В Узбекистане развернулись споры по программе избавления столицы от пробок

В Узбекистане развернулись споры по программе избавления столицы от пробок
В Узбекистане движение «Юксалиш» подвергло критике проект постановления президента, направленный на решение проблемы пробок в Ташкенте и совершенствование транспортной системы города. Документ, разработанный хокимиятом Ташкента, получил название «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкента и предотвращению пробок». Эксперты движения провели общественную экспертизу, чтобы оценить, насколько проект соответствует интересам граждан, бизнеса и общества, а также задачам, прописанным в Государственной программе и стратегии «Узбекистан-2030».

Цели и задачи проекта

Проект был проанализирован с учетом требований закона «Об общественном контроле», который предусматривает оценку социальной значимости документа и его способности решать существующие проблемы. В рамках стратегии «Узбекистан-2030» одной из задач указано создание к марту 2025 года нормативного акта, который обеспечит эффективное управление транспортной системой Ташкента и поможет устранить пробки. Это должно способствовать интеграции Узбекистана в мировые транспортно-логистические сети и развитию национальной транспортной системы.

За разработку проекта отвечали Министерство транспорта, хокимият Ташкента, Министерство внутренних дел и Министерство экономики и финансов. В документе были прописаны следующие меры:

- разработка порядка подготовки и реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Ташкента;
- проведение исследований для управления транспортными потоками на основе научных подходов и международного опыта;
- создание механизмов для регулирования движения общественного транспорта и повышения его привлекательности для жителей;
- совершенствование законодательства и организационных мер для предотвращения пробок;
- выполнение технических работ, таких как нанесение дорожной разметки, установка знаков и указателей, с - привлечением частного сектора на условиях аутсорсинга;
- проведение информационных кампаний для повышения правовой культуры участников дорожного движения и профилактики ДТП.

Проблемы с документом

По данным хокимията, проект постановления Кабинета Министров, названный «О мерах по созданию качественно новой системы эффективного управления транспортом и предотвращения заторов в городе Ташкент», прошел юридическую экспертизу в Министерстве юстиции 26 сентября 2024 года и был направлен в Кабинет Министров 19 октября. Однако ранее, с 17 января по 1 февраля 2023 года, на портале общественного обсуждения документ был представлен под другим названием — «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры и внедрению цифровой системы управления дорожным движением в городе Ташкент».

Позже проект переработали и представили как постановление президента. Однако анализ показал, что документ просто переписал задачи из Государственной программы, не уточняя механизмы их реализации. Кроме того, обновленный проект не выносили на повторное общественное обсуждение, что вызвало вопросы у экспертов.

Среди задач, обозначенных как приоритетные, но не подкрепленных конкретными шагами, оказались:

- развитие транспортной инфраструктуры;
- управление транспортными потоками с использованием цифровых технологий и научных подходов;
- повышение привлекательности общественного транспорта;
- установка и обслуживание дорожных знаков с привлечением частного сектора;
- проведение информационных кампаний, для которых не указаны ответственные исполнители и порядок выполнения.

В проект также включили задачи, не связанные с транспортной системой, например:

- внедрение видеонаблюдения для фиксации нарушений в сфере благоустройства и обращения с отходами;
- установка цифровых видеодомофонов для информирования жителей и контроля за коммунальными службами;
- создание городской платформы с диспетчерским центром для анализа данных и использования искусственного интеллекта;
- расширение списка нарушений в сфере благоустройства с возможностью снижения штрафов.

Центр по организации дорожного движения

Одной из ключевых идей проекта стало создание Центра по организации дорожного движения Ташкента в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Эксперты «Юксалиш» указали, что такая структура противоречит принципам правового государства и политике сокращения участия государства в экономике. При этом Центру планировали передать функции, которые обычно выполняют государственные органы, включая:

- разработку нормативных актов и оценку эффективности транспортной инфраструктуры;
- создание базы данных и генерального плана транспорта города;
- координацию работы учреждений в транспортной сфере;
- продвижение экологически устойчивого транспорта и сокращение использования личных автомобилей;
- реализацию инвестиционных проектов и государственно-частного партнерства;
- контроль за выполнением работ с использованием интеллектуальной транспортной системы.

Передача таких полномочий коммерческой организации может привести к бюрократии, снижению конкуренции и ограничению прав автовладельцев. Это также способно вызвать недовольство жителей из-за создания структуры, похожей на квазигосударственный орган. Специалисты предложили организовать Центр как государственный орган с четко прописанными функциями, механизмами управления и отчетности.

Кроме того, в проекте отсутствует информация о том, как Центр будет принимать решения и отчитываться о своей работе, что делает его непрозрачным. Также планируется ввести должность заместителя хокима по транспорту и создать секретариат из пяти штатных единиц, что может быть воспринято как дополнительная бюрократия.

Коррупционные риски

Проект содержит положения, которые могут способствовать коррупции. Например:

- необходимость согласования с Центром размещения рекламы на транспорте и объектах инфраструктуры;
- обязательное согласование всех проектов строительства и реконструкции дорог;
- невозможность оплаты по государственным контрактам без подтверждения Центра.

Отсутствие прозрачного порядка и высокий уровень влияния человеческого фактора увеличивают коррупционные риски. Уставной капитал Центра в размере 90 млрд сумов (50 млрд из республиканского бюджета и 40 млрд из Фонда развития Ташкента) также вызывает вопросы, так как неясно, как эти средства будут использоваться.

Рекомендации экспертов

После анализа документа специалисты «Юксалиш» предложили следующие меры:

- привести проект в соответствие с задачами Государственной программы;
- провести повторную юридическую и антикоррупционную экспертизу;
- создать Центр по организации дорожного движения как государственный орган с четкими функциями;
- разработать стратегию по развитию транспортной инфраструктуры, включая меры для пешеходов, велосипедистов, - общественного транспорта, каршеринга и цифровизации парковок;
- сделать цифровизацию основой новой системы управления;
- привлечь частный сектор через прозрачные и конкурентные механизмы;
- ввести нормы для открытого отбора при использовании бюджетных средств;
- обеспечить эффективный общественный контроль над реализацией проекта.

В Ташкенте уже несколько лет тестируют интеллектуальную транспортную систему, которая включает камеры для фиксации нарушений и датчики для анализа транспортных потоков. Однако полное внедрение системы задерживается из-за необходимости модернизации инфраструктуры.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Елизавета
    5 мая 2025 08:21
    В областях надо создавать людям работу и хорошо платить. Каждый ,где родился там и пригодился. Ташкент не резиновый. Задолбали своими бесконечными стройками. Ташкент стал самым грязным,антисанитарным городом. Настоящий Шанхай
  2. Алимджан
    4 мая 2025 23:31
    Надо почистить город от иногородних авто. Они приезжают в Ташкент таксовать И их каждый день тысячи...
    Мало кто приезжает по не отложным делам.
    2 Или чёт-нечёт. И тогда будет всё хорошо.Люди вынуждены будут пользоваться общественным транспорт
    ом.
    Может быть это жёстко но или-или...
  3. ВВП
    4 мая 2025 20:38
    Надо как зарубежом кна каждую полосу свой светофор,хотите завернут на лево надо ждат когда встречная проедут а пока ждеш уже красной
  4. Ренегат
    4 мая 2025 12:25
    1. Самое главное - проблема должна решаться на уровне государство, которое может привлечь все ресурсы. Это чисто работа государства.
    2. Избавиться от большого количества иногородних авто, оставляя их на линии большой кольцевой дороги. Это значительно разгрузить трафик.
    3. Призывать жителей Ташкента использовать общественный транспорт и такси в выходные дни.
    4. Строить путепроводы на загруженных перекрёстках города, что также разгрузить трафик.
    5. Строить многоэтажные парковки, с минимальной оплатой.
    6. Запрещать строительство зданий ближе чем 10-20 метров от дороги.
  5. Васо
    4 мая 2025 01:51
    Я бы ещё занялся теми кто даёт разрешение на стройку многоэтажек (как жилых так и не жилых близко к дороге. Что в будущем создаёт проблемы для парковок и расширения дорог.
  6. Робин Гуд
    3 мая 2025 21:50
    Неужели трудно научиться у тех стран, которые уже прошли этот путь? Отправляйте в эти страны специалистов (не родных или знакомых), пусть повысят свою квалификацию.
    1. АЛИ
      4 мая 2025 04:46
      Робин Гуд,
      Ташкент строится без норм строительства,не признают СНиП, который создавался в течение многих лет специалистами,учёными и строителями-практиками,архитекторами.Сейчас сами себе создали хаос в строительстве,а с самими собой бороться бесполезно,за что боролись,на то и напоролись, теперь осталось терпеть неудобства.

      Робин Гуд,
      Бесполезно, только терпеть.
  7. Баходыр
    3 мая 2025 20:06
    На 1 м курсе института проходят тему агрессивность дорог. То есть если не будет альтернативной дороги, бесполезно расширять существующую.
  8. Санжар
    3 мая 2025 19:20
    10_20_30_40_50_60_70_80_85_95 не пускать в столицу и всё пробок не будет
    1. Хамида
      4 мая 2025 16:02
      Топпа тогри хаммаси узини юртида юрса шунака пропкала бомийди.Хамма ишхонала ушёлада курилвотти нега ишлашмийди ушатта
    2. Евгения
      5 мая 2025 15:54
      Санжар,
      Может столицу перенести, тогда иногородним не нужен будет Ташкент?
  9. Абдулла
    3 мая 2025 16:52
    Нада запретит студентом ездит на учебу на автомобили. пускает ездит на общественном транспорте.

    пускает студенты ездить на велосипеде в инстут.
  10. Фазлиддин
    3 мая 2025 13:00
    Всего лишь одно действие и пробок не будет.
    Отрегулировать светофоры .
    Главные дороги от минуты до трёх минут на зелёный сигнал светофора а второстепенные от 30 секунд на зелёный сигнал светофора.
    Вместо пешеходных светофоров обязательно
    подземные переходы на загруженных пешеходных переходах.
    И всё! поверьте пробок не будет вообще.
    А что сейчас творится на дорогах - это искусственные пробки.
    Может прочтёт этот комментарий какой нибудь чиновник и начнёт действовать.
    1. Малика
      3 мая 2025 17:51
      Фазлиддин,очень хорошая идея.Летом были в Ереване,там тоже очень большой поток машин.Светофоры с обратным счетчиком,примерно 1,5 минуты,но зато машины все успевают проехать и все нормально.
  11. Ruslan
    3 мая 2025 10:35
    Есть две проблемы решение которых 100% решить вопрос избавление столицы от пробок
    1. Строительство здании без учета парковок; открытие любых объектов (рынки, магазины, кафе, рестораны, такси стоянки, И так далее) без учетов парковок.
    2. Полное отсутствие над и под земных пешеходных проходов;
    Естественно нужно приводить в порядок дорожную инфраструктуру города-это отд вопрос. Он на данном этапе напрямую не влияет на пробки.
    Поверьте без решение этих двух вопросов, столица не избавиться от пробок, это не возможно математический.
  12. Соня
    3 мая 2025 04:05
    Ташкент давно пора выводить на 2 уровень. Вверх-мосты, магистрали, низ-дороги по районам.
    Многоуровневые парковки разгрузят половину дорог.
    Крупные грузовые авто разрешение передвигаться только с 23:00 до 05:00 утра.
    Областные авто реально создают пробки из-за незнания города,иногда правил. Идеально построить для них большие парковки в пригороде и пересаживать на общественный транспорт.
    1. Васо
      4 мая 2025 01:30
      Соня,
      А если они на машине работают?
  13. АликТашкентский
    3 мая 2025 01:46
    В больших городах все магистральные дороги над землёй подняты. А на первом этаже местные дороги. Все эти обсуждения, симпозиумы только распил денег. И какие ограничения помогут? Это же дискриминация
  14. Bek
    3 мая 2025 01:41
    Сперва собрали всю республику в Ташкенте. Теперь не могут выбраться из этого бардака
  15. Абдулла
    2 мая 2025 22:47
    Нужны специалисты а их судя по написанной воде нет Грамотные разбирающиеся в городской инфраструктуре Архитекторы совместно с автомобилистами
  16. Эржан
    2 мая 2025 20:35
    А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...
  17. Доктор
    2 мая 2025 19:34
    Много слов а дел мало на практике, надо самий простой способ внедрить, четные номера по четным днём, не четные по нечётным вот и всё решение ПРОБКИ
  18. Крематорий
    2 мая 2025 19:31
    Сначала надо создать проблему, упорно её не замечать, потом сделать попытку ее как бы решить, облажаться(распилив деньги), потом еще раз взять деньги, облажаться и с кислой миной продолжать ее решать... Причем раструбить на весь мир что мы такие умные и молодцы, чутко видим и слышим глас народа.. Вы нафига все дороги светофорами занавесили?? Вы хотите чтобы город вообще встал в пробках?? Итак в дороге дышать нечем, жарко, так еще какой нибудь умник на дизеле коптит в соседнем ряду.. Вы там проснитесь, включите мозги!!! За пешеходов переживаете?? Предлагаю стрелять в нарушителей, пусть переходят по зебре..
  19. Гость
    2 мая 2025 19:25
    Все пробки от областных "пробок."
    Нельзя перемещаться по городу на своём областном авто, только общественным транспортом или платите - 3 БВР , кто сдаёт авто в аренду приезжим пусть тоже платит . Дышать невозможно.
    1. Патриот
      3 мая 2025 04:38
      Гость,
      1000% поддерживаю! Не надо пускать областные номера! Пускай по прописке! Каждый раз в большие праздники когда наши "гости" столицы уезжают по домам, город становится таким ЧИСТИМ И ВОЗДУХ ЧИСТЫЙ!!! Почему я обязан пересаживаться в общественный транспорт (где люди не умеют себя культурно вести)! Развивайте общественный транспорт для областных людей!
    2. Георгий
      3 мая 2025 10:54
      Патриот,
      Патриот, а ты хочешь разделить людей на первый сорт и второй? Городские - это первый сорт и пусть передвигаются на своих машинах, а областные - это второй на общественном транспорте? И потом - давно ты сам ездил на общественном транспорте, что судишь о том, что там люди не культурно себя ведут. Я, например, давно такого там не встречал. Транспорт сейчас работает нормально. Я - городской и пользуюсь и общественным транспортом, и своей машиной. В зависимости от обстоятельств. И ничего, не жалуюсь... И никто меня не обязывает пересаживаться в ОТ.
  20. Активистка Аделя
    2 мая 2025 18:46
    Ограничить количество продаж автомобилей , особенно кому- попало или всем подряд. А иначе остальные методы не помогут...
    1. Васо
      4 мая 2025 01:39
      Активистка Аделя,
      Это бизнес и на него нет ни какой управы.
  21. Имон ва инсоф тилагувчи
    2 мая 2025 18:43
    Надо развивать инфраструктуру для двухколёсного транспорта и сделать так что невыгодно было ездить на своём авто.
  22. Вот так то
    2 мая 2025 18:21
    Короче,перекладывать папки с бумагами с утра справа налево.с вечера слева направо,из пустого в порожнее.Никак эту пробку не решить,хотя бы правила соблюдались.Стпоииь новые учреждения,офисы,магазины только со стоянками. Посмотрите что твориться возле больниц.поликлиник,нп подьедешь ниоткуда.Пришлось обратиться за медпо ощью в Институт травматологии возле старого Ташми,так человеку болью в ногах,бедрах просто нереально туда подъехать.поставить машину и почему на стоянках там только таксисты?Вроде частная машина,но когда выходишь с кучей бумаг.снимков потихоньку подходят и предлагают услуги такси и все чуть ли не под воротами больницы.Почему им такая привилегия?Это касается не только этой клиники.Правила не соблюдаются,разворачиваются где хотят,перескочить наперерез с 4 полосы на первую как два пальца об асфальт,сплошной линии для них не
    существует.
  23. Рашид1961
    2 мая 2025 18:04
    По моему мнению надо ещё больше и больше развивать общественный транспорт . Чем больше автобусов , чем больше будет маршрутов тем лучше . И чтобы общественный транспорт работал с раннего утра до самого позднего вечера . И ещё по моему мнению ( это из области фантастики ) надо снижать цену проезда на транспорте , хоть не намного но снижать . Поверьте , это будет стимулировать людей пользоваться общественным транспортом . Как говорится деньги считать умеют все . Я думаю что так можно будет решить проблему пробок хотя бы на 50 процентов .
    1. Елизавета
      5 мая 2025 08:08
      Рашид1961,
      Если поездка по карте АТТО , то не дорого выходит. И транспорт общественный и так даром , чем такси.
  24. Боб
    2 мая 2025 17:16
    Если госорганы взялись за решение проблемы, то гаси свет. Почему бы им не начать с себя, к примеру с ПДД.?
  25. Егор
    2 мая 2025 16:14
    Нужно развивать велоинфраструктуру и создать благоприятные условия для движения велосипедного транспорта и средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, электроскутеры и т. д.).
    1. Кочевник
      2 мая 2025 21:36
      Егор,
      Если мы хотим вернуть, восстановить хоть часть экологии - то однозначно надо развивать эту отрасль. Но мне кажется, это вряд ли будет. Кому это надо?
      От продаж: авто, газа, бензина и штрафов - регулярно идут деньги! А какой толк, от экологически чистого и оздоровительного транспорта? Намного выгоднее штамповать авто, гробить экологию, стоить частные клиники.
      Вы понимаете, насколько "невыгодно" строить велодорожки?
  26. Папа Карло
    2 мая 2025 15:24
    Кроме льготников автолюбителей остальным оплата должна карточной системе ежедневно по 300000сум. В месяц 9000000сум .
  27. Большой Брат
    2 мая 2025 15:21
    Сделайте как в Москве:
    1. Нельзя заезжать на машине зарегистрированной не как в столице
    2. Огромные многоэтажные стоянки на въезде и внутри города
    3. Больше пешеходных переходов и светофоров, чтобы не создавались огромные длинные пробки в одном месте. Если останавливаться чаще, то пробок будет меньше и, в сумме, водители потеряют гораздо меньше времени от светофоров, чем от пробок.
    4. Самокаты и велосипеды переведите с тротуаров на магистрали
    1. Кочевник
      2 мая 2025 21:38
      Большой Брат,
      Самокаты и велосипеды, на наших автодорогах убьются! У нас на авто ездить, и то - риск!
  28. Шухрат
    2 мая 2025 13:42
    Хамма ёкга таниш билиш билан ишга олгандан кейин улар нимани хам эплай оларди укимаганлар.
  29. жохонгир обидович
    2 мая 2025 12:40
    Нужно сделать вьезд в столицу платным для иногородних ТС, из расчета 1 брв за каждый день пребывания нестоличного авто
    1. Кочевник
      2 мая 2025 21:40
      жохонгир обидович,
      А продукты: мясо, овощи и фрукты - Ташкент, тоже будет у области с наценкой в одну бвр покупать?
      Просто должна быть ответственность жёстче, вне зависимости от номера авто.
    2. Эржан
      3 мая 2025 14:44
      Кочевник,
      Кроме Таш обл! 10. Я с ним согласен на 💯, Таш обл вся инфраструктура и овощи и фрукты для столичных хватит!
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43