Республика Узбекистан и Российская Федерация подписали ряд ключевых документов, ознаменовавших начало практического этапа реализации амбициозного проекта строительства Трансафганской железной дороги. Об этом сообщила пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации.
В соответствии с договорённостями, достигнутыми в ходе российско-узбекистанских встреч на высшем и высоком уровнях в 2024 году, Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта РУз, а также акционерные общества «Российские железные дороги» и «Узбекистон темир йуллари» заключили комплекс соглашений, запускающих практическую фазу проекта, говорится в официальном сообщении.
В российском транспортном ведомстве уточнили, что в 2025 году профильные российские проектные организации совместно с узбекскими коллегами займутся разработкой разделов технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства Трансафганской железнодорожной магистрали по согласованным маршрутам. Эта работа будет включать определение прогнозируемых объёмов грузопотоков и оценку экономической эффективности будущего транспортного коридора.
Определены два основных варианта маршрута: «Мазари-Шариф — Герат — Диларам — Кандагар — Чаман» и «Термез — Наибабад — Логар — Харлачи».
Следует напомнить, что в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Ташкенте дорожную карту по строительству железнодорожной линии «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар». Первоначально предполагалось завершить разработку проекта к маю того же года, а уже в сентябре приступить к строительным работам.
Однако произошедшая в Афганистане смена власти существенно замедлила реализацию этих планов. Лишь в июле 2022 года на афганской территории начались работы по определению оптимального маршрута и подготовке ТЭО Трансафганской железной дороги.
По оценкам узбекских специалистов, ориентировочная стоимость строительства данной железнодорожной магистрали составляет 4,6 миллиарда долларов, в то время как пакистанская сторона оценивает расходы в 8,2 миллиарда долларов. Ожидается, что реализация проекта займет не менее пяти лет.
Новый международный транспортный коридор призван обеспечить связь между Европейским союзом, Россией, Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией и странами Юго-Восточной Азии, открывая новые перспективы для региональной торговли и экономического развития.