В Ташкенте началось тестирование платных придорожных парковок. По данным пресс-службы городской администрации, с конца 2024 года в столице Узбекистана запустили 86 таких зон, рассчитанных на 13–14 тысяч машиномест. Этот проект стал частью масштабного плана по упорядочиванию парковочного пространства в городе, который должен завершиться к августу 2025 года созданием 13,2 тысячи платных мест, а в перспективе — увеличением их числа до 84 тысяч.
Одна из первых платных парковок расположена вокруг сквера Амира Темура. Она обозначена специальным знаком: черная буква «Р» на оранжевом фоне. Стоимость услуги здесь составляет 12 тысяч сумов за час, а за неоплату водителям грозит штраф. Парковка работает круглосуточно, что удобно для тех, кто приезжает в центр города в любое время суток.
Оплатить парковку можно через приложение Poytaxt Parking или наличными в терминалах Paynet. Однако журналисты отметили, что на момент запуска приложение было недоступно в магазинах App Store и Google Play, что могло создать неудобства для пользователей. Разработкой приложения занималась компания Streetpark Systems, которая ранее победила в тендере на организацию платных парковок в Ташкенте.
Изначально власти планировали запустить тестовые парковки еще в марте 2024 года, а с июля начать их массовое внедрение. Однако сроки сдвинулись, и только в октябре 2024 года хоким Ташкента Шавкат Умурзаков подписал указ о создании платных автостоянок. Согласно документу, городские парковки разделены на четыре тарифные зоны с ценами от 5 до 12 тысяч сумов за час. Максимальная стоимость, согласованная с Министерством экономики и финансов, достигает 30 тысяч сумов.
В ноябре 2024 года стартовал аукцион, на котором определялся оператор платных парковок. Победителем повторных торгов стала компания Streetpark Systems, предложившая 62,93 миллиарда сумов за трехлетнюю аренду 262,8 тысячи квадратных метров парковочных площадей. Первый аукцион, проведенный в конце ноября, выиграло совместное предприятие Balcomuz с предложением около 120 миллиардов сумов, но договор с ним так и не был подписан.
Городская администрация стремится к созданию единой автоматизированной системы платных парковок, которая должна заработать до конца 2025 года. Тарифы варьируются в зависимости от зоны: минимальная цена составляет 5 тысяч сумов за час, максимальная — 12 тысяч. Оператор, выбранный по итогам аукциона, обязан вложить не менее 5 миллионов долларов в техническое оснащение парковок, включая установку терминалов, камер и других устройств для контроля.
В Ташкенте платные парковки впервые начали обсуждать еще в 2019 году, но их внедрение откладывалось из-за необходимости разработки технической инфраструктуры и согласования тарифов.