Агентство стратегических реформ Узбекистана выступило с инициативой, способной коренным образом изменить возрастной ландшафт на дорогах страны. Ведомство предлагает разрешить управление некоторыми видами транспортных средств с 16 лет, а также внести ряд новаций в систему получения водительских удостоверений.
Сердцем реформы является идея о поэтапном допуске к управлению транспортными средствами. Согласно проекту, подростки, достигшие 16-летнего возраста, смогут сесть за руль мототранспорта категорий А1 (мопеды и скутеры). Управление более мощными мотоциклами (категория А) останется доступным с 18 лет.
Нововведения не ограничиваются мототранспортом. Агентство предлагает ввести подкатегорию В1 для управления трициклами и квадроциклами, а также пересмотреть возрастные ограничения для управления легковыми автомобилями. В частности, рассматривается возможность допуска лиц старше 16 лет к управлению мототранспортом со скоростным ограничением до 50 км/ч без получения водительского удостоверения. Аналогичная практика действует во Вьетнаме.
Для оптимизации процесса подготовки водителей планируется ввести дополнительные категории для грузовых и пассажирских транспортных средств - С1 (грузовые автомобили массой от 3500 до 7500 кг) и D1 (пассажирские транспортные средства вместимостью от 9 до 16 пассажиров).
Вдохновляясь опытом США, авторы реформы предлагают предоставить гражданам возможность самостоятельной подготовки к экзаменам на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1.
Реформа направлена на упрощение процесса обучения водителей, сокращение сроков получения прав и установление четких возрастных критериев. По мнению экспертов, внедрение инициативы позволит приблизить национальную систему подготовки водителей к мировым стандартам, уже действующим в таких странах, как Казахстан, Россия и Вьетнам.
Однако ряд специалистов выражает опасения относительно готовности инфраструктуры и менталитета участников дорожного движения к подобным изменениям. Вопрос о том, станут ли узбекские дороги безопаснее с появлением на них более молодых водителей, остается открытым.