Кыргызстан сказал «Нет», на предложение президента вернуть смертную казнь

Кыргызстан сказал «Нет», на предложение президента вернуть смертную казнь
В Бишкеке поставлена юридическая точка в резонансных дискуссиях о возможности восстановления высшей меры наказания. Конституционный суд Кыргызской Республики вынес официальное заключение, согласно которому возвращение смертной казни признано недопустимым шагом, противоречащим как основному закону страны, так и принятым международным обязательствам. Соответствующее решение было обнародовано 10 декабря в ответ на законопроект, предполагавший внесение изменений в Конституцию.

Суть инициативы, которая вызвала бурные споры в кыргызском обществе, исходила от высшего руководства страны. Президент Садыр Жапаров в октябре текущего года выступил с предложением вернуть практику вынесения смертных приговоров. Поводом для столь жесткой риторики стало шокирующее преступление - жестокое убийство и изнасилование 17-летней школьницы, вызвавшее волну негодования среди населения. Глава государства предлагал применять исключительную меру наказания в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления против женщин и несовершеннолетних.

Однако орган конституционного надзора, рассмотрев проект поправок, пришел к выводу о невозможности их реализации. В тексте заключения судьи использовали жесткие формулировки, указывая на то, что подобный реверс в правовом поле «не соответствует Конституции, является недопустимым и в правовом смысле невозможным». Фактически это означает полный запрет на вынесение данного вопроса на всенародный референдум, а любые процедурные действия по продвижению этой инициативы должны быть немедленно прекращены.

Аргументация Конституционного суда строится на фундаменте гуманистического права. При анализе предложенных поправок судьи исходили из того, что они угрожают основам конституционного строя, где центральное место занимают права и свободы человека. В документе подчеркивается, что отказ от смертной казни и утверждение права на жизнь как абсолютной ценности - это не просто юридическая норма, а «цивилизационный выбор» народа и государства.

«Право на жизнь и запрет смертной казни выступают системообразующими принципами», - гласит текст заключения. Суд указал, что возврат к практике государственных казней означал бы разрыв правовой преемственности и отказ от вектора развития, направленного на приоритет человеческого достоинства. Это стало бы отказом от тех стандартов уголовной политики, которые формировались в республике последние десятилетия.

Весомым аргументом в решении судей стал и международно-правовой аспект. Кыргызстан является участником Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Ратификация этого документа накладывает на страну обязательство полностью исключить смертную казнь из своей пенитенциарной системы и, что критически важно, не вводить ее вновь. Особенность данного протокола заключается в отсутствии механизма денонсации - из него нельзя просто выйти.

Следовательно, попытка восстановить институт смертной казни во внутреннем законодательстве автоматически поставила бы Бишкек в положение нарушителя международных договоров. Суд особо отметил, что такая ситуация несовместима с конституционным признанием приоритета международного права, закрепленным в законодательстве республики.

История вопроса уходит корнями в конец 90-х годов. Мораторий на исполнение смертных приговоров действовал в Кыргызстане с 1998 года, а окончательно этот вид наказания был отменен в 2007 году, когда его заменили на пожизненное лишение свободы. Действующая Конституция содержит прямой запрет на лишение жизни, и для изменения статус-кво требовалась сложная процедура конституционной реформы, которую теперь заблокировал суд.

Стоит отметить, что против инициативы ранее выступали не только местные правозащитники, указывавшие на риски судебных ошибок и несовершенство следствия, но и международные структуры. Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк предупреждал официальный Бишкек, что восстановление казней станет грубым нарушением международного права. В ООН неоднократно подчеркивали отсутствие убедительных доказательств того, что угроза смерти реально сдерживает преступность.

Несмотря на высокий эмоциональный накал в обществе и позицию президента, правовая система соседней республики продемонстрировала устойчивость, сохранив приверженность принципам гуманизма и нерушимости международных обязательств.

Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах часто называют «билетом в один конец» в международном праве, так как он, в отличие от большинства других договоров, намеренно не содержит статьи, позволяющей государству отозвать свою подпись, чтобы предотвратить смену курса при смене политических режимов.
Интересное по теме:
Комментарии
Оскорбляя оппонента вы нарушаете Уголовный Кодекс РУз, будьте взаимовежливы!
Последние новости

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 12 декабря

В Узбекистане обновили курс иностранных валют. Об этом сообщает Центральный банк. Согласно информации, курс иностранных валют завтра, 12 декабря
Сегодня, 18:25

В Узбекистане введут некоторые ограничения в процессе покупки жилья и автомобиля

В стремлении форсировать цифровизацию экономики и нанести удар по теневому обороту средств, руководство страны приняло решение о кардинальном
Сегодня, 18:18

Как «Красная армия» бомбила Бухару

В современной историографии Центральной Азии события столетней давности продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. Анализ архивных
Сегодня, 18:14 1

Узбекистан намерен усложнить для физических лиц ввозить автомобили самостоятельно

Администрация президента Узбекистана инициировала масштабный пересмотр механизмов импорта легкового транспорта, целью которого является структурное
Сегодня, 18:05 4

Узбекистан хочет провести этап Формулы-1

Амбиции республики по интеграции в мировую структуру элитного автоспорта получили официальное подтверждение на высшем уровне в минувший вторник. В
Сегодня, 18:04 6