уехать всем русским.Вы этого не уловили?
      И люди свободны,если их не устраивает Узбекистан,они вольны возвратится на свою историческую родину,или куда им угодно.А у нас другой родины нет,как и другого родного языка.И позволить вам, русским,не будем лукавить,вы антогонисты нашей Независимости ,забалтывать ,выхолащивать выполнение закона о языке непозволительно.
      А объяснять бесконечно ,что мы не против вашего русского языка,что вас здесь никто не ограничивает ваше общение на нем ,вас не удовлетворяет,и никогда не удовлетворит.Нельзя метать бисер перед свиньями.
    5. Активистка Аделя
      6 ноября 2025 00:49
      Гость,
      👩‍🚒🌏 Во- первых, не надо указывать. Во- вторых, употребляемое вами местоимение " ваше, вами.. " уже говорит , что вы пытаетесь разделить и внести рознь. Все граждане, включая вас - это МЫ народ Узбекистана. И никто не хочет уезжать, но люди ощущают притеснение со стороны таких как вы, пусть и на словах, а на улице никто никого не притесняет пока. А на чьи-то предложения уехать в Россию или Европу, я даже отвечать и слышать не желаю, поскольку считаю подобные предложения некорректными. Никто не уедет, только по доброй воле, а не по совету или нажиму. Но вы сами апологет не столько Независимости, сколько национализма, и это сквозит прямолинейно во всех ваших речах, не хочу называть их более непристойно... Все граждане за Независимость, но при этом за дружбу с соседями и бывшими союзными республиками, которые были братскими, включая РФ и Белоруссию. Но вы и ваши агрессивные единомышленники не понимают сути и смысла этого. И вместо разумных аргументов - оскорбления и экспрессия. Увы... Adele Activiste eternelle 🐝🍁
    6. Еее
      22 октября 2025 10:39
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Зачем так сурово? Человеку нравится жить в этой стране значит и язык нравится и обычаи...если бы не нравилось он бы давно уехал...
    7. Марина Соколовская
      22 октября 2025 10:40
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      А Вы письменное предложение напишите нашему президенту. А то что с дивана то орете.
    8. Albert
      22 октября 2025 11:13
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      А лучше учить местный язык. Ты со своим русским не много добьешься в своей стране
    9. Ich bin eine reiche Frau Удача
      22 октября 2025 12:22
      Albert,
      Кому он нужен, кроме тебя☝️🤣
    10. Ich bin eine reiche Frau Удача
      24 октября 2025 03:50
      Albert,
      Зачем мне твой местный язык, который только в Узбекистане понимают, и то не все?
    11. Гость
      24 октября 2025 12:51
      Ich bin eine reiche Frau Удача, кому здесь ты нужна, уехала ну слава Богу, живи там и не вякай на нас.
    12. Акмал
      22 октября 2025 11:15
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Ну чтож, как говорится волному воля! Прошай Россия!
    13. Куз
      22 октября 2025 12:38
      Акмал, Для тебя- "прощай" - в самый раз.)
    14. Водяра
      22 октября 2025 19:03
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Вольному воля!Кто хочет уехать-не смеем задерживать!Просить остаться -тем более не будем.Желаем только всего хорошего и счастливого пути!
    15. Статистика
      22 октября 2025 20:42
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Да куда уж теперь, мне уже не 26 лет. Да и привык и живу прекрасно с соседями узбеками. Только вот некоторые индивидуумы из некой партии и сторонники одного ректора, мутят воду!
    16. Lena Karpova
      23 октября 2025 17:01
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      это почему это я должна уехать со своей родины?
      я родилась здесь и тут похоронены мои родители
      вы кто такой чтобы меня выгонять?
      вас в Киеве учили англичане как тут писать?
    17. Ich bin eine reiche Frau Удача
      24 октября 2025 03:51
      Lena Karpova,
      Лена, не путайтесь.
    18. Акмал
      22 октября 2025 11:14
      Статистика,
      Бизнесу не надо навязывать русский язык? Если она знают, что это прибыльно они сами сделают нужные изменения. Не суйте саой язык куда попало.
    19. Статистика
      22 октября 2025 20:45
      Акмал,
      Я тебя услышал Акмал джон!!
    20. Папа Карло
      23 октября 2025 09:41
      Акмал,
      Опять двойные стандарты!!! Бизнесу выгодно чтобы надписи и объявления были понятны максимальному количеству людей и поэтому пытаются их дублировать и на русском и на английском языках однако сторонники одного одиозного ректора и другого не менее одиозного лидера партии считают это ущемлением государственного языка и вынуждают убрать одну из табличек .Угадайте какую?
  36. ALEX
    21 октября 2025 23:36
    Правильный литературный перевод осуществляется с подстрочника. Сначала переводят грубо (называется подстрочник) на тот язык который знает человек способный изложить правильным литературным языком. Если жив автор оригинала то они работают вместе. Процесс этот долгий и весьма сложный. Я присутствовал один раз в момент обсуждения перевода всего одного абзаца книги на каракалпакском языке на русский. Час наверное автор и переводчик сидели над оригиналом и подстрочником перебирая варианты перевода всего одного абзаца. Так что если кто то думает что это раз два и перевел, то он просто не понимает ничего в том, как переводятся литературные произведения. А с учебниками все будет еще сложнее. Работы предстоит много! Очень много! Необходимо начать переводить на узбекский язык фундаментальные источники знаний точных наук. Работы там на многие десятки лет. Но это нужно сделать и не просто сделать а хорошо сделать.
  37. Справедливость30 лет
    21 октября 2025 22:28
    Наш язык очень классный с праздником с днём Узбекского языка она тили жон тили🇺🇿🇺🇿🇺🇿🎉
    1. Тимур
      22 октября 2025 08:53
      Справедливость30 лет,
      В чем том прав, а в чем то -нет. "Она тили" не есть синоним "узбекский язык" или "государственный язык".
      День "узбекского языка"- это одно, а день " государственного языка"- совсем другое.
      Чуть чуть "в тему" для размышлений: представим, что в государственных органах (структурах) мероприятия, делопроизводство проводятся, ведутся на исконно , фундаментально узбекском языке. Поэтому "узбекский язык- она тили" теплое, родное, ностальгическое. А "государственный язык- Идора, хокимият, матбуот, мажлислар...тили
      Эти два языка далеки и чужды друг другу, разделяют "Халк" и "амрбойлар" между собой
    2. Водяра
      22 октября 2025 18:52
      Тимур,
      Тимка, опять в не ту степь гонишь!
  38. Активистка Аделя
    21 октября 2025 22:27
    👩‍🚒🌏 Есть много книг узбекских писателей, прекрасно переведённых на русский язык, настолько тонко и филигранно, что зачитывешься. И сформировался узбекский язык в своих тонах и цветах, именно в советский период. Великий Алишер Навои творил свои произведения на чагатайском, он же староузбекский, языке и на фарси. И его произведения также явились основой для формирования современного узбекского языка. И на узбекском языке произведения писателя Айбека очень интересно читать, я знала учительниц узбекского языка и литературы - как они красиво и интересно рассказывали.. К тому же Айбек был и переводчиком, Он перевёл ' Евгения Онегина " на узбекский язык . Также всем известный, один из выдающихся узбекских поэтов, писателей - Хамза Хакимзада Ниязий , также был основоположником современного узбекского языка и узбекской советской литературы. В общем, примеров много. Только не надо язык делать орудием для манипуляций. Это низкое дело и не достойное. Использовать его как аргумент. И главное, не навязывать. В целом , узбекский язык и так многие в той или иной степени понимают , и даже знают. А есть среди неузбекского населения также , кто хорошо им владеет. Не будем превращаться в Прибалтику. Это нехороший пример, и брать его не надо. Государственный язык у нас один, а в быту многоязычие, это и есть прогресс. Adele Activiste eternelle. 🐝🌿
  39. Саша
    21 октября 2025 21:22
    Верните Узбекскому языку
    Кирилицу.
    1. Узбек
      22 октября 2025 07:04
      Саша,
      Зачем?
    2. Акмал
      22 октября 2025 11:18
      Саша,
      С какого перепуга мы должны вернут кирилицу? Какая в этом необходимость? Кирилицу нам навязали во времена советов. Тепер нам кто его навязывает?
      У нас есть общий алфавит с тюркским миром и это нас устраивает.
    3. Lena Karpova
      23 октября 2025 17:04
      Акмал,
      общий алфавит помог в изучении иностранных языков?
      тех кто знает европейские языки не более 4% на всю страну
      турецкий арабский корейский еще 2%
      остальные даже на родном грамотно написать не могут
    4. Акмал
      24 октября 2025 21:56
      Lena Karpova,
      Ты кто специаоюлист? На каком основании проводишь цифры? Ты любой населенный пункт Узбекистана посмотри, увидиш на кажлой улице курсы английского, корейского, арабского и других языков. У нас говорящие на английском, больше чем знающие русский язык.
  40. Сардобинское водохранилище
    21 октября 2025 20:59
    Переводчик Гугл с узбекского и на узбекский почему не совершенствуете?
    Не переводит узбекский с голоса и не синтезирует голос на узбекском.
    Почему этим не занимаются ведь это самый доступный способ изучения языка?
    1. Justice
      21 октября 2025 21:45
      Сардобинское водохранилище,
      Никому не нужен узбекский язык потому что по факту. Никто в мире ничего не знает про Узбекистан и не видел узбецкого балета театра актеров, что нибудь достойное, особенно в сфере науки культуры и прочего. Про Узбекистан лучше всего мог бы сказать Евгений Николаевич Понасенков.
    2. Узбек
      22 октября 2025 07:06
      Justice,
      Узбекам он нужен.
      Нашему Государству он нужен
    3. Гость
      22 октября 2025 09:04
      Justice,
      Балет сам танцуй.😂
    4. Акмал
      22 октября 2025 11:24
      Justice,
      Как узбексеий язык никому не нужен? Наш язык нам нужен. Это язык Спитамена, Канишки, Эмира Темура, Наваи и Бабура. Узбекская поэзия и литература не хуже российского. Мы его носители и нам комфортно общаться. Если тебе не нужен, это не значит, что никому не нужен!
    5. Ich bin eine reiche Frau Удача
      22 октября 2025 12:29
      Акмал,
      Ой, не преувеличивай. В Европе например ты быстро найдёшь человека, который говорит на русском а вот на узбекском днём с огнём не сыщешь.
    6. Тигряша
      22 октября 2025 15:56
      Акмал,
      При Спитамене узбекского не было!!! Во времена Македонского здесь ещё и тюрков не было, не то что узбеков. Канишка точно не говорил на узбекском, Амир Темур (учитывая что он барлас) тоже вряд ли - может что то общее и было, как во всех тюркских языках. А Навои это да
    7. Водяра
      22 октября 2025 18:49
      Акмал,
      Ты немножечко перегнул.Спитамен и Канишка вряд-ли говорили на Узбекском.А вот остальные -да, ты прав!
    8. Джонни
      23 октября 2025 03:01
      Акмал, я понимаю что Тамерлан, Навои и Бобур разговаривали на чагатайском, который в некоторым смысле предшественник узбекского, но приписывать сюда язык спитамена и канишку который были согдийцами и бактрийцами это перебор, да они национальные герои но их язык это вымершие варианты персидского и не в коем случае не тюркский, современный язык имеет много заимствований персидского, но грамматически и лингвистически он имеет корни именно тюркского языка. Это из разряда считать франкский и французский считать одним языком, оба же существовали на территории одного государства
    9. Активистка Аделя
      23 октября 2025 18:16
      Джонни,
      👩‍🚒🌏 Он ещё образование не получил, ещё не разобрался кто и когда на каком языке говорил. Что в голову нахлынет то и выбрасывает здесь. Не велика честь ещё с не дообразованными вести общение. Adele Activiste eternelle. 🐝✳️
    10. Активистка Аделя
      23 октября 2025 18:21
      Джонни,
      👩‍🚒🌏 Согдийцы и бактрийцы это в первую очередь предки таджиков и иранцев. Но в процессе взаимодействия смешались и с тюрками. Поэтому нет никаких чистых генов и языков, есть многонациональность и многоязычие во всём мире. И относительно франкский и французский , тоже солидарна. Adele Activiste eternelle. 🐝🍁
    11. Водяра
      22 октября 2025 18:50
      Justice,
      Нам он нужен!
    12. Активистка Аделя
      22 октября 2025 19:13
      Justice,
      👩‍🚒🌏Как это не видел ? Это вы не видели, а вы ещё не весь мир. И очень ошибаетесь, что никто не знает про Узбекистан . А как же прима- балерина Галия Измайлова, Бернара Кариева, это все узбекские советские балерины , народные артистки. А современная прима - балерина кремлёвской сцены- Алиса Асланова , родом из Самарканда. И можно ещё перечислить. Поинтересуйтесь сами, прежде чем пренебрежение демонстрировать. Adele Activiste eternelle. 🐝✳️
    13. WEST
      22 октября 2025 00:09
      Сардобинское водохранилище,
      Может потому , что гугл частная американская компания , а местная.
    14. мар Азм русоф Обский крепчает
      22 октября 2025 09:33
      Сардобинское водохранилище,
      Потому что наверное это не надо мировому сообществу- по факту)
      Это говорит о реальном отношении к региону
  41. АликТашкентский
    21 октября 2025 20:42
    Про тайергох до сих пор помню.
    1. Ольга
      22 октября 2025 09:54
      АликТашкентский,
      А ещё ойналижахон
    2. Водяра
      23 октября 2025 20:42
      Ольга,
      И что?Ойнаижахон- это из языка фарси, взаимственная узбеками.
    3. Акмал
      22 октября 2025 11:26
      АликТашкентский,
      Почему ты как в прошлом говориш о тайерагохе, она есть и сейчас. Наравится тебе или нет, это наш язык и мы его любим!
    4. Активистка Аделя
      22 октября 2025 19:22
      Акмал,
      👩‍🚒🌏Это не узбекские слова, а выдуманные. Телевизор и тому подобные технические средства по - большому счёту не переводятся, во многих языках, или переводятся как аппарат хотя бы. Узбекский язык нам нужен, безусловно, раз мы один народ и все живём в Узбекистане, но без перегибов и дур@цких нелогичных по смыслу выдуманных слов горе- лингвистов. Adele Activiste eternelle.🐝
  42. Гогм
    21 октября 2025 20:20
    именно благодаря СССР язык сформировался и окреп.
    1. мар Азм русоф Обский крепчает
      22 октября 2025 09:34
      Гогм,
      В Точку!
    2. Акмал
      22 октября 2025 11:27
      Гогм,
      Узбекский язык сформировался в Х веке. Ахмад Югнаки и Ахмад Яссави тебе в свидетели.
    3. Активистка Аделя
      22 октября 2025 19:31
      Акмал,
      👩‍🚒🌏 У тебя категорически поверхностные знания. И здесь ты ошибаешься. Ахмад Югнаки писал стихи на караханидско - уйгурском языке, он же тюркский, и на арабском.Также и Ахмад Яссааи. И даже арабский тогда знало не все. А узбекский язык, тот на котором говоришь ты, люди , был создан на основе этих средневековых языков, а полностью и окончательно сформирован именно в советский период , благодаря узбекским советским и российским советским лингвистам. Ты очень предвзят, и это не даёт тебе здраво мыслить. Adele Activiste eternelle. 🐝
    4. Водяра
      23 октября 2025 20:43
      Активистка Аделя,
      Слыш ты активистка, ты пургу не гони!
    5. Водяра
      22 октября 2025 20:49
      Акмал,
      Они этого никогда не будут признавать.Менталитет у них такой, однако!
  43. 30 тийине от Кузи
    21 октября 2025 19:08
    Необходимо вводить уроки шахмат с начальных классов 🫢🤩😁
    Практика показывает что наиболее высоких результатов добиваются именно те детишки, чьи родители вкладывают усилия в умственное/физическое полноценное воспитание детей👌🏻😻
  44. Диля
    21 октября 2025 18:35
    Лучше горячую воду дайте, деревья не пилите, воздух не загрязняйте
    1. Водяра
      21 октября 2025 21:36
      Диля,
      Лучше ты поскорее уезжай к себе, где лесов и водки много!
    2. Feral Heart
      22 октября 2025 00:43
      Водяра,
      Вот и показал ты свое истинное лицо! Молодец. 90 процентов людей у нас тоже так считает. Поэтому до сих пор пилят деревья. Эта Диля правду написал. Она в отличие от тебя переживает за людей. А ты?? Смотри на себя, в кого ты превратился. Не зря ты дышешь загрязненным воздухом. Ты этого заслужил. Что, завидуешь что в России такой чистый воздух??
    3. Узбек
      22 октября 2025 07:06
      Feral Heart,
      Воздух может чистый
      А люди
    4. Гость
      22 октября 2025 15:20
      Узбек, там людей он не заметит, окажется в своей среде.
    5. Водяра
      22 октября 2025 18:19
      Feral Heart,
      Слыш ты умник, ты попал в волну этих либеДов которые могут только кричать "деревья распилилиииии".Открой глаза, зелени не так много то уничтожено.Где бывает чистый воздух ты сам как будто не знаешь.Где море,где бесконечные леса-там всегда чистый воздух.Так что ты Хью-Нью не неси, типа я завидую России.Природа сама одарила эту страну бесконечными водными и лесными ресурсами.И вообще где ты увидел, что я упоминал Россию в своем ответе к этой шовинистка?
    6. Feral Heart
      22 октября 2025 21:10
      Водяра,
      Давай по братски. Удели часов полтора свое время, и посмотри мультфильм Лоракс. Если после просмотра, хоть немножко начнёшь понимать куда катимся, я буду рад. Если нет, то счастливо деградироватся и далее.
    7. ALEX
      22 октября 2025 07:59
      Водяра, не пишите провокационные глупости. Ситуация с экологией и особенно с водой близка к катастрофе. Посмотрите вокруг! Оцените с какой стороны может прийти помощь. Она может очень скоро понадобиться! Думаете талибы войдут в положение и не возьмут свою воду из Амударьи? Или Туркменистан начнет cушить свою столицу чтобы вода хоть как то дотекла до Хорезма? У Казахстана Кызылорда и Чимкент в большой беде, да и физически ему помочь с водой нечем. А чем помогут Таджикистан и Кыргызстан? Они и так воду не удержат и все что есть стекает с гор. Так что будьте реалистом . Реальность с водой весьма пугающая!
    8. Водяра
      22 октября 2025 18:27
      ALEX,
      Если бы хотели помочь с водой, то давно бы (ещё при СССР) стали осуществлять план переброски часть воды сибирских рек в ЦА.Этого никогда не будет, они не заинтересованы в этом.Что касается афгана, то они собрались взять часть воды и на это они имеют полное право.Нам остаётся только надеятся на себя и окружающих соседей.Если государства ЦА будут вести правильную политику то в этом вопросе можно прийти к единому мнению и правильному распределению водных ресурсов.
    9. ALEX
      26 октября 2025 01:50
      Водяра, вы определенно не понимаете ничего в ситуации с водными ресурсами. Поясню. Из Амударьи Афганцы возьмут только 10 куб км из 55 и они на это имеют все права. Они возьмут воды из Пянджа с низкой минерализацией. Хорезму и Каракалпакистану достанется вода с минерализацией больше 2.5 грамм на литр и большую часть года. Человеческие почки максимально работают с 3 граммами при этом очень быстро умирая (неделя и вряд ли больше). При 2 они умирают тоже. Ну может продержаться пару лет если молодой организм. Больше 1 и до 50 вряд ли человек доживет. Все понятно надеюсь? Туркменистан не станет душить дефицитом свою столицу. Ему проще брать то, что берет и просто переселить жителей Лебаба и Ташауза, чем поровну делить оставшуюся воду. С гор Таджикистана и Кыргызстана стекает все меньше и меньше воды из за гибели ледников . Но они возьмут то малое что берут сейчас, и разговаривать даже не будут на эту тему. Север Казахстана слишком далек и у страны нет денег и какого то стимула гнать воду в сторону Сырдарьи. А до Хорезма то что они могут дать просто не дотечет. Юг Казахстана в беде и там ресурса на помощь соседям нет. Так что очень очень взвешенная и мудрая политика должна проводиться правительством Узбекистана, что бы хватило водички хотя бы пить. И чем то придется поступиться. И не надо красивых лозунгов. Попробуйте не пить сутки летом, а потом давайте послушаем какие лозунги родятся в вашей голове.
    10. Жора Корнев
      22 октября 2025 09:10
      Водяра,
      если не будет языка ты и тебе подобные вымрут первыми. остальные выживут, потому что цивилизованный мир общается на других языках.
    11. Водяра
      22 октября 2025 18:33
      Жора Корнев,
      Ну по этому я советую таким как ты переехать туда, где все понимают тебя!
    12. Еее
      22 октября 2025 10:41
      Водяра,
      Засохни
  45. Гость
    21 октября 2025 17:51
    Совершенно правильно , каждый народ должен сохранять свой язык . Для межнационального общения государственный язык не станет никогда .
    1. Водяра
      21 октября 2025 21:38
      Гость,
      Сам то понял что нацарапал?
    2. Гость
      22 октября 2025 09:05
      Гость,
      Бред какой то.
  46. User
    21 октября 2025 17:43
    Огромный толчок в развитии узбекского языка дал союз, в период 1924 по 1991 год созданы институты изучения узбекского языка, проработан алфавит, написаны 10-ки энциклопедий, учебники для школ и институтов, переводы мировых шедевров на узбекский язык исчислялись десятками тысяч.
    1. Гость
      21 октября 2025 19:59
      User,
      А ты в этом уверен?
    2. Гость
      21 октября 2025 20:52
      User,
      Но есть нюанс.Переводы мировых шедевров на узбекский язык,во времена СССР,осуществлялись не на прямую,с оригинала,а только через русский перевод..Как будто бы эти произведение изначально было написано на русском языке.
      Только с обретением Независимости ,начали напрямую переводить,например Шекспира с английского на узбекский язык.
    3. Не Паниковский
      22 октября 2025 00:08
      Гость,
      Да да сэр. Буладими еки бумидими? Мана сенга савол!
    4. Жора Корнев
      22 октября 2025 09:15
      Не Паниковский,
      Йок йок сэр, ситафор, аптобус, коболот! Мана сенга ответ!
    5. Куз
      22 октября 2025 07:19
      Гость,🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣
    6. ALEX
      22 октября 2025 08:04
      Гость,
      вы вообще в литературных переводах ничего не смыслите. Совсем ничего. С подстрочника переводят. С ПОДСТРОЧНИКА! Это означало что лучшие подстрочники были на русском, а специалисты литераторы знали русский и узбекский и в комбинации английский и узбекский люди встречались редко. Не пишите о том что для вас неведомо! Выглядит весьма смешно и убого! Прямо на уровне посредственности!
    7. Гость
      22 октября 2025 18:23
      ALEX,
      Что вы так орете?Факт,что напрямую без русского посредника начали переводить с начала Независимости.Поищите,там и узбекский автор указан.Вас задело,что обошлись без русского перевода,ну такова жизнь.
    8. ALEX
      26 октября 2025 02:05
      Гость,
      поискал! И не нашел учебников: по матанализу, теории поля, физике, сапромату, геометрии, начертательной геометрии уровня учебников выпушенных более 50 лет назад. Про теорию чисел топологию и прочие тонкие материи даже не искал, ибо сильного там ничего нет.

      Так что пока не поздно! Пока еще живы те кто знает эти науки и знает Узбекский язык брать подстрочник (а это будет подстрочник на Узбекском языке с учебника на Русском языке) и переводить. Потом будет поздно.

      Только когда будет создан фундамент из этих книг, язык устоит и будет развиваться независимо. Иначе путь в цивилизованный мир будет только через учебники написанные в СССР на Русском языке. Он станет тем, чем был латинский язык в средневековой Европе. Хочешь чему то научиться учи латинский. Так было там. У нас почти то же самое сейчас.

      Я за развитие Узбекского языка. Но что бы не на базаре его использовать при продаже арбузов, а публиковать открытия и достижения и чтобы их читали во всем мире. Здание строят с фундамента!
    9. Водяра
      21 октября 2025 21:43
      User,
      При СССР трижды был заменен алфавит, и трижды люди становились совершенно безграмотными.Первый раз когда поменяли арабицу на кириллицу и с "успехом" на весь мир об'явили что Узбеки не умеют читать и писать, потом перевели на латиницу, а потом ещё раз вернули кириллицу!
    10. Пловоед
      22 октября 2025 00:41
      Водяра,
      Когда СССР начал масштабную программу всеобщего образования на территории Узбекистана вообще далеко не каждый мог читать и писать в приниципе, хоть на арабской графике хоть на латинице, потому что школ не было! При СССР школы стали строится даже в отдаленных кишлаках и начальное образование (хотя бы элементарно читать и писать) стало доступно абсолютно всем. И уровень советского образования считался одним из самых лучших в мире. Был уровень, понимаете? А что сейчас? За время независимости сколько раз меняли алфавит? До сих пор не пришли к единому мнению относительно алфавита- то больше склоняются к алфавиту на основе турецкой графики, то смешивают стили. К чему это привело? К тому что современные дети пишут с ошибками, а взрослые не могут прочитать написанное. Почитайте вывески в городе, частные объявления, комментарии в Ютубе на узбекском языке. Чудовищные ошибки везде, вездесущая безграмотность! Надо не в прошлое смотреть, а в настоящее.
    11. Акмал
      22 октября 2025 06:42
      Пловоед,
      Узбек тилида езилган матнларда куп хато килинаетганлигини каердан биласан? Узбек тилини гапиришни урганиб, кейин фикрингни ез!
    12. Папа Карло
      22 октября 2025 20:45
      Акмал,
      Сенга ухшаган акиллилардан койил колдим🤣. Узбек тилини гапиришни эмуш 😂
    13. Гость
      25 октября 2025 15:51
      Папа Карло, иштони йўқ иштони ямоқни устидан кулганакан. Ақлли бўлсанг ўзингни ҳатоингни топчи?
    14. Куз
      22 октября 2025 07:20
      Пловоед, Он не может прочитать на родном языке..🤣🤣🤣
    15. Водяра
      22 октября 2025 18:40
      Куз,
      Васька, я освоил твой язык без проблем.Это тебе о чем то говорит?Хотья вряд-ли ты чего либо поймёшь.
    16. Гость
      22 октября 2025 08:03
      Пловоед,
      СССР,не есть россия,особенно современная россия,она полный антогонист союза.К чему вы,русские все время приводите СССР в пример?Вы же его сами разрушили.Хотите восоздать ссср-начните с себя,с россии-отмените частную собственность,отмените все имперские атрибуты,закройте церкви,верните городам советские названия,верните коммунистическую идиологию,посадите всех олигархов,верните колхозы.Покажите пример.
    17. Активистка Аделя
      22 октября 2025 19:42
      Гость,
      👩‍🚒🌏Разве кто-то хочет вернуть Советский Союз? Люди приводят в пример нашу , уже бывшую страну, потому что хотят мира и покоя , и сегодня этого нужно достичь на всём постсоветском пространстве. И то, что было полезного в СССР, возвращают или анализируются .Это не значит , что нужно от всего отказаться сейчас. Ерунда. И коммунистическую идеологию никто не собирается реанимировать.Люди и в РФ и у нас хотят жить в добром взаимодействии друг с другом, и уважать общую историю, а не атрибутами меряться... Очень узко и поверхностно рассуждаете. И радикальные меры никому не нужны. Adele Activiste. 🐝
    18. ALEX
      26 октября 2025 02:10
      Гость, самое дурацкое что можно придумать это возрождение СССР. Даже говорить не хочу насколько это глупо и смертельно опасно для России. Не эмоции ,а цифры говорят об этом и сама история. Поинтересуйтесь куда делись Монголы завоевавшие половину мира. Или Римляне. В России знают это! И умные люди знают! А глупцам это объяснять - тратить время зря.
    19. Водяра
      22 октября 2025 18:38
      Пловоед,
      Из твоего ника видно кого из себя представляешь.До СССР не было школ?🤣🤣 .Даже не стану спорить с такими каковым являешься ты.
    20. Тимур
      22 октября 2025 09:11
      Водяра,
      Мой покойный отец (это было что лет назад) начал писать арабской вязью, переучился на латиницу, затем переучился на кириллицу. Был учителем до Отечественной войны в Шавате (Хорезм). После войны любимыми произведениями были рассказы А.П. Чехова. На русском. Все его родные и двоюродные братья получили высшее образование. Росли сиротами. "Исконно государственное-узбекское словосочетание:Давлат гранти" , а также государственное-узбекские слова: рейтинг, коррупция, гвардия, сити, табака, Малибу, евроремонт, фракция, омбудсмен, сенат и ряд других слов не знали.
    21. Водяра
      22 октября 2025 18:45
      Тимур,
      И чего ты этим хочешь сказать?Или похвастался своим образованным родом?
      Если ты такой грамотей, то тогда должен знать что в мире уже существуют интернациональные слова которые применяются на любом языке любого государства и некоторые из них даже из ныне мертвых языков.
    22. Акмал
      22 октября 2025 06:46
      User,
      Деллпроизаодство в государственных органах, общественных организациях и в предприятиях полностью велась на русском языке. Хотели в 80-х годах высшое образовани полностью перевести на русский язык. В городах и райцентрах появились русскоязычные кварталы. Родной язык сохранилась только в деревнях, где русскоязычные не могли жить и работать.
    23. Большой Брат
      22 октября 2025 13:50
      Акмал,
      Пруфы есть? Или только источники один дядя сказал да беспруфные мемуары без ссылок на исследования?
    24. Водяра
      22 октября 2025 18:46
      Большой Брат,
      Ты какого года рождения, маленький братишка?Ты в СССР жил?
    25. Папа Карло
      22 октября 2025 21:11
      Акмал,
      Не рассказывай сказок.В 80х годах после окончания вуза нас как молодых специалистов припахивали на сельхозработы в Ташобласти. Меня поражали картины когда буквально в 30 км от Ташкента и в сторону Янгиюля и в сторону Пскента и в сторону Паркента существовали селения и люди вообще не понимающие по русски . И ещё встречал корейцев чисто говорящих на узбекском . Как в анекдоте
      Посетитель китайского ресторана в Америке спрашивает у метродотеля:
      - А где Вы нашли столько китайцев так хорошо говорящих на иврите ?
      - Потише пожалуйста, они этого не знают и думают что говорят на английском. 🤣🤣
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Из Вьетнама в Узбекистан экстрадировали преступника

Задержан разыскиваемый гражданин - сообщает пресс-служба МВД. Сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Ташкенте, при содействии своих
Сегодня, 10:46

Двое помощников хокима арестованы в Намангане

Задержаны помощники хокима - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, при содействии сотрудников Наманганского областного Управления Департамента
Сегодня, 10:40

В Ферганской области замхокима задержали при получении 8 тыс. долларов

Задержан злоумышленник при получении денежных средств - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, совместно с сотрудниками территориального
Сегодня, 09:08

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44