Узбекистан активно работает над модернизацией своей транспортно-логистической системы и расширением транзитного потенциала. Министерство транспорта Республики Узбекистан представило Концепцию развития отрасли до 2030 года, которая включает в себя ряд амбициозных целей и стратегических инициатив.
В рамках новой концепции, озвученной министром транспорта Илхомом Махкамовым в интервью телеканалу «Узбекистан 24» 11 января, определены пять ключевых направлений развития, особое внимание уделяется диверсификации транспортных коридоров и укреплению международного сотрудничества. В условиях геополитической нестабильности Узбекистан стремится минимизировать риски, связанные с транзитом грузов через «проблемные» государства, разрабатывая альтернативные маршруты.
Среди рассматриваемых вариантов – маршруты через Туркменистан в Иран и далее в Турцию и Европейский Союз, а также через Туркменистан, Азербайджан и Грузию. Особое значение придается развитию коридора Узбекистан (Андижан) – Кыргызстан (Ош, Иркештам) – Китай (Кашгар), а также маршруту через Афганистан и Пакистан.
Для реализации этих планов Узбекистан намерен заключить новые соглашения о международных автомобильных перевозках с Бельгией, Арменией, Сербией, Норвегией, Хорватией и Албанией. Кроме того, планируется пересмотр действующих договоренностей с Китаем, Ираном, Беларусью, Украиной, Молдовой и Румынией.
По поручению Президента Республики Узбекистан, приоритетной задачей является не только создание альтернативных маршрутов для экспорта и импорта, но и обеспечение благоприятных условий для отечественных грузоперевозчиков. Особый акцент делается на увеличении объемов транзитных перевозок через территорию Узбекистана. К 2025 году этот показатель должен достичь 14,6 млн тонн, что представляет собой прирост на 13,7%. Прогнозируется существенное увеличение грузопотока по маршруту Беларусь – Пакистан (до 700 тысяч тонн), Китай – Европа (до 200 тысяч тонн) и Китай – Афганистан (до 150 тысяч тонн).
Узбекистан демонстрирует положительную динамику в области логистики, улучшив свою позицию в рейтинге Всемирного банка со 118-го места в 2016 году до 88-го в 2023 году. Стратегическая цель – подняться как минимум на 55-ю позицию к 2030 году. Республика также планирует присоединиться к международной транспортной программе ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия).
Для повышения качества обслуживания международных перевозчиков вдоль основных магистралей планируется создать 266 сервисных пунктов, оборудовать бесплатные парковочные зоны для временной стоянки грузовых автомобилей, построить кемпинги и логистические центры. Предполагается также внедрение системы «зеленых коридоров» и достижение взаимного признания грузовых документов. На пропускных пунктах «Давут-ота», «Гишткуприк» и «Навои» будут внедрены системы электронных очередей и онлайн-наблюдения.
В настоящее время рынок экспедиторских услуг в Узбекистане оценивается в 520 млн долларов, при этом 90% рынка контролируется иностранными компаниями. Для поддержки отечественных экспедиторов и увеличения их доли до 50%, планируется освободить их от уплаты НДС. Президент также поручил диверсифицировать внешнеторговые направления.