Российская Федерация объявила о проведении нового этапа тестирования стратегического подводного аппарата «Посейдон», оснащенного ядерной энергетической установкой. Соответствующее заявление сделал президент Владимир Путин, детализируя ход испытаний, которые, по его словам, увенчались «огромным успехом».
Согласно официальной информации, недавние маневры включали запуск аппарата с борта подводной лодки-носителя. Ключевым моментом, на котором акцентировал внимание глава государства, стало не только использование стартового двигателя для запуска с субмарины, но и последующая активация бортовой атомной энергетической установки. «Нам впервые удалось... запустить атомную энергетическую установку, на которой аппарат прошел определенное количество времени», - прокомментировал Путин, подчеркнув значимость этого этапа для всей программы.
В ходе своего выступления президент также коснулся тактико-технических характеристик системы. Было заявлено, что по своей мощности «Посейдон» существенно превосходит даже такой новейший комплекс, как межконтинентальная ракета «Сармат». Отдельно были отмечены эксплуатационные возможности беспилотника, которые, как утверждается, являются рекордными и не имеют аналогов в мире.
«По скоростям и глубинам движения этого беспилотного аппарата в мире ничего подобного нет, в ближайшее время вряд ли появится», - заявил Путин. Он также добавил, что на данный момент эффективных способов перехвата подобного аппарата не существует.
«Посейдон» позиционируется как ключевой элемент создаваемой в России с 2018 года океанской многоцелевой системы. В состав этой системы, по данным командования ВМФ РФ, входят атомные подводные лодки специального назначения, выступающие в качестве носителей, и непосредственно сами беспилотные подводные аппараты. Официальной целью создания данной системы декларируется стратегическое сдерживание и поддержание глобального военного баланса.
Концепция беспилотной торпеды с ядерной силовой установкой и мощным термоядерным зарядом была впервые предложена в СССР академиком Андреем Сахаровым в 1950-х годах. Однако тогда проект был отвергнут по морально-этическим соображениям и из-за технических сложностей.