В Узбекистане движение «Юксалиш» подвергло критике проект постановления президента, направленный на решение проблемы пробок в Ташкенте и совершенствование транспортной системы города. Документ, разработанный хокимиятом Ташкента, получил название «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкента и предотвращению пробок». Эксперты движения провели общественную экспертизу, чтобы оценить, насколько проект соответствует интересам граждан, бизнеса и общества, а также задачам, прописанным в Государственной программе и стратегии «Узбекистан-2030».
Цели и задачи проекта
Проект был проанализирован с учетом требований закона «Об общественном контроле», который предусматривает оценку социальной значимости документа и его способности решать существующие проблемы. В рамках стратегии «Узбекистан-2030» одной из задач указано создание к марту 2025 года нормативного акта, который обеспечит эффективное управление транспортной системой Ташкента и поможет устранить пробки. Это должно способствовать интеграции Узбекистана в мировые транспортно-логистические сети и развитию национальной транспортной системы.
За разработку проекта отвечали Министерство транспорта, хокимият Ташкента, Министерство внутренних дел и Министерство экономики и финансов. В документе были прописаны следующие меры:
- разработка порядка подготовки и реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Ташкента;
- проведение исследований для управления транспортными потоками на основе научных подходов и международного опыта;
- создание механизмов для регулирования движения общественного транспорта и повышения его привлекательности для жителей;
- совершенствование законодательства и организационных мер для предотвращения пробок;
- выполнение технических работ, таких как нанесение дорожной разметки, установка знаков и указателей, с - привлечением частного сектора на условиях аутсорсинга;
- проведение информационных кампаний для повышения правовой культуры участников дорожного движения и профилактики ДТП.
Проблемы с документом
По данным хокимията, проект постановления Кабинета Министров, названный «О мерах по созданию качественно новой системы эффективного управления транспортом и предотвращения заторов в городе Ташкент», прошел юридическую экспертизу в Министерстве юстиции 26 сентября 2024 года и был направлен в Кабинет Министров 19 октября. Однако ранее, с 17 января по 1 февраля 2023 года, на портале общественного обсуждения документ был представлен под другим названием — «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры и внедрению цифровой системы управления дорожным движением в городе Ташкент».
Позже проект переработали и представили как постановление президента. Однако анализ показал, что документ просто переписал задачи из Государственной программы, не уточняя механизмы их реализации. Кроме того, обновленный проект не выносили на повторное общественное обсуждение, что вызвало вопросы у экспертов.
Среди задач, обозначенных как приоритетные, но не подкрепленных конкретными шагами, оказались:
- развитие транспортной инфраструктуры;
- управление транспортными потоками с использованием цифровых технологий и научных подходов;
- повышение привлекательности общественного транспорта;
- установка и обслуживание дорожных знаков с привлечением частного сектора;
- проведение информационных кампаний, для которых не указаны ответственные исполнители и порядок выполнения.
В проект также включили задачи, не связанные с транспортной системой, например:
- внедрение видеонаблюдения для фиксации нарушений в сфере благоустройства и обращения с отходами;
- установка цифровых видеодомофонов для информирования жителей и контроля за коммунальными службами;
- создание городской платформы с диспетчерским центром для анализа данных и использования искусственного интеллекта;
- расширение списка нарушений в сфере благоустройства с возможностью снижения штрафов.
Центр по организации дорожного движения
Одной из ключевых идей проекта стало создание Центра по организации дорожного движения Ташкента в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Эксперты «Юксалиш» указали, что такая структура противоречит принципам правового государства и политике сокращения участия государства в экономике. При этом Центру планировали передать функции, которые обычно выполняют государственные органы, включая:
- разработку нормативных актов и оценку эффективности транспортной инфраструктуры;
- создание базы данных и генерального плана транспорта города;
- координацию работы учреждений в транспортной сфере;
- продвижение экологически устойчивого транспорта и сокращение использования личных автомобилей;
- реализацию инвестиционных проектов и государственно-частного партнерства;
- контроль за выполнением работ с использованием интеллектуальной транспортной системы.
Передача таких полномочий коммерческой организации может привести к бюрократии, снижению конкуренции и ограничению прав автовладельцев. Это также способно вызвать недовольство жителей из-за создания структуры, похожей на квазигосударственный орган. Специалисты предложили организовать Центр как государственный орган с четко прописанными функциями, механизмами управления и отчетности.
Кроме того, в проекте отсутствует информация о том, как Центр будет принимать решения и отчитываться о своей работе, что делает его непрозрачным. Также планируется ввести должность заместителя хокима по транспорту и создать секретариат из пяти штатных единиц, что может быть воспринято как дополнительная бюрократия.
Коррупционные риски
Проект содержит положения, которые могут способствовать коррупции. Например:
- необходимость согласования с Центром размещения рекламы на транспорте и объектах инфраструктуры;
- обязательное согласование всех проектов строительства и реконструкции дорог;
- невозможность оплаты по государственным контрактам без подтверждения Центра.
Отсутствие прозрачного порядка и высокий уровень влияния человеческого фактора увеличивают коррупционные риски. Уставной капитал Центра в размере 90 млрд сумов (50 млрд из республиканского бюджета и 40 млрд из Фонда развития Ташкента) также вызывает вопросы, так как неясно, как эти средства будут использоваться.
Рекомендации экспертов
После анализа документа специалисты «Юксалиш» предложили следующие меры:
- привести проект в соответствие с задачами Государственной программы;
- провести повторную юридическую и антикоррупционную экспертизу;
- создать Центр по организации дорожного движения как государственный орган с четкими функциями;
- разработать стратегию по развитию транспортной инфраструктуры, включая меры для пешеходов, велосипедистов, - общественного транспорта, каршеринга и цифровизации парковок;
- сделать цифровизацию основой новой системы управления;
- привлечь частный сектор через прозрачные и конкурентные механизмы;
- ввести нормы для открытого отбора при использовании бюджетных средств;
- обеспечить эффективный общественный контроль над реализацией проекта.
В Ташкенте уже несколько лет тестируют интеллектуальную транспортную систему, которая включает камеры для фиксации нарушений и датчики для анализа транспортных потоков. Однако полное внедрение системы задерживается из-за необходимости модернизации инфраструктуры.